1858–1929
Живописец, график, сценограф, коллекционер, музеевед, историк искусства, фотограф
Из богатой купеческой семьи. Первоначальные навыки в рисовании приобрел под руководством дяди, художника С. В. Остроухова. Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). Служил в Торговом доме Боткиных. Систематического художественного образования не получил. Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). В 1882 посещал рисовальную школу Общества поощрения художников и акварельные вечера у И. Е. Репина в Петербурге. В 1882–1883 состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. В 1884–1890 был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве. В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского.
Жил в Москве. Путешествовал по Франции (1886), Италии (вместе с В. А. Серовым, М. А. и Ю. А. Мамонтовыми), Германии (1889); с 1890-х регулярно ездил по Европе. Работал преимущественно как пейзажист; писал натюрморты, портреты. Обращался к технике акварели.
Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). Был дружен с С. И. Мамонтовым, К. А. Коровиным, И. И. Левитаном, В. А. Серовым, В. Д. Поленовым, братьями В. М. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево — по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). В 1885 написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова. С конца 1880-х — организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. В 1886 вместе с В. А. Серовым, Н. С. Третьяковым и М. А. Мамонтовым снимал в Москве на Ленивке мастерскую. Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М. и С. М. Третьяковых (1905–1913). Был знаком с А. Матиссом. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве.
С 1886 — участник выставок. Член и экспонент ТПХВ (1886–1898, с перерывами; член с 1891), Московского общества любителей художеств (1886–1907, с перерывами; член с 1886), Союза русских художников (1903–1918, с перерывами). Участвовал во Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), выставках «Мира искусства» (1900), «36-ти художников» (1901–1903), картин русских художников в галерее «Лемерсье» (1911), Московского товарищества художников (1924), передвижной выставке русского искусства в США (1924–1925). Провел персональную выставку в Москве (1925).
В 1900 по поручению ИАХ участвовал в организации Русского отдела на Всемирной выставке в Париже.
В 1906 был удостоен звания действительного члена ИАХ.
С 1890-х начал систематически заниматься коллекционированием. Имел собрания древнерусской и западноевропейской живописи, русской живописи и графики, декоративно-прикладного искусства. В 1890 приобрел дом в Трубниковском переулке, где разместил коллекцию и открыл к ней общий доступ. В 1918 на основе собрания Остроухова был открыт Музей иконописи и живописи, ставший в 1924 филиалом Государственной Третьяковской галереи. С 1919 — хранитель, с 1927 — директор Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова.
В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. В 1917 участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). Член экспертной комиссии по раскрытию и очистке древнерусской живописи при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса.
Автор воспоминаний о В. Д. Поленове (1928), М. А. Врубеле (конец 1920-х), В. А. Серове (конец 1920-х). Инициатор создания и автор текстов к выпускам альбома «Московская Городская художественная галерея П. М. и С. М. Третьяковых» (М., 1904–1909). Под его редакцией вышло юбилейное издание сочинений Н. В. Гоголя (1909). В 1909 участвовал в установке памятника Н. В. Гоголю работы скульптора Н. А. Андреева в Москве.
Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. С 1901 — гласный Московской городской думы. Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. В 1890–1917 — попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906). Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910).
Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.
Остроухов — выдающийся деятель русского искусства конца XIX — начала ХХ века. В своем творчестве был близок И. И. Левитану. Его лучшие произведения («Золотая осень», 1886–1887; «Первая зелень», 1887–1888; «Сиверко», 1890) — пейзажи настроения, посвященные природе средней полосы России. В поздние годы практически не работал на пленэре, используя старые этюды.
Произведения Остроухова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе