Абрамцевский художественный кружок

Последняя треть XIX века — начало ХХ века

Участники: М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, П. К. Ваулин, М. А. Врубель, А. Я. Головин, Н. Я. Давыдова, А. А. Киселёв, К. А. Коровин, Н. Д. Кузнецов, И. И. Левитан, С. И. Мамонтов, А. С. Мамонтов, Н. В. Неврев, М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова, А. В. и М. В. Праховы, И. Е. Репин, В. А. Серов, П. П. Трубецкой, М. В. Якунчикова, М. Ф. Якунчикова и другие.

Творческое содружество художников, писателей, деятелей театра. Сформировалось вокруг мецената С. И. Мамонтова. Встречи и собрания участников проходили в доме Мамонтова на Садовой-Спасской улице в Москве, в летние месяцы — в подмосковной усадьбе Абрамцево близ Сергиева Посада.

Кружок не являлся официальным обществом или художественной группировкой, тем не менее он имел определенную эстетическую направленность. Его деятельность была связана с изучением русской истории и культуры, стремлением к синтезу искусств (архитектуры, живописи, графики, скульптуры, сценографии, театра, декоративно-прикладного искусства), желанием «оживить» традиции народного творчества. Таким образом, программа Кружка во многом была созвучна художественному центру М. К. Тенишевой в Талашкино Смоленской губернии.

Имение Абрамцево, давшее название содружеству, стало одним из крупнейших центров художественной жизни России последней трети XIX столетия. Оно было приобретено Мамонтовым у писателя С. Т. Аксакова (1870). В 1870-х — 1900-х сформировался ансамбль усадьбы: к уже имевшемуся главному дому были добавлены здание скульптурной мастерской (1873, арх. В. А. Гартман), баня-теремок (1877–1878, арх. И. П. Ропет), церковь Спаса Нерукотворного (1881–1882, арх. В. М. Васнецов, В. Д. Поленов), беседка «Избушка на курьих ножках» (1883, арх. В. М. Васнецов), керамическая скамья (1900-е, авт. М. А. Врубель).

В Абрамцево и его окрестностях были созданы многие произведения русской живописи — картины «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883), «Не ждали» (1884–1888) И. Е. Репина, «Алёнушка» (1881), «Богатыри» (1881–1898) В. М. Васнецова, «Девочка с персиками» В. А. Серова, «Видение отрока Варфоломея» (1889–1890) М. В. Нестерова и другие. Художники активно участвовали в оформлении любительских спектаклей, которые регулярно ставились на абрамцевской сцене (с 1878). В 1885 в Абрамцево была организована столярно-резчицкая мастерская, которой в разное время руководили Е. Д. Поленова, М. Ф. Якунчикова, Н. Я. Давыдова; мастерская занималась изготовлением украшенной резьбой и росписью мебели, а также предметов быта. В 1890 была открыта также керамическая мастерская, которой руководил М. А. Врубель.

В 1893 к празднованию 15-летия Кружка был издан юбилейный альбом «Хроника нашего художественного кружка».

Деятельность абрамцевских мастеров оказала значительное влияние на формирование стиля модерн и неорусского направления в искусстве. На территории усадьбы С. Т. Аксакова — С. И. Мамонтова в настоящее время открыт историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

Источники:

1. Пастон Э. В. Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003.
2. Русские художники. Энциклопедический словарь. СПб., 2000.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх