1875–1949
Живописец, график, сценограф
Родился в семье уездного фельдшера, мать будущего художника занималась плетением кружев. В 1887 окончил церковно-приходскую школу в Ельце. В 1888 переехал в Москву, некоторое время обучался в иконописной мастерской на Первой Мещанской улице, одновременно готовился к поступлению в МУЖВиЗ. В 1889–1900 учился в МУЖВиЗ у Н. В. Неврева, И. М. Прянишникова, К. А. Савицкого, В. А. Серова. Познакомился с Н. Н. Ге и Л. Н. Толстым. С 1897 по 1900 за ученические задания (рисунок, живописный этюд и так далее) был удостоен четырех малых серебряных медалей. В 1900 за картину «Чистые пруды» награжден большой серебряной медалью, получил звание неклассного художника.
В 1901–1903 исполнял обязанности помощника в мастерской Серова и К.. Коровина. Параллельно работал учителем рисования в Мясницком казенном училище, в 1901–1906 преподавал в частных школах Е. Н. Званцевой и А. А. Хотяинцевой, а также вел занятия в собственной студии.
С 1902 (по 1912 с перерывами) участвовал в выставках Московского товарищества художников. В 1903 посетил Меррекюле и Силламяги в Эстонии, в 1904 совершил поездку на Новый Афон для получения заказа на росписи монастыря (не состоялся). Примерно в то же время познакомился с К. С. Станиславским. С 1905 работал сценографом в Театре-студии на Поварской. Создал эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Шлюк и Яу» по пьесе Г. Гауптмана, «Продавец солнца» по пьесе Рашильд, «Пелеас и Мелисанда» по драме М. Метерлинка. Занимался декорированием интерьеров Театра-студии.
В 1905 принял участие в портретной выставке в Таврическом дворце в Петербурге. Во время революции 1905 выполнил серию натурных зарисовок на улицах Москвы, запечатлев многие революционные события. В 1906 совершил поездку по Волге и Каме. В том же году оформил спектакль «Горе от ума» по пьесе А. С. Грибоедова в МХТ.
В 1907 экспонировал свои работы на выставке «Венок» (Стефанос), вступил в общество «Свободная эстетика», вошел в состав художественного совета журнала «Золотое руно». В 1907 совершил путешествие в Италию, в 1909 — во Францию, в 1912 на стипендию фонда Е. Д. Поленовой побывал в Германии и Италии (совместно с П. П. Муратовым).
С 1910 исполнял обязанности директора и декоратора в школе танца Е. И. Рабенек. Летние месяцы 1910–1912 проводил на даче семейства Рабенек в Щелково. В 1911 участвовал во Всемирной выставке в Риме, получил приглашение Ф. Т. Маринетти присоединиться к движению футуристов, однако отказался от него. С 1911 член и постоянный экспонент (до 1923) выставок Союза русских художников. В 1913 вступил в объединение «Мир искусства».
В 1915–1918 преподавал рисунок в Строгановском художественно-промышленном училище, в 1919–1920 — в Первых Государственных свободных художественных мастерских, в 1920–1921 — во ВХУТЕМАСе, Пречистенском практическом институте на отделении изобразительного искуства, школе одаренных детей в Больших Вяземах.
В 1917 стал одним из основателей Профессионального союза художников-живописцев Москвы. В 1924 выполнил серию зарисовок в Колонном зале Дома союзов во время похорон В. И. Ленина. В 1923 и 1925 участвовал в выставках АХРР. В 1925 стал одним из членов-учредителей объединения «4 искусства». В 1926 в Государственной Академии художественных наук (ГАХН) открылась персональная выставка Ульянова, приуроченная к 30-летию творческой деятельности. В 1929 в Доме ученых прошла выставка рисунков и акварелей мастера.
Продолжал активно работать как художник-декоратор. В 1919 оформил постановку «У Дидро» И. Стюпюи в Московском показательном театре, в 1922 — «Скупой рыцарь» по трагедии А. С. Пушкина в Театре на Тверской. Создал эскизы костюмов и декораций к оперетте «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха в Музыкальной студии МХАТ (1920–1922, не осуществлена), спектаклям «Тень осла» в театре «Комедия» (1925), бывший театр Ф. И. Корша), «Дни Турбиных» (1926) и «Мольер» (1935) М. А. Булгакова во МХАТ, «Горе уму» по пьесе А. С. Грибоедова в ГосТИМ (1928). В 1929 был привлечен к работе над фильмом «Евгений Базаров» по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» на киностудии «Межрабпомрусь».
В 1932 Ульянову было присуждено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В начале Великой Отечественной войны эвакуирован в Нальчик, затем — в Тбилиси, с 1942 жил в Самарканде, преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, также находящемся в эвакуации. В конце 1943 возвратился в Москву. В 1945 награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1948 удостоен Сталинской премии за портрет К. С. Станиславского за работой. В 1949 избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Ретроспективные выставки произведений художника прошли в 1951, 1961, 1975 в Москве, в 1978 — в Ленинграде. В 1965 в Государственном Музее А. С. Пушкина была показана «пушкиниана» Ульянова.
Написал мемуары о Толстом, Ге, Серове, Коровине, А. С. Голубкиной, В. Э. Мейерхольде, Станиславском, А. Н. Скрябине (объединены в книгу «Мои встречи». М., 1953, переизданы в 1959), а также автобиографические воспоминания. Автор нескольких статей и эссе по теории искусства (опубликованы в книге «Люди эпохи сумерек». М., 2004).
Ульянов стоит особняком среди мастеров «серебряного века». Блестящий рисовальщик и живописец, в начале творчества он испытал влияние своего учителя Серова. Однако его нельзя причислить к последователям Серова, как и вообще к каким-либо направлениям этого времени. В 1900-х прошел через увлечение импрессионизмом и ретроспективизмом в духе художников «Мира искусства». В дальнейшем использовал опыт мастеров символизма, кубизма, футуризма и даже абстракционизма, вместе с тем восхищался классическим искусством. Все это привело к созданию собственной системы в живописи и рисунке, отмеченной необычайным разнообразием художественных приемов и нашедшей отражение в произведениях конца 1900-х — 1910-х (это время считается периодом расцвета). Большинство работ позднего периода создано в традициях реализма, они в значительной степени утратили яркую индивидуальность более ранних художественных произведений, сохранив при этом чрезвычайно высокий уровень технического мастерства.
Творчество Ульянова представлено во многих музейных и частных собраниях. Наиболее значительными коллекциями его произведений располагают Государственная Третьяковская галерея и ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе