1873–1954
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Силович
Живописец, график.
Родился в семье бурлака, рано лишился родителей и был отдан на воспитание дальним родственникам — саратовским мещанам Сорокопудовым — отсюда и двойная фамилия. Жил сначала в Саратове, затем в Астрахани. Подрабатывал у купца Кузьмина, «мальчиком при буфете» на волжских пароходах.
Первым познакомил мальчика с живописью П. А. Власов, который в 1890–1892 обучал его в Астраханской рисовальной школе. Кроме Власова учился у В. Г. Петрова и П. П. Чистякова. Занимался в петербургской школе Общества поощрения художеств. В 1895 поступил в Высшее художественное училище при Академии Художеств, а через два года — и в саму Академию, где учился у П. О. Ковалевского, И. Е. Репина, В. В. Матэ.
Сильнее всех на творчестве Горюшкина-Сорокопудова сказалось влияние репинской живописи, выразившееся в точности и конструктивности рисунка, пластической выразительности формы, в пристрастии к портрету и сюжетно-тематической композиции. Реалистические традиции передвижничества органично легли на академическую основу.
В качестве дипломной работы выполнил жанровое полотно «На концерте в Павловске». По окончании Академии первую премию Горюшкин получил за картину «За оградой тихой обители». В начале 1900-х появились и первые самостоятельные композиции («Скрипач», 1902), и первые опыты психологического портретирования («Портрет матери», «Портрет жены», оба — 1904).
Начал выставляться с 1897. Принимал участие в академических выставках, выставках Общества Поощрения Художеств, Общества русских акварелистов и др. Тогда же определились и творческие интересы художника, сосредоточившие его внимание на историческом жанре, точнее, на теме Древней Руси, патриархальных обычаев и народного быта. Самые значимые произведения периода 1900-х — 1910-х: «Из культа прошлого», «Плач Ярославны», «Сцена из XVII столетия», «Из века в век», «Базарный день в старом городе», «Божий суд», «Князь Игорь», «На звоннице».
Работая иллюстратором, Горюшкин выбирал издания, опять же близкие истории: он оформил произведения П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» (1909), А. Н. Толстого «Князь Серебряный» (1908–1910) и другие. Сотрудничал с журналами «Нива», «Столица и усадьба».
В 1905 году древняя история в творчестве художника уступила место современности: под влиянием происходящего в стране появились «Баррикады. 1905 год», «Разгром барской усадьбы». Вместе с А. И. Вахрамеевым, Н. Ф. Петровым и Д. Н. Кардовским в 1906 Горюшкин издавал запрещенный цензурой журнал «Гамаюн». Под впечатлением войны 1914–1918 создал картины «Подвиг сестры милосердия» (1914–1916), «Пленных привезли!» (1916).
Среди портретов работы Горюшкина особенно интересны «Портрет актрисы А. Н. Собольщиковой-Самариной», «Поцелуй», «Портрет кн. Н. В. Мансыревой», «Автопортрет», «Девушка на солнце», «Портрет В. В. Фоминой».
Но в любом жанре и при любой тематике, будь то «Плачь Ярославны» или такой портрет на пленэре, как «Под солнцем», у Горюшкина большую роль в эмоциональном плане играл пейзаж, что обусловило особую лиричность его картин.
С 1903 началась педагогическая деятельность Горюшкина-Сорокопудова: до 1908 он преподавал в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, а с 1908, когда он навсегда переехал в Пензу, — в Пензенском художественном училище, где он работал (с кратким перерывом) до 1954.
Впрочем, после революции 1917 Горюшкина-Сорокопудова отстранили от преподавания, а Пензенское училище было преобразовано в художественно-производственные мастерские. Однако он продолжал активно участвовать в общественной и художнической жизни: вступил в АХР и ОМАХР в Пензе, экспонировал свои произведения на выставках этих объединений.
В середине 1920-х — 1930-х Горюшкин-Сорокопудов создал цикл произведений, посвященных В. И. Ленину («Ленин и революция», «Ленин на трибуне»), писал картины в традиции русского реалистического пейзажа, жанровых композиций и портретов: «На родине весна», «Зима» (1936), «Ивановка» (1939) и т.д.
В 1943 художник был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
После Великой Отечественной войны Горюшкин-Сорокопудов продолжил преподавательскую деятельность.
В 1949 вышла книга воспоминаний Горюшкина-Сорокопудова «Годы учебы у Репина», а в 1963, уже посмертно, — мемуары о своей работе в 1920-х в Пензе («Художник»).
Персональные выставки произведений Горюшкина-Сорокопудова состоялись в Пензе (1956, 1973) и в Москве (1964).
В 1986 в Пензенской картинной галерее открылся мемориальный музей Горюшкина-Сорокопудова.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе