Свободная эстетика
1907–1917, Москва
Члены-учредители: В. Я. Брюсов, В. О. Гиршман, Н. Р. Кочетов, Н. Д. Милиоти, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, Н. Н. Сапунов, А. В. Средин, К. С. Станиславский, И. И. Трояновский.
Действительные члены и члены-посетители: А. А. Арапов, А. А. Ахматова, А. А. Бахрушин, А. А. Блок, П. И. Бромирский, Д. Д. Бурлюк, Г. Л. Гиршман, Е. В. Гольдингер, Н. С. Гончарова, И. Э. Грабарь, В. П. Дриттенпрейс, К. Н. Игумнов, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, С. А. и Н. К. Кусевицкие, М. Ф. Ларионов, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, Н. В. Мещерин, И. А. Морозов, И. С. Остроухов, С. А. Поляков, Д. П. Святополк-Мирский, В. А. Серов, А. Н. Скрябин, С. Ю. Судейкин, Н. П. Ульянов, В. Ф. Ходасевич, М. И. Цветаева, С. И. Щукин, К. Ф. Юон и другие.
Общество, которое призвано было объединить «служителей всех родов искусства — художников, музыкантов, поэтов, драматических и балетных артистов с целью сближения их между собой»; было основано по образцу брюссельского Libre Esthetique. В течение декабря 1906 учредители несколько раз собирались на квартире Г. Л. Гиршман для выработки устава. Название было предложено В. В. Переплётчиковым. 10 апреля 1907 был утвержден устав, согласно которому целями Общества провозглашались: «способствовать успеху и развитию искусств и литературы и способствовать общению деятелей между собой».
Общество носило закрытый характер. Финансирование осуществлялось преимущественно на средства В. О. Гиршмана. В 1910 оно насчитывало 147 действительных членов, в 1914 — 165 действительных членов и 31 члена-посетителя.
Собрания проводились раз в неделю, первоначально — в доме В. О. Гиршмана у Красных ворот, затем — в помещении Литературно-художественного кружка на улице Малая Дмитровка (дом Востряковых). В 1907–1909 В. П. Дриттенпрейс выполнил декоративное убранство зала заседаний Общества.
На собраниях читались лекции по вопросам искусства, устраивались музыкальные и литературные вечера, на которых выступали С. А. Есенин, К. Д. Бальмонт, Н. А. Клюев, А. А. Блок, В. И. Иванов, М. А. Кузьмин, М. И. Цветаева и другие. Были устроены «чествования» композитора К. Дебюсси, антрепренера С. П. Дягилева, поэтов П. Фора, Э. Верхарна, В. И. Иванова, А. Белого, В. Я. Брюсова и других деятелей культуры.
Был проведен ряд однодневных выставок: Н. С. Гончаровой (1910) и М. Ф. Ларионова (1911). Выставка Гончаровой вызвала бурные отклики в прессе. В. А. Гиляровский, тайно проникший на вечер и выставку под видом прислуги, писал о ней в статье «Братцы-эстеты», помещенной в газете «Голос Москвы» (1910, 25 марта): «Вчера после собрания вошедшие могли любоваться выставкой, устроенной у эстетов. Выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой. И в заседании, говорят, было объяснение этих картин. Сплошного декадентского пошиба и настолько неприличных, что секретные анатомические отделения Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом. Между мерзостью “картин выставки 24 марта” картины № 6 — “Бог” и № 13 — “Тоже” превосходят всякую порнографию секретных карточек.И главный ужас еще в том, что в числе публики были очень юные...» Результатом статьи стала конфискация части выставленных картин и судебное разбирательство в отношении Н. С. Гончаровой.
Общество не придерживалось какой-либо определенной эстетической программы, но поощряло синтез различных искусств, а также являлось своего рода ареной для публичных выступлений и полемики между представителями различных художественных и литературных направлений: символистов, акмеистов, имажинистов, лучистов, футуристов. В частности, 13 февраля 1914 в Обществе состоялась знаменитая лекция о футуризме Ф. Т. Маринетти, во время которой В. В. Маяковский и Д. Д. Бурлюк устроили ему обструкцию.
Общество оказало значительное влияние на развитие новейших течений в искусстве начала ХХ века.