Московское товарищество художников

1893–1924, Москва

Действительные члены: М. Х. Аладжалов, И. И. Бакал, В. Н. Бакшеев, В. П. Батурин, С. В. Беклемишев, В. Э. Борисов-Мусатов, Л. М. Браиловский, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. А. Ватагин, Е. Н. Виллиам, В. В. Владимиров, М. А. Врубель, М. М. Гермашев, А. С. Глаголева, А. Я. Головин, Е. В. Гольдингер, А. С. Голубкина, И. Г. Гугунава, В. Н. Домогацкий, И. С. Ефимов, В. Д. Замирайло, Ф. И. Захаров, Я. Я. Калиниченко, И. Л. Калмыков, Е. И. Каменцева, Д. И. Киплик, Н. А. Клодт фон Юргенсбург, В. И. Комаров, К. А. Коровин, П. И. Коровин, А. И. Кравченко, И. И. Крылов, А. В. Маковский, В. Н. Мешков, П. Н. Миронович, И. И. Нивинский, С. В. Ноаковский, М. М. Огранович, П. Я. Павлинов, В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова, М. С. Пырин, Ф. И. Рерберг, А. К. Сильверсван, В. А. Симов, Н. Я. Симонович-Ефимова, А. А. Синцов, К. К. Тарбеев, А. П. Токарев, И. И. Трояновский, Я. П. Турлыгин, Н. П. Ульянов, А. И. Чирков, Э. Я. Шанкс, Я. Ф. Шапшал, М. И. Шестёркин, А. Н. Штурман, Н. Л. Эллерт, А. Г. Якимченко, А. А. Ясинский и другие.

Экспоненты: А. Е. Архипов, И. П. Батюков, В. Д. Бубнова, Д. Д. Бурлюк, С. А. Виноградов, Н. С. Гончарова, Н. М. Григорьев, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, В. И. Денисов, С. Ю. Жуковский, А. Е. Иванов, Б. М. Каменский, В. В. Кандинский, Д. Н. Кардовский, А. М. Корин, С. А. Коровин, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, Г. А. Лапшин, М. Ф. Ларионов, С. В. Малютин, В. Н. Масютин, А. Т. Матвеев, В. В. Переплётчиков, П. И. Петровичев, Л. Ф. Пищалкин, А. А. Рылов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, В. А. Серов, Н. В. Синезубов, А. В. Средин, А. С. Степанов, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, В. А. Фаворский, П. А. Харыбин, А. Н. Шишов, О. В. Энгельс, К. Ф. Юон, Г. Б. Якулов и другие.

Выставки: 1-я годичная (1893, Москва) — 26-я годичная (1924, Москва); 1-я выставка акварелей, пастелей, рисунков, этюдов и эскизов (1899, Москва).

Основано кружком выпускников МУЖВЗ, который до осени 1893 проводил еженедельные собрания и имел выборное правление в составе: В. А. Симов (председатель), Д. И. Киплик (секретарь), В. И. Комаров, В. Н. Мешков и Ф. И. Рерберг. В феврале 1893 и марте — апреле 1894 кружок провел «Выставки московских художников», с которых в дальнейшем велся счет выставкам товарищества. В начале 1896 кружок был преобразован в «Московское товарищество художников», которое таким образом получило официальный статус. 21 февраля того же года был утвержден устав, согласно которому общество ставило целью «способствовать успеху развития искусств в России, а также заботиться об интересах своих членов».

Новые члены принимались в МТХ по личному заявлению путем тайного голосования на общем собрании (в отличие от ТПХВ, где для вступавшего требовалась еще и рекомендация совета). Экспоненты для выставок также принимались на собрании всех членов МТХ.

Весной 1896 состоялось первое выступление товарищества на академической выставке в Петербурге. Часть показанных работ затем экспонировались на Международной выставке в Берлине и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (обе — 1896). В ноябре 1896 состоялась 4-я выставка МТХ, которая продолжила ряд ежегодных выставок.

Товарищество не имело определенной эстетической программы. В разные годы в выставках участвовали представители различных художественных направлений. При этом общая направленность первых выставок выражалась в утверждении колористической живописности в противовес повествовательности и цветовой сдержанности поздних передвижников.

В творчестве членов МТХ преобладал бытовой жанр и пейзаж. Лидерство на выставках середины — конца 1890-х принадлежало группе живописцев, составивших позже ядро Союза русских художников (М. Х. Аладжалов, А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, С. А. Виноградов, Н. В. Досекин, С. Ю. Жуковский, Н. А. Клодт фон Юргенсбург, К. А. Коровин, С. В. Малютин, В. В. Переплётчиков и другие). На 2-й выставке МТХ впервые экспонировалась картина «Северная идиллия» К. А. Коровина.

Начиная с 6-й годичной выставки в Москве (февраль 1899) и «Выставки картин и художественной индустрии» в Петербурге (декабрь 1899) помимо живописи, графики, скульптуры экспонировались произведения декоративно-прикладного искусства: художественная керамика, майолика, вышивка, ковры, эскизы мебели, в том числе изделия керамической мастерской «Абрамцево» С. И. Мамонтова, гончарной артели «Мурава».

В 1890-х товарищество для пропаганды искусства в массах планировало провести серию «Народных выставок» с дешевыми входными билетами. С этой целью многим художникам, в том числе В. Д. Поленову, И. Е. Репину, В. А. Серову были заказаны картоны на исторические и библейские сюжеты. Первая «Народная выставка» состоялась в 1899, однако дальнейшего развития эта идея не имела.

В начале 1900-х на выставках преобладали символистские тенденции, выраженные в творчестве М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова, Н. П. Крымова, П. В. Кузнецова, А. Т. Матвеева, В. Д. Милиоти, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьяна, П. С. Уткина. Были впервые показаны широкому зрителю такие значимые для русского символизма произведения, как «Гармония» (8-я выставка, 1901), «Гобелен» (9-я выставка, 1902), «Водоем» (10-я выставка, 1903) В. Э. Борисова-Мусатова, «Лебедь» М. А. Врубеля (12-я выставка, 1905), «Утро (Рождение)» П. В. Кузнецова (12-я выставка, 1905) и другие.

В 13-й выставке (1906) участвовали М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, представлявшие авангардистское крыло московской художественной молодежи. В 1909 и 1911 в выставках МТХ участвовала большая группа членов петербургского «Нового общества художников» (НОХ). В свою очередь члены МТХ участвовали в выставке НОХ в Петербурге (1910). Выставки сопровождались изданием каталога. В рамках годичных выставок были проведены посмертные выставки: В. И. Комарова (1899), Е. Д. Поленовой (1902), В. Э. Борисова-Мусатова (1916).

С возникновением Союза русских художников, «Бубнового валета», общества «Свободная эстетика» и других объединений интерес к выставкам МТХ заметно снизился. Последние выставки состоялись в 1918, 1922 и 1924. Основатели товарищества за редким исключением (В. Д. Поленов, Ф. И. Рерберг) в них не участвовали.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх