1863–1930
Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства.
Родился в семье священника. В 1872–1879 учился Катковском лицее в Москве, где получил первоначальное художественное образование под руководством И. Д. Нерадовского. В 1881 поступил в МУЖВиЗ, сначала занимался на архитектурном отделении, в 1883 перешел на живописное, учился у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, Е. С. Сорокина, П. С. Сорокина, В. Д. Поленова. С 1884 посещал также поленовские рисовальные вечера. В 1887–1888 за живописный этюд и рисунок с натуры награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1889 написал картину «Снятие с креста», за которую получил большую серебряную медаль и был выпущен из Училища со званием классного художника. В 1880-х сблизился с С. И. Мамонтовым и художниками абрамцевского кружка, неоднократно бывал в подмосковном имении Мамонтова.
В 1889 жил в Париже, посещал Школу Ф. Коларосси, где занимадся под руководством Ж.-Э. Бланша и Ж. Симона. В начале 1890-х работал у подрядчика А. А. Томашко, выполнял росписи интерьеров. С 1893 участвовал в выставках, экспонировал свои картины на выставках ТПХВ (1893, 1895), Московского товарищества художников (1893, 1901–1902), Московского общества любителей художеств (1894–1898).
В 1890-х неоднократно путешествовал по Италии и Франции. В 1897 занимался в Академии Витти у Р. Коллена и О. Мерсона. В 1898 изучал в Испании техники керамики.
В конце 1890-х работал на гончарном заводе Мамонтова «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве. По эскизам Головина на заводе изготавливались майоликовые выставки, вазы, блюда и т. д. В 1900–1903 создал майоликовый фриз «Времена года» и несколько декоративных панно на мифологические сюжеты («Клеопатра», «Поклонение природе», «Поклонение божеству», «Купание наяд», «Жажда») для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве.
В 1898 вместе с Е. Д. Поленовой оформил «русскую столовую» усадебного дома В. В. и М. Ф. Якунчиковых в Наре под Москвой. В 1898–1900 совместно с К. А. Коровиным, М. Ф. Якунчиковой и Е. Д. Поленовой работал над интерьерами Кустарного павильона и павильона окраин России на Всемирной выставке в Париже 1900. За свои произведения в керамике был награжден золотой и серебряной медалями.
С 1899 участвовал в выставках «Мира искусства», с 1902 — член объединения. сотрудничал в одноименном журнале. В 1903 вступил в Союз русских художников. В 1898 назначен на должность художника-декоратора Императорских театров. Оформлял спектакли Большого театра в Москве, в частности оперы А. Н. Корещенко «Ледяной дом» (1900), Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1901). В 1901 переехал в Петербург, с 1902 занимал пост главного декоратора Императорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. Работал для Александринского и Мариинского театров, в том числе создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кармен» Ж. Бизе (1908), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917); спектаклям «У врат царства» К. Гамсуна (1908), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917), «Песнь соловья» И. Ф. Стравинского (1919) и многим другим.
С 1902 с директором Императорских театров В. А. Теляковским почти ежегодно бывал в Париже, путешествовал по Италии, Голландии, Австрии, Бельгии. В 1905 произведения Головина экспонировались на портретной выставке в Таврическом дворце в Петербурге. В 1906–1907 участвовал в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине.
В 1908–1917 сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом. В 1909–1910 оформлял постановки антрепризы Дягилева Русские сезоны в Париже, в том числе вместе с Н. К. Рерихом и Д. С. Стеллецким создал костюмы и декорации к операм «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, а также декорации к балету «Жар-птица» И. Ф. Стравинского.
В конце 1900-х — начале 1910-х работал в художественно-керамических мастерских П. К. Ваулина в Кикерино под Петербургом.
В 1912 был избран действительным членом ИАХ. В 1913 поселился в Детском Селе под Петербургом.
После революции принимал активное участие в деятельности Дома искусств. В 1919 экспонировал свои произведения на Первой Государственной свободной выставке произведений искусств, выставках театрально-декорационного искусства в Ленинграде (1927) и Москве (1928). С 1926 сотрудничал с К. С. Станиславским в МХАТ, оформив постановки спектаклей «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Отелло» У. Шекспира (1930). В 1928 был удостоен звания «Народный артист РСФСР».
Ретроспективные выставки произведений Головина прошли в 1940 в Государственном Русском музее в Ленинграде, в 1956 — в выставочных залах Академии художеств СССР в Москве и Ленинграде, в 1983 и 1988 — в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве.
Головин — один из наиболее значительных русских художников рубежа XIX–XX столетий, проявивший себя в самых разных областях искусства — живописи, графике, сценографии, керамике. Расцвет его творчества приходится на 1900-е — 1910-е и всецело связан с эстетикой модерна, опираясь на которую художник сумел выработать собственную узнаваемую манеру. Для его произведений, как в живописи, так и в прикладном искусстве, характерны необычайная, подчас даже чрезмерная, декоративность, красочность, изысканность графического решения. Излюбленными в творчестве Головина были орнаментальные растительные мотивы, которые в изобилии встречаются на керамических изделиях по его эскизам, живописных панно, театральных декорациях.
Произведения Головина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и многих других.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе