1850–1898
Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф.
Родилась в семье дипломата, археолога и библиофила Д. В. Поленова, младшая сестра художника В. Д. Поленова.
Первоначальное художественные навыки получила под руководством П. А. Черкасова и П. П. Чистякова, у которых занималась с 1859. В 1864–1867 посещала занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников (ОПХ), где училась у И. Н. Крамского. Позднее брала у него частные уроки. В 1869 отправилась в Париж, продолжила образование в студии Ш. Шаплена. В 1871 возвратилась в Петербург. В 1875–1877 занималась в частной мастерской П. П. Чистякова. В 1877–1878 во время Русско-Турецкой войны работала в добровольческом санитарном отряде.
В 1879 возобновила уроки у П. П. Чистякова. Параллельно в 1879–1880 училась в керамическом классе Рисовальной школы ОПХ. В 1879 была награждена малой серебряной медалью, годом позже получила большую серебряную медаль за керамическую пластину «Пир у Иоанна Грозного» по рисунку В. Г. Шварца. Весной 1880 получила командировку в Европу для изучения керамического производства. Несколько месяцев работала в Париже в керамической мастерской А. Е. Егорова, пользовалась советами керамистов Ж.-Т. Дека и П. Зифферта.
В конце 1880 возвратилась в Петербург, продолжила образование в акварельном классе Рисовальной школы ОПХ. Параллельно преподавала там живопись по фарфору и фаянсу. Создала в Школе класс майолики. В 1882 за акварель с натуры была награждена большой серебряной медалью. С 1880 принимала участие в выставках Общества русских акварелистов.
В том же году переехала в Москву, где сблизилась с С. И. Мамонтовым, став активным участником литературных, драматических и рисовальных вечеров в доме Мамонтова, одним из основных членов Абрамцевского художественного кружка. Создавала эскизы костюмов и декораций для домашних спектаклей «Алая роза» С. И. Мамонтова (1883), «Царь Саул» С. И. и С. С. Мамонтовых (1890) и других. Как сценограф сотрудничала с Русской частной оперой Мамонтова, в частности отвечала за костюмы действующих лиц и хора в постановке оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1885). В 1884 вступила в Московское общество любителей художеств, почти ежегодно участвовала в его выставках.
В 1885 вместе с Е. Г. Мамонтовой организовала в Абрамцево столярно-резчицкую мастерскую, которую возглавляла до 1892. Создала более ста эскизов предметов утвари и мебели, по которым резчиками мастерской выполнялись изделия. Стала одним из основателей в Абрамцево музея народного искусства и гончарной мастерской. В 1884 совершила путешествие по Волге, Дону, Кавказу, Крыму. В 1884–1890 участвовала в поленовских рисовальных вечерах и акварельных утрах. С конца 1888 рисовальные четверги по ее инициативе заменились керамическими.
В конце 1880-х — начале 1890-х создала два обширных цикла иллюстраций, объединивших более двадцати фольклорных произведений, в частности «Белая уточка» (1886), «Лисичка-сестричка и волк», «Волк и лисица», «Иванушка-дурачок» (все — 1887), Дед Мороз» (1888), «Война грибов», «Избушка на курьих ножках» (обе — 1889). В 1887 удостоилась второй премии на выставке Общества поощрения художеств за картину «Иконописная мастерская XVII столетия».
В 1893 стала одним из членов-учредителей Московского товарищества художников. В 1893–1894 участвовала в оформлении интерьера церкви женского ремесленного училища в Кологриве Костромской губернии. В 1895 вместе с А. Я. Головиным, Е. А. и А. А. Карзинкиными путешествовала по Европе. В 1896 сотрудничала в кустарной мастерской М. Ф. Якунчиковой в селе Соломенка Тамбовской губернии, где создавала эскизы вышивок и панно. В 1897 для лечения совершила поездку в Испанию и Францию.
В 1898 разрабатывала проект столовой в русском стиле для дома Якунчиковых в Наре под Москвой, а также занималась подготовкой Кустарного отдела на Всемирной промышленной выставке в Париже 1900. Однако из-за ранней смерти художницы эти работы завершал Головин.
Мемориальные выставки Поленовой состоялись в Москве и Петербурге в 1902. Ретроспективные выставки художницы были организованы в 1925 в Абрамцево, в 1998 в Поленово, в 2000–2001 в Тарусе и Серпухове.
Творчество Поленовой оказало существенное влияние на возникновение неорусского направления в искусстве рубежа XIX — XX столетий. В своих произведениях она стремилась к соединению черт народного и профессионального академического искусства, много занималась художественно-археологическими изысканиями, изучением традиционных орнаментов, фольклора. Наиболее значителен вклад Поленовой в развитие декоративно-прикладного искусства: керамики, деревянной мебели, вышивки. Как станковист она работала меньше, предпочитая живописи акварель. Причем, многие акварельные этюды Поленовой представляют собой разработку орнаментальных мотивов, впоследствии находивших отражение в эскизах мебели и вышивок.
Существует проблема атрибуции произведений художницы в области декоративно-прикладного искусства. Ей, подчас без серьезных оснований, приписывают многие изделия столярной мастерской Абрамцево в «русском стиле», которую она долгое время возглавляла.
Произведения художницы находятся во многих музейных и частных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее-усадьбе «Абрамцево» и многих других.
Украденное искусство: краткая история арт-похищений. Часть 3
21.01.2025Открыты 564-е торги аукциона ARTinvestment.RU
20.01.2025Открыт 245-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
20.01.2025Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 2024 года
17.01.2025Рынок русского искусства в России. Итоги 2024 года
14.01.2025Открыт 244-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
13.01.2025Открыты 563-и торги аукциона ARTinvestment.RU
13.01.2025С 1 февраля 2025 изменятся цены подписки на базу аукционных результатов ARTinvestment.RU
10.01.2025Главные события российского арт-рынка — 2024. Часть 2
10.01.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе