- Aлександр Бенуа ди Стетто
- Леонид Ступеньков, «Закат», сграффито, 1993г.
- Геннадий Зубков, "Знакомство с Малевичем. Мужской портрет ", 1966-2005
- Валерий Клеверов, Без названия, 1970-е
- Геннадий Зубков, "Натюрморт с гранатом", 1989, 2006
- Елена Фигурина, "Прогулка", 2006
- Ольга Моисеева, "Парк. У озера", 2004
- Владимир Стерлигов, "Алма-Ата", 1940-е
- Владимир Стерлигов, натюрморт, 1969
- Дмитрий Сеник, авторские отпечатки
Московское товарищество художников
1893–1924, Москва
Действительные члены: М. Х. Аладжалов, И. И. Бакал, В. Н. Бакшеев, В. П. Батурин, С. В. Беклемишев, В. Э. Борисов-Мусатов, Л. М. Браиловский, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. А. Ватагин, Е. Н. Виллиам, В. В. Владимиров, М. А. Врубель, М. М. Гермашев, А. С. Глаголева, А. Я. Головин, Е. В. Гольдингер, А. С. Голубкина, И. Г. Гугунава, В. Н. Домогацкий, И. С. Ефимов, В. Д. Замирайло, Ф. И. Захаров, Я. Я. Калиниченко, И. Л. Калмыков, Е. И. Каменцева, Д. И. Киплик, Н. А. Клодт фон Юргенсбург, В. И. Комаров, К. А. Коровин, П. И. Коровин, А. И. Кравченко, И. И. Крылов, А. В. Маковский, В. Н. Мешков, П. Н. Миронович, И. И. Нивинский, С. В. Ноаковский, М. М. Огранович, П. Я. Павлинов, В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова, М. С. Пырин, Ф. И. Рерберг, А. К. Сильверсван, В. А. Симов, Н. Я. Симонович-Ефимова, А. А. Синцов, К. К. Тарбеев, А. П. Токарев, И. И. Трояновский, Я. П. Турлыгин, Н. П. Ульянов, А. И. Чирков, Э. Я. Шанкс, Я. Ф. Шапшал, М. И. Шестёркин, А. Н. Штурман, Н. Л. Эллерт, А. Г. Якимченко, А. А. Ясинский и другие.
Экспоненты: А. Е. Архипов, И. П. Батюков, В. Д. Бубнова, Д. Д. Бурлюк, С. А. Виноградов, Н. С. Гончарова, Н. М. Григорьев, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, В. И. Денисов, С. Ю. Жуковский, А. Е. Иванов, Б. М. Каменский, В. В. Кандинский, Д. Н. Кардовский, А. М. Корин, С. А. Коровин, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, Г. А. Лапшин, М. Ф. Ларионов, С. В. Малютин, В. Н. Масютин, А. Т. Матвеев, В. В. Переплётчиков, П. И. Петровичев, Л. Ф. Пищалкин, А. А. Рылов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, В. А. Серов, Н. В. Синезубов, А. В. Средин, А. С. Степанов, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, В. А. Фаворский, П. А. Харыбин, А. Н. Шишов, О. В. Энгельс, К. Ф. Юон, Г. Б. Якулов и другие.
Выставки: 1-я годичная (1893, Москва) — 26-я годичная (1924, Москва); 1-я выставка акварелей, пастелей, рисунков, этюдов и эскизов (1899, Москва).
Основано кружком выпускников МУЖВЗ, который до осени 1893 проводил еженедельные собрания и имел выборное правление в составе: В. А. Симов (председатель), Д. И. Киплик (секретарь), В. И. Комаров, В. Н. Мешков и Ф. И. Рерберг. В феврале 1893 и марте — апреле 1894 кружок провел «Выставки московских художников», с которых в дальнейшем велся счет выставкам товарищества. В начале 1896 кружок был преобразован в «Московское товарищество художников», которое таким образом получило официальный статус. 21 февраля того же года был утвержден устав, согласно которому общество ставило целью «способствовать успеху развития искусств в России, а также заботиться об интересах своих членов».
Новые члены принимались в МТХ по личному заявлению путем тайного голосования на общем собрании (в отличие от ТПХВ, где для вступавшего требовалась еще и рекомендация совета). Экспоненты для выставок также принимались на собрании всех членов МТХ.
Весной 1896 состоялось первое выступление товарищества на академической выставке в Петербурге. Часть показанных работ затем экспонировались на Международной выставке в Берлине и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (обе — 1896). В ноябре 1896 состоялась 4-я выставка МТХ, которая продолжила ряд ежегодных выставок.
Товарищество не имело определенной эстетической программы. В разные годы в выставках участвовали представители различных художественных направлений. При этом общая направленность первых выставок выражалась в утверждении колористической живописности в противовес повествовательности и цветовой сдержанности поздних передвижников.
В творчестве членов МТХ преобладал бытовой жанр и пейзаж. Лидерство на выставках середины — конца 1890-х принадлежало группе живописцев, составивших позже ядро Союза русских художников (М. Х. Аладжалов, А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, С. А. Виноградов, Н. В. Досекин, С. Ю. Жуковский, Н. А. Клодт фон Юргенсбург, К. А. Коровин, С. В. Малютин, В. В. Переплётчиков и другие). На 2-й выставке МТХ впервые экспонировалась картина «Северная идиллия» К. А. Коровина.
Начиная с 6-й годичной выставки в Москве (февраль 1899) и «Выставки картин и художественной индустрии» в Петербурге (декабрь 1899) помимо живописи, графики, скульптуры экспонировались произведения декоративно-прикладного искусства: художественная керамика, майолика, вышивка, ковры, эскизы мебели, в том числе изделия керамической мастерской «Абрамцево» С. И. Мамонтова, гончарной артели «Мурава».
В 1890-х товарищество для пропаганды искусства в массах планировало провести серию «Народных выставок» с дешевыми входными билетами. С этой целью многим художникам, в том числе В. Д. Поленову, И. Е. Репину, В. А. Серову были заказаны картоны на исторические и библейские сюжеты. Первая «Народная выставка» состоялась в 1899, однако дальнейшего развития эта идея не имела.
В начале 1900-х на выставках преобладали символистские тенденции, выраженные в творчестве М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, Н. П. Крымова, П. В. Кузнецова, А. Т. Матвеева, В. Д. Милиоти, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьяна, П. С. Уткина. Были впервые показаны широкому зрителю такие значимые для русского символизма произведения, как «Гармония» (8-я выставка, 1901), «Гобелен» (9-я выставка, 1902), «Водоем» (10-я выставка, 1903) В. Э. Борисова-Мусатова, «Лебедь» М. А. Врубеля (12-я выставка, 1905), «Утро (Рождение)» П. В. Кузнецова (12-я выставка, 1905) и другие.
В 13-й выставке (1906) участвовали М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, представлявшие авангардистское крыло московской художественной молодежи. В 1909 и 1911 в выставках МТХ участвовала большая группа членов петербургского «Нового общества художников» (НОХ). В свою очередь члены МТХ участвовали в выставке НОХ в Петербурге (1910). Выставки сопровождались изданием каталога. В рамках годичных выставок были проведены посмертные выставки: В. И. Комарова (1899), Е. Д. Поленовой (1902), В. Э. Борисова-Мусатова (1916).
С возникновением Союза русских художников, «Бубнового валета», общества «Свободная эстетика» и других объединений интерес к выставкам МТХ заметно снизился. Последние выставки состоялись в 1918, 1922 и 1924. Основатели товарищества за редким исключением (В. Д. Поленов, Ф. И. Рерберг) в них не участвовали.
- 22.01.2021 Итоги AI аукциона № 363 12 лотов на сумму свыше 10,1 млн рублей
- 22.01.2021 Ярмарка Art Basel перенесена на сентябрь Арт-ярмарка в Базеле в оффлайн-формате должна состояться 21–26 сентября 2021
- 21.01.2021 Франция упростила правила вывоза культурных ценностей из страны Существенное (для живописи и скульптуры вдвое) увеличение ценового порога, после которого требуется заполнение лицензии на экспорт, должно помочь развитию французского арт-рынка
- 21.01.2021 Проект Museum Exchange переводит филантропию в онлайн На новой онлайн-платформе меценаты могут предложить или выбрать работу в дар для одного из североамериканских музеев
- 20.01.2021 Рынок художника: жизнь после смерти Принято считать, что рынок известного художника резко активизируется после ухода автора. Так ли это? Artprice предложил свой взгляд на этот вопрос
- 15.01.2021 Итоги AI аукциона № 362 Суммарная выручка достигла 10,4 млн рублей. Продано 18 лотов
- 15.01.2021 Рекорды комиксов: от Тинтина до Бэтмена Эскиз к комиксу о Тинтине продан за рекордные для оригинальной иллюстрации €3,2 млн. А экземпляр комикса «Бэтмен № 1» ушел за $2,22 млн, став самым дорогим изданием про Бэтмена и вторым самым дорогим напечатанным комиксом в мире
- 12.01.2021 Комикс о Бэтмене идёт на рекорд За экземпляр комикса 1940 года «Бэтмен № 1» уже предложили заочно $1,53 млн — больше, чем за комикс про Тёмного рыцаря в ноябре 2020. Финальная цена «Бэтмена № 1» станет известна на торгах 14 января
- 25.12.2020 Итоги AI аукциона № 361 Суммарная выручка превысила 8 млн рублей
- 24.12.2020 Работы из коллекции Deutsche Bank принесли около €4 млн немецкому аукциону Мюнхенский дом Ketterer Kunst добился годового оборота в €60 млн; свой вклад в этот высокий результат внесла продажа работ из корпоративного собрания Deutsche Bank
- 20.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 2 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке в рынку искусства
- 15.01.2021 Литература: Будущее музея: 28 диалогов Сборник интервью с ведущими функционерами о работе музеев во время и после пандемии
- 13.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 1 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке к рынку искусства
- 11.01.2021 Художник недели: Иосиф Крачковский История, ценовые и маркетинговые показатели живописца Иосифа Евстафьевича Крачковского, «удивительно тонкого поэта Крыма и Кавказа»
- 11.01.2021 Персона недели: Алексей Беляев-Гинтовт Алексей Беляев-Гинтовт — художник-визионер, осмысляющий будущее путем обращения к традиции
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 22.01.2021 «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович. 1913–1932» в галерее «Элизиум» 26 января 2021 в 20:00 состоится онлайн-вернисаж выставки Исаака Моисеевича Рабиновича (1894–1961), одного из создателей русского театрального авангарда первых десятилетий ХХ века
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
- 13.01.2021 Выставка Татьяны Черновой в Музее AZ В Музее Анатолия Зверева на 21 января запланировано открытие масштабной выставки московской художницы Татьяны Черновой «Благая весть», посвященной светлому празднику Рождества
- 29.12.2020 Третьяковская галерея сообщила выставочные планы на 2021 год В музее планируют провести выставки Врубеля, Бенуа, Пименова, Венецианова и не только
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Aлександр Бенуа ди Стетто
- Леонид Ступеньков, «Закат», сграффито, 1993г.
- Геннадий Зубков, "Знакомство с Малевичем. Мужской портрет ", 1966-2005
- Валерий Клеверов, Без названия, 1970-е
- Геннадий Зубков, "Натюрморт с гранатом", 1989, 2006
- Елена Фигурина, "Прогулка", 2006
- Ольга Моисеева, "Парк. У озера", 2004
- Владимир Стерлигов, "Алма-Ата", 1940-е
- Владимир Стерлигов, натюрморт, 1969
- Дмитрий Сеник, авторские отпечатки