Свободная эстетика

1907–1917, Москва

Члены-учредители: В. Я. Брюсов, В. О. Гиршман, Н. Р. Кочетов, Н. Д. Милиоти, Л. О. Пастернак, В. В. Переплётчиков, Н. Н. Сапунов, А. В. Средин, К. С. Станиславский, И. И. Трояновский.

Действительные члены и члены-посетители: А. А. Арапов, А. А. Ахматова, А. А. Бахрушин, А. А. Блок, П. И. Бромирский, Д. Д. Бурлюк, Г. Л. Гиршман, Е. В. Гольдингер, Н. С. Гончарова, И. Э. Грабарь, В. П. Дриттенпрейс, К. Н. Игумнов, Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, С. А. и Н. К. Кусевицкие, М. Ф. Ларионов, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, Н. В. Мещерин, И. А. Морозов, И. С. Остроухов, С. А. Поляков, Д. П. Святополк-Мирский, В. А. Серов, А. Н. Скрябин, С. Ю. Судейкин, Н. П. Ульянов, В. Ф. Ходасевич, М. И. Цветаева, С. И. Щукин, К. Ф. Юон и другие.

Общество, которое призвано было объединить «служителей всех родов искусства — художников, музыкантов, поэтов, драматических и балетных артистов с целью сближения их между собой»; было основано по образцу брюссельского Libre Esthetique. В течение декабря 1906 учредители несколько раз собирались на квартире Г. Л. Гиршман для выработки устава. Название было предложено В. В. Переплётчиковым. 10 апреля 1907 был утвержден устав, согласно которому целями Общества провозглашались: «способствовать успеху и развитию искусств и литературы и способствовать общению деятелей между собой».

Общество носило закрытый характер. Финансирование осуществлялось преимущественно на средства В. О. Гиршмана. В 1910 оно насчитывало 147 действительных членов, в 1914 — 165 действительных членов и 31 члена-посетителя.

Собрания проводились раз в неделю, первоначально — в доме В. О. Гиршмана у Красных ворот, затем — в помещении Литературно-художественного кружка на улице Малая Дмитровка (дом Востряковых). В 1907–1909 В. П. Дриттенпрейс выполнил декоративное убранство зала заседаний Общества.

На собраниях читались лекции по вопросам искусства, устраивались музыкальные и литературные вечера, на которых выступали С. А. Есенин, К. Д. Бальмонт, Н. А. Клюев, А. А. Блок, В. И. Иванов, М. А. Кузьмин, М. И. Цветаева и другие. Были устроены «чествования» композитора К. Дебюсси, антрепренера С. П. Дягилева, поэтов П. Фора, Э. Верхарна, В. И. Иванова, А. Белого, В. Я. Брюсова и других деятелей культуры.

Был проведен ряд однодневных выставок: Н. С. Гончаровой (1910) и М. Ф. Ларионова (1911). Выставка Гончаровой вызвала бурные отклики в прессе. В. А. Гиляровский, тайно проникший на вечер и выставку под видом прислуги, писал о ней в статье «Братцы-эстеты», помещенной в газете «Голос Москвы» (1910, 25 марта): «Вчера после собрания вошедшие могли любоваться выставкой, устроенной у эстетов. Выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой. И в заседании, говорят, было объяснение этих картин. Сплошного декадентского пошиба и настолько неприличных, что секретные анатомические отделения Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом. Между мерзостью “картин выставки 24 марта” картины № 6 — “Бог” и № 13 — “Тоже” превосходят всякую порнографию секретных карточек.И главный ужас еще в том, что в числе публики были очень юные...» Результатом статьи стала конфискация части выставленных картин и судебное разбирательство в отношении Н. С. Гончаровой.

Общество не придерживалось какой-либо определенной эстетической программы, но поощряло синтез различных искусств, а также являлось своего рода ареной для публичных выступлений и полемики между представителями различных художественных и литературных направлений: символистов, акмеистов, имажинистов, лучистов, футуристов. В частности, 13 февраля 1914 в Обществе состоялась знаменитая лекция о футуризме Ф. Т. Маринетти, во время которой В. В. Маяковский и Д. Д. Бурлюк устроили ему обструкцию.

Общество оказало значительное влияние на развитие новейших течений в искусстве начала ХХ века.

БЕНУА Альберт Николаевич (1852–1936) Полдень на рейде
Текущая ставка
-
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00
КУПЕР Юрий Леонидович (1940) Без названия (Четыре композиции)
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00
ВОРОНОВА Люся (1953) Космос. Процветание. 2019
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00
  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх