Товарищество южнорусских художников

1890–1922, Одесса

Члены-учредители: Е. И. Буковецкий, К. К. Костанди, Н. Д. Кузнецов, Г. А. Ладыженский, А. А. Попов, А. П. Размарицын, Н. Л. Скадовский, Б. В. Эдуардс.

Члены и экспоненты: В. Н. Акимович, Н. Х. Алексомати, Н. И. Альтман, А. Ф. Афанасьев, В. С. Бальц, М. В. Банд, В. Д. Баранов-Россине, Г. З. Башинджагян, Э. С. Бендель, Ю. Р. Бершадский, А. Ф. Бистань, К. Ф. Богаевский, В. С. Богданов, Н. К. Бодаревский, Д. И. Бортникер, Я. Е. Борченко, О. Э. Браз, М. Ф. Бри-Бейн, Л. А. Бродский, И. И. Бродский, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, Л. Д. Бурлюк-Кузнецова, С. М. Василопуло, В. О. Вербаховский, М. М. Винник, М. И. Войнар, П. Г. Волокидин, Е. К. Вржещ, А. В. Ганзен, П. П. Ганский, А. Ф. Гауш, А. Я. Головин, Г. С. Головков, И. С. Горюшкин-Сорокопудов, Н. К. Грандковский, Б. Н. Гроссер, А. Г. Гроссман, Т. Я. Дворников, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, В. К. Заль, В. Х. Заузе, М. И. Зибеншайн (Зибенштайн), Б. В. Зуев, Е. Е. Иваницкая, Н. И. Иванов, А. К. Кальнинг, С. Т. Каменский, В. В. Кандинский, С. Я. Кишинёвский, А. А. Кобцев, С. Ф. Колесников, О. М. Конопко, В. В. Коренев, В. Ф. Коренев-Новороссийский, Д. К. Крайнев, В. Г. Крихацкий, И. И. Крылов, Б. А. Кубланов, Д. Д. Кузнецов, Н. А. Куковеров, А. А. Куренной, В. П. Куровский, Н. А. Купин, А. Б. Лаховский, П. А. Левченко, Н. Н. Лепетич, Г. Т. Лысенко, Н. А. Маркин, А. С. Мартынович, В. К. Менк, И. И. Мормонэ, В. Л. Морозов, В. В. Нааке, В. П. Никулин, П. А. Нилус, А. М. Нюренберг, Н. А. Околович, С. К. Панкеев, Л. О. Пастернак, И. В. Петровский, Е. К. Петрококино, Н. К. Пимоненко, М. Ф. Покорный, И. П. Похитонов, И. Д. Прокофьев, Б. В. Пясковский, М. С. Сарьян, С. А. Севастьянов, П. М. Сегаль, И. Ф. Селезнёв, Е. С. Семёнов, В. А. Серов, Н. А. Сивирин, Н. В. Смирнов, В. П. Снежков, Ф. Л. Соколович, К. М. Соломаха, А. Н. Стилиануди, Е. И. Столица, М. С. Судковский, И. Д. Тиунов, М. Л. Тромпетер, В. М. Фармаковский, А. М. Фёдоров, В. А. Фёдоров, И. А. Француз, Г. С. Фурсей, Е. И. Хаджи, П. Ф. Шварц, И. А. Шклявер, А. А. Шовкуненко, А. А. Шурыгин, Б. И. Эгиз, Ц. С. Эмский-Могилевский, Р. П. Яфимович и другие.

Выставки: 1-я — Одесса (1890) — 29-я — Одесса (1919).

Создано по образцу Товарищества передвижных художественных выставок; первое организационное собрание состоялось 11 марта 1890 — выработан устав. Первая выставка открылась 8 апреля 1890, вторая — весной 1891. Летом 1891 была организована большая передвижная выставка, показанная в Севастополе, Симферополе, Екатеринославе, Кишиневе, Херсоне. В первых выставках, наряду с учредителями, участвовали молодые художники Одессы и Киева. В 3-й периодической выставке (1892) молодежь отказалась участвовать из-за недовольства привилегированным положением учредителей и несправедливым распределением доходов между членами товарищества и экспонентами.

В 1893 П. А. Нилусом и Е. И. Буковецким был разработан новый устав, целью которого было преодоление разногласий внутри объединения. Действительные члены сохранили право выставлять работы без жюри и пользовались преимуществами при развеске картин, но доходы от продажи билетов, каталогов и репродукций распределялись между всеми участниками поровну. 5 % от суммы, полученной от продажи картин, поступало в фонд Товарищества. Делами объединения занималось правление, избираемое на 3 года. В его первый состав вошли: А. А. Попов (председатель), П. А. Нилус (секретарь), К. К. Костанди, Г. А. Ладыженский, Б. В. Эдуардс. В 1902 году бессменным председателем стал К. К. Костанди.

Товарищество постоянно пополнялось новыми членами — выпускниками Рисовальной школы Одесского общества изящных искусств. За все годы существования ТЮРХ в нем состояло 85 действительных членов.

Товарищество играло видную роль в общественно-культурной жизни Одессы рубежа XIX — ХХ веков. В 1898 по инициативе ТЮРХ было создано Одесское литературно-художественное общество (в 1904 было закрыто, в 1909 преобразовано в Одесский литературно-художественный клуб). В 1899 ТЮРХ участвовало в создании городского музея (ныне — Одесский художественный музей), в залах которого в дальнейшем проходили периодические выставки Товарищества.

Периодические выставки открывались ежегодно 1 октября (в 1914 выставки не было); в общей сложности в них участвовало 350 художников. На выставках преобладал пленэрный пейзаж и бытовой жанр.

Наряду с периодическими, были проведены: весенние выставки этюдов и эскизов (1895, 1896), благотворительные выставки в помощь пострадавшим от неурожая (1892, 1899), передвижные выставки в Харькове и Москве (1894–1895), выставки этюдов в помещении Одесского литературно-художественного общества (1898, 1902). Член ТЮРХ участвовали в выставках Киевского товарищества художественных выставок (1895), Ростовского артистического общества (1899), Николаевского художественного кружка (1899), Екатеринославского художественно-артистического общества (1900), Бессарабского общества любителей искусств (1908), а также во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже (1900). Ряд членов ТЮРХ участвовали в выставках других художественных объединений, в частности ТПХВ.

С организацией в Одессе Общества независимых художников (1916), ориентированного на новаторскую авангардную эстетику, Товарищество вступило с ними в полемику.

Весной 1917 ТЮРХ участвовало в создании Союза работников пластических искусств. Летом 1918 и в октябре 1919 ТЮРХ провело последние периодические выставки; в июне 1919 — «Первую народную выставку картин, плакатов, вывесок и детского творчества», в марте — апреле 1920 — «Народную выставку картин памяти Т. Г. Шевченко».

Летом 1922 деятельность ТЮРХ прекратилась, что во многом было обусловлено отъездом его ведущих деятелей (П. А. Нилуса, Н. Д. Кузнецова, Б. В. Эдуардса, П. П. Ганского) за рубеж. В том же году было создано Общество художников им. К. К. Костанди, костяк которого составили члены ТЮРХ.

Источники:

1. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 308–310.
2. museum.odessa.net.
3. migdal.ru.
4. tphv.ru.

  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
  • 12.03.2019 Эксперты: индустрия культуры приносит экономике США в 4 раза больше, чем сельхозпроизводство Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 12.03.2019 Художник недели. Павел Пепперштейн В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
  • 07.03.2019 Страсти по праву следования Решив «защитить права» художников и их наследников, государство обложило арт-рынок очередным квазиналогом — 5 % по праву следования. И вместо полезной работы начались хождения…
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх