Свободная эстетика

1907–1917, Москва

Члены-учредители: В. Я. Брюсов, В. О. Гиршман, Н. Р. Кочетов, Н. Д. Милиоти, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, Н. Н. Сапунов, А. В. Средин, К. С. Станиславский, И. И. Трояновский.

Действительные члены и члены-посетители: А. А. Арапов, А. А. Ахматова, А. А. Бахрушин, А. А. Блок, П. И. Бромирский, Д. Д. Бурлюк, Г. Л. Гиршман, Е. В. Гольдингер, Н. С. Гончарова, И. Э. Грабарь, В. П. Дриттенпрейс, К. Н. Игумнов, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, С. А. и Н. К. Кусевицкие, М. Ф. Ларионов, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, Н. В. Мещерин, И. А. Морозов, И. С. Остроухов, С. А. Поляков, Д. П. Святополк-Мирский, В. А. Серов, А. Н. Скрябин, С. Ю. Судейкин, Н. П. Ульянов, В. Ф. Ходасевич, М. И. Цветаева, С. И. Щукин, К. Ф. Юон и другие.

Общество, которое призвано было объединить «служителей всех родов искусства — художников, музыкантов, поэтов, драматических и балетных артистов с целью сближения их между собой»; было основано по образцу брюссельского Libre Esthetique. В течение декабря 1906 учредители несколько раз собирались на квартире Г. Л. Гиршман для выработки устава. Название было предложено В. В. Переплётчиковым. 10 апреля 1907 был утвержден устав, согласно которому целями Общества провозглашались: «способствовать успеху и развитию искусств и литературы и способствовать общению деятелей между собой».

Общество носило закрытый характер. Финансирование осуществлялось преимущественно на средства В. О. Гиршмана. В 1910 оно насчитывало 147 действительных членов, в 1914 — 165 действительных членов и 31 члена-посетителя.

Собрания проводились раз в неделю, первоначально — в доме В. О. Гиршмана у Красных ворот, затем — в помещении Литературно-художественного кружка на улице Малая Дмитровка (дом Востряковых). В 1907–1909 В. П. Дриттенпрейс выполнил декоративное убранство зала заседаний Общества.

На собраниях читались лекции по вопросам искусства, устраивались музыкальные и литературные вечера, на которых выступали С. А. Есенин, К. Д. Бальмонт, Н. А. Клюев, А. А. Блок, В. И. Иванов, М. А. Кузьмин, М. И. Цветаева и другие. Были устроены «чествования» композитора К. Дебюсси, антрепренера С. П. Дягилева, поэтов П. Фора, Э. Верхарна, В. И. Иванова, А. Белого, В. Я. Брюсова и других деятелей культуры.

Был проведен ряд однодневных выставок: Н. С. Гончаровой (1910) и М. Ф. Ларионова (1911). Выставка Гончаровой вызвала бурные отклики в прессе. В. А. Гиляровский, тайно проникший на вечер и выставку под видом прислуги, писал о ней в статье «Братцы-эстеты», помещенной в газете «Голос Москвы» (1910, 25 марта): «Вчера после собрания вошедшие могли любоваться выставкой, устроенной у эстетов. Выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой. И в заседании, говорят, было объяснение этих картин. Сплошного декадентского пошиба и настолько неприличных, что секретные анатомические отделения Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом. Между мерзостью “картин выставки 24 марта” картины № 6 — “Бог” и № 13 — “Тоже” превосходят всякую порнографию секретных карточек.И главный ужас еще в том, что в числе публики были очень юные...» Результатом статьи стала конфискация части выставленных картин и судебное разбирательство в отношении Н. С. Гончаровой.

Общество не придерживалось какой-либо определенной эстетической программы, но поощряло синтез различных искусств, а также являлось своего рода ареной для публичных выступлений и полемики между представителями различных художественных и литературных направлений: символистов, акмеистов, имажинистов, лучистов, футуристов. В частности, 13 февраля 1914 в Обществе состоялась знаменитая лекция о футуризме Ф. Т. Маринетти, во время которой В. В. Маяковский и Д. Д. Бурлюк устроили ему обструкцию.

Общество оказало значительное влияние на развитие новейших течений в искусстве начала ХХ века.

  • 28.02.2023 Открыт 155-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Владимира Акулинина, Даниила Архипенко, Дмитрия Воронина, Ильи Комова, Александра Лозового, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Юрия Петроченкова, Александра Пучко, Леонида Ракова, Светланы Семёновой, Льва Табенкина
  • 27.02.2023 Мировой рынок русского искусства и арт-рынок России. Главные итоги 2022 года Оборот внутреннего рынка снизился незначительно; покупательская активность выросла. На торгах продолжают появляться выдающиеся работы, и спрос на них остается стабильно высоким. Несмотря на отмену международных русских торгов, русское искусство продолжает появляться на мировом рынке
  • 20.02.2023 Открыт 154-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Павла Антипова, Андрея Асерьянца, Сергея Борисова, Марии Васильевой, Анастасии Вахненко, Марины Венедиктовой, Дмитрия Врубеля, Галины Дулькиной, Александра Жатова, Наталии Жерновской, Мелика Казаряна, Александра Кацалапа, Сергея Кривцова
  • 13.02.2023 Персона недели: Дмитрий Воронин 14 февраля галерея ARTinvestment.RU «21-й век» открывает персональную выставку московского скульптора Дмитрия Воронина «Ноев ковчег». В экспозиции — скульптура из дерева и бронзы, графика, объект
  • 06.02.2023 Открыт 152-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Павла Антипова, Рубена Апресяна, Алексея Барвенко, Сергея Бордачёва, Антона Вяткина, Ростислава Ешурина, Николая Жатова, Наталии Жерновской, Вадима Кириллова, Игоря Кислицына, Сергея Кривцова, Pata (Пааты Мерабишвили), Наты Новы
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх