Свободная эстетика

1907–1917, Москва

Члены-учредители: В. Я. Брюсов, В. О. Гиршман, Н. Р. Кочетов, Н. Д. Милиоти, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, Н. Н. Сапунов, А. В. Средин, К. С. Станиславский, И. И. Трояновский.

Действительные члены и члены-посетители: А. А. Арапов, А. А. Ахматова, А. А. Бахрушин, А. А. Блок, П. И. Бромирский, Д. Д. Бурлюк, Г. Л. Гиршман, Е. В. Гольдингер, Н. С. Гончарова, И. Э. Грабарь, В. П. Дриттенпрейс, К. Н. Игумнов, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, С. А. и Н. К. Кусевицкие, М. Ф. Ларионов, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, Н. В. Мещерин, И. А. Морозов, И. С. Остроухов, С. А. Поляков, Д. П. Святополк-Мирский, В. А. Серов, А. Н. Скрябин, С. Ю. Судейкин, Н. П. Ульянов, В. Ф. Ходасевич, М. И. Цветаева, С. И. Щукин, К. Ф. Юон и другие.

Общество, которое призвано было объединить «служителей всех родов искусства — художников, музыкантов, поэтов, драматических и балетных артистов с целью сближения их между собой»; было основано по образцу брюссельского Libre Esthetique. В течение декабря 1906 учредители несколько раз собирались на квартире Г. Л. Гиршман для выработки устава. Название было предложено В. В. Переплётчиковым. 10 апреля 1907 был утвержден устав, согласно которому целями Общества провозглашались: «способствовать успеху и развитию искусств и литературы и способствовать общению деятелей между собой».

Общество носило закрытый характер. Финансирование осуществлялось преимущественно на средства В. О. Гиршмана. В 1910 оно насчитывало 147 действительных членов, в 1914 — 165 действительных членов и 31 члена-посетителя.

Собрания проводились раз в неделю, первоначально — в доме В. О. Гиршмана у Красных ворот, затем — в помещении Литературно-художественного кружка на улице Малая Дмитровка (дом Востряковых). В 1907–1909 В. П. Дриттенпрейс выполнил декоративное убранство зала заседаний Общества.

На собраниях читались лекции по вопросам искусства, устраивались музыкальные и литературные вечера, на которых выступали С. А. Есенин, К. Д. Бальмонт, Н. А. Клюев, А. А. Блок, В. И. Иванов, М. А. Кузьмин, М. И. Цветаева и другие. Были устроены «чествования» композитора К. Дебюсси, антрепренера С. П. Дягилева, поэтов П. Фора, Э. Верхарна, В. И. Иванова, А. Белого, В. Я. Брюсова и других деятелей культуры.

Был проведен ряд однодневных выставок: Н. С. Гончаровой (1910) и М. Ф. Ларионова (1911). Выставка Гончаровой вызвала бурные отклики в прессе. В. А. Гиляровский, тайно проникший на вечер и выставку под видом прислуги, писал о ней в статье «Братцы-эстеты», помещенной в газете «Голос Москвы» (1910, 25 марта): «Вчера после собрания вошедшие могли любоваться выставкой, устроенной у эстетов. Выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой. И в заседании, говорят, было объяснение этих картин. Сплошного декадентского пошиба и настолько неприличных, что секретные анатомические отделения Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом. Между мерзостью “картин выставки 24 марта” картины № 6 — “Бог” и № 13 — “Тоже” превосходят всякую порнографию секретных карточек.И главный ужас еще в том, что в числе публики были очень юные...» Результатом статьи стала конфискация части выставленных картин и судебное разбирательство в отношении Н. С. Гончаровой.

Общество не придерживалось какой-либо определенной эстетической программы, но поощряло синтез различных искусств, а также являлось своего рода ареной для публичных выступлений и полемики между представителями различных художественных и литературных направлений: символистов, акмеистов, имажинистов, лучистов, футуристов. В частности, 13 февраля 1914 в Обществе состоялась знаменитая лекция о футуризме Ф. Т. Маринетти, во время которой В. В. Маяковский и Д. Д. Бурлюк устроили ему обструкцию.

Общество оказало значительное влияние на развитие новейших течений в искусстве начала ХХ века.

  • 14.12.2018 Арон Бух: Исцеление цветом В липецкой галерее современного искусства «Буксир» 15 декабря открывается выставка Арона Буха, посвященная 95-летию со дня рождения художника. В экспозиции — произведения из крупных московских коллекций
  • 10.12.2018 «Игорь Вулох. Эволюция белого» в Казани В Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 31 января открыта выставка к 80-летию художника-нонконформиста Игоря Вулоха (1938–2012)
  • 10.12.2018 Выставка «Пьеро делла Франческа» в Эрмитаже Произведения одного из самых известных художников XV века Пьеро делла Франческа из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании показывают в Пикетном зале Зимнего дворца
  • 05.12.2018 Стиль Фаберже. Превосходство вне времени Выставка в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» представит более 400 произведений Фаберже из Музея Фаберже в Баден-Бадене, Государственного Эрмитажа, музея «Петергоф», ГИМа и др.
  • 04.12.2018 Выставка «Прорыв» на Кузнецком мосту, 21/5 Дмитрий Каварга, Ольга и Олег Татаринцевы, Сергей Мироненко, Олег Тыркин, Анастасия Алехина, Аристарх Чернышев, Виктор Алимпиев, Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, Григорий Орехов, Макс Орлицкий, Алексей Дубинский и др. Куратор Михаил Сидлин
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 27

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх