Ассоциация художников революционной России

1922–1932, Москва

В 1928–1932 — Ассоциация художников революции

Члены-учредители: А. Е. Архипов, Ф. С. Богородский, А. А. Вольтер, А. В. Григорьев, Н. И. Дормидонтов, И. Г. Дроздов, М. Д. Дроздов, В. В. Карев, С. М. Карпов, Е. А. Кацман, П. Ю. Киселис, Н. Г. Котов, Ф. К. Лехт, С. В. Малютин, Н. М. Никонов, С. А. Павлов, В. Н. Перельман, П. А. Радимов, С. В. Рянгина, А. А. Сидоров, Л. С. Сосновский, Н. Б. Терпсихоров, Д. А. Топорков, Н. П. Христенко, Б. Н. Яковлев.

Действительные члены и экспоненты: М. И. Авилов, М. М. Адамович, М. Х. Аладжалов, М. К. Аммосов, В. П. Андерсон, А. А. Андреев, Н. А. Андреев, Ю. П. Анненков, Ф. В. Антонов, В. А. Апостоли, А. П. Апсит, А. Н. Арженников, М. С. Бабинский, А. В. Бабичев, П. М. Байбарышев, В. Г. Бакулин, В. Н. Бакшеев, Я. С. Башилов, Н. Я. Белянин, А. Ф. Белый, П. П. Беньков, К. Ф. Берзин, М. М. Берингов, Г. М. Бобровский, М. П. Бобышов, Н. А. Богатов, В. Я. Боголюбов, Н. С. Бом-Григорьева, М. В. Боскин, М. Ф. Бри-Бейн, И. И. Бродский, С. Ф. Булаковский, Ф. Ф. Бухгольц, В. П. Бычков, В. К. Бялыницкий-Бируля, А. И. Вахрамеев, К. Я. Вейдеман, С. Г. Вепринцева, П. В. Вильямс, И. А. Владимиров, Б. Е. Владимирский, Н. Н. Вышеславцев, П. И. Геллер, А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Р. В. Гершаник, Г. Н. Горелов, С. М. Городецкий, Г. С. Горохов, М. Б. Греков, В. А. Гринберг, С. М. Гузиков, Г. И. Гуркин (Чорос-Гуркин), И. Ф. Дегтярёв, Б. Н. Дейкин, А. А. Дейнека, В. Н. Дени, Л. А. Дитрих, В. Н. Домогацкий, А. Д. Древин, Е. В. Егоров, М. Д. Езучевский, В. П. Ефанов, Б. И. Ефимов, В. В. Журавлёв, М. М. Зайцев, В. В. Завьялов, В. И. Зарубин, Г. А. Захаров, Ф. И. Захаров, В. А. Зверев, С. М. Зейденберг, Б. А. Зенкевич, С. Н. Зенков, М. Ф. Иванов, М. И. Ивашинцева, Б. В. Иогансон, М. С. Иоффе, А. В. Исупов, Г. П. Кадин, И. И. Каликин, Д. Н. Кардовский, Н. А. Касаткин, Е. Н. Качура-Фалилеева, П. И. Келин, Г. И. Кепинов, К. В. Кирсанов, Ю. Ю. Клевер (ст.), С. И. Климентов, Н. Н. Когоут, З. А. Кожевникова, К. Д. Козицын, Г. А. Козлов, Н. С. Козочкин, И. Ф. Колесников, С. В. Кольцов, Б. А. Комаров, С. Т. Конёнков, П. П. Кончаловский, М. Н. Кориков, Б. Д. Королёв, К. Н. Корыгин, В. Н. Костяницын, П. И. Котов, Н. М. Кочергин, А. И. Кравченко, В. В. Крайнев, Н. В. Крандиевская, В. Ф. Кринский, П. П. Крыжановский, А. И. Кудрявцев, В. В. Кудряшов, В. А. Кузнецов, П. В. Кузнецов, С. И. Куликов, Н. Н. Купреянов, А. И. Курбатов, Б. М. Кустодиев, В. Н. Кучумов, Г. Д. Лавров, Л. Н. Лаврова, К. А. Лазарев, Б. Н. Ланге, Е. Е. Лансере, А. Б. Лаховский, А. В. Лентулов, Э. Э. Лисснер, С. И. Лобанов, А. К. Лукоянов, С. М. Луппов, Е. А. Львов, А. С. Магидсон, Г. П. Макатурин, А. В. Маковский, А. Ф. Максимов, К. И. Максимов, В. И. Малышко, Ф. А. Малявин, А. С. Мананникова, М. Г. Манизер, И. В. Маркичев, И. И. Машков, Г. А. Медведев, Д. И. Мельников, И. А. Менделевич, А. А. Меркулов, С. Д. Меркуров, В. В. Мешков, С. Д. Милорадович, Д. И. Митрохин, Ф. А. Модоров, Д. С. Моор, А. В. Моравов, Г. И. Мотовилов, Д. П. Мощевитин, Г. В. Нерода, К. Н. Николаев, А. О. Никулин, А. М. Нюренберг, П. Я. Павлинов, И. Н. Павлов, А. И. Пейсахович, А. Н. Первухин, О. А. Пермякова, К. С. Петров-Водкин, П. И. Петровичев, Ю. И. Пименов, П. Д. Покаржевский, А. А. Поманский, Н. Н. Поманский, В. И. Прагер, Н. А. Протопопов, К. В. Прохорова, В. С. Пшеничников, И. А. Рабинович, В. А. Радимов, Ю. И. Репин, М. С. Родионов, В. В. Рождественский, А. С. Рыбаков, А. А. Рыбников, Б. Ф. Рыбченков, А. А. Рылов, М. Д. Рындзюнская, Г. Г. Ряжский, Г. К. Савицкий, Г. А. Салтыков, Н. С. Самокиш, А. А. Сапожников, В. С. Сварог, П. П. Свиридов, П. Т. Сенников, И. В. Симаков, Н. И. Симон, О. И. Синицына, И. А. Соколов, П. П. Соколов-Скаля, Э. К. Спандиков, Ч. К. Стефанский, Е. И. Столица, М. М. Страховская, М. С. Судковский, Г. Н. Суханов, С. Д. Тавасиев, Б. А. Такке, А. И. Тенета, В. К. Тимофеев, А. Н. Тихомиров, Я. А. Троупянский, Л. В. Туржанский, Н. П. Ульянов, П. С. Уткин, В. Д. Фалилеев, Р. Р. Фальк, Н. И. Фешин, В. И. Фидман, К. И. Финогенов, Д. А. Фрадкин, Р. Р. Френц, И. Г. Фрих-Хар, М. Е. Харламов, В. В. Хвостенко, Н. Ф. Холявин, Д. Ф. Цаплин, Я. И. Цирельсон, И. Д. Чашников, И. И. Чекмазов, Е. М. Чепцов, С. В. Чехонин, К. Т. Чинаров, С. Н. Чумаков, Г. М. Шегаль, М. М. Шемякин, Н. И. Шестопалов, Н. И. Шильников, Н. П. Шлейн, П. М. Шухмин, А. В. Щекатихина-Потоцкая, Н. М. Щекотов, А. Р. Эберлинг, С. Д. Эрьзя, С. П. Юдин, К. Ф. Юон, В. М. Юстицкий, Н. А. Яблонский, Д. А. Якерсон, А. Г. Якимченко, В. Н. Яковлев, С. Н. Яковлев, Д. Н. Якунин, О. Д. Яновская, Е. А. Янсон-Манизер и др.

Выставки: 1-я — 1922 (Москва; Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим) — 11-я — 1929 (Москва, «Искусство в массы»); «За социалистическую реконструкцию сельского хозяйства СССР» (передвижная, 1931).

Крупнейшее художественное объединение 1920-х — начала 1930-х, опиравшееся на всестороннюю государственную поддержку. Было основано в мае 1922 по инициативе ряда членов ТПХВ, Союза русских художников, Общества художников московской школы — П. А. Радимова, С. В. Малютина, А. В. Григорьева, Е. А. Кацмана, П. Ю. Киселиса.

Толчком к созданию послужил диспут о реалистическом искусстве 1 марта 1922 накануне открытия 47-й выставки ТПХВ, в частности речь П. А. Радимова «О значении быта в современной живописи». В конце марта 1922 была создана «Ассоциация художников, изучающих революционный быт» (АХИРБ), которая получила поддержку Главполитпросвета и Н. К. Крупской, став прообразом будущего объединения.

1 мая 1922 на Кузнецком мосту открылась Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим, которая в дальнейшем стала считаться 1-й выставкой АХРР. В дни работы выставки на квартире С. В. Малютина состоялось организационное собрание, на котором было решено создать на основе АХИРБ новое объединение под предполагаемым названием «Общество художников революционной России» и назначена комиссия для выработки устава и декларации. В конце мая утверждено название — «Ассоциация художников революционной России», принят устав, сформирован президиум АХРР — П. А. Радимов (председатель), А. В. Григорьев (товарищ председателя), Е. А. Кацман (секретарь). Впоследствии должность председателя занимали А. В. Григорьев (1923–1926), П. А. Радимов (1927–1932).

Идейная программа была сформулировала в декларации: «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата. Старые, существовавшие до революции группировки потеряли свой смысл, границы между ними стерлись как в отношении идеологии, так и в отношении форм, и они продолжают существовать только как кружки людей, связанных лишь персональной связью, но лишенных всякого идеологического обоснования и содержания. Это содержание в искусстве мы считаем признаком истинности художественного произведения… Революционный день, революционный момент — героический день, героический момент, и мы должны теперь в монументальных формах стиля героического реализма выявить свои художественные переживания».

К лету 1923 Ассоциация насчитывала до 300 членов. С 1923 начали организовываться областные и республиканские филиалы АХРР — в Петрограде (под руководством Н. И. Дормидонтова и С. А. Павлова), Казани (ТатАХРР), Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Царицыне, Астрахани, Ярославле, Костроме, Ростове-на-Дону, Рязани, Вятке, Уфе, Томске, Новосибирске, Владивостоке, Свердловске, Калуге, Тамбове, Оренбурге, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Воронеже, Пензе, Чебоксарах, Баку, Ташкенте, Тифлисе, Эривани. К 1 мая 1926 число республиканских филиалов достигало 34-х.

Состав Ассоциации постоянно пополнялся членами других художественных объединений: в 1924 — «Нового общества живописцев» (НОЖ), весной 1926 — большой группой членов общества «Московские живописцы», в 1929 — группой художников из общества «Бытие», в 1931 — группой мастеров из объединения «Четыре искусства». В 1925 по инициативе московских и ленинградских учащихся художественных вузов было создано «Объединение молодежи АХРР» — ОМАХРР, которое имело статус автономной организации при АХРР с собственным уставом и структурой. В 1927 при АХРР было организовано «Объединение художников-самоучек» (ОХС). Обе организации были представлены в руководстве АХРР. В 1927 для общественной поддержки Ассоциации было создано «Общество друзей АХРР» (ОДА).

Основным направлением деятельности в 1920-х годах была выставочная работа. Ассоциация показала в Москве одиннадцать выставок тематического характера: «Жизнь и быт Красной Армии» (23 июня — 10 июля 1922, Музей изобразительных искусств; 40 художников, 189 произведений), «Жизнь и быт рабочих» (17–24 сентября 1922, Научно-технический клуб в Доме союзов; 47 художников, 255 произведений), «Красная Армия» (март 1923, Музей Красной Армии и Флота; 96 художников, 244 произведения), «Уголок им. В. И. Ульянова-Ленина» (май 1923, ВСХВ; 30 художников, 33 произведения), «Революция, быт и труд» (январь — февраль 1924, Исторический музей; 134 художника, 499 произведений; 8 февраля — 15 марта 1925, Музей изобразительных искусств; 122 художника, 375 произведений), «Жизнь и быт народов СССР» (3 мая — 18 августа 1926, ВСХВ; 294 художников, 1832 произведений; в сокращенном составе показана в Ленинграде, Академия художеств), выставка эскизов, этюдов и скульптуры художников Московской организации АХРР (апрель — май 1927, Музей Революции, 57 художников, 194 произведения), выставка к 10-летнему юбилею РККА» (февраль — март 1928, здание Телеграфа; 131 художник, 288 произведений), «Искусство в массы» (июнь 1929, стадион МГСПС; 331 художник, 1234 произведения). Состоялась выставка Ассоциации на Международной художественно-промышленной выставке в Кельне (1929; 65 художников, 227 произведений). Кроме того, в 1923–1931 было проведено около 70 выставок областных и республиканских филиалов. Отдельной группой АХРР участвовало в XVI Международной выставке искусств в Венеции (1928) и Художественно-кустарной выставке СССР в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне и Детройте (1929). Члены Ассоциации участвовали в крупнейших тематических выставках: «Выставка художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции» (1928), «Жизнь и быт детей Советского Союза» (1930), «Красная Армия в советском искусстве» (1930), «Выставка произведений революционной и советской тематики» (1930), «Социалистическое строительство в изобразительном искусстве» (1930, 1931). В 5-й выставке «Уголок им. В. И. Ульянова-Ленина» участвовал Институт истории партии; вместе с художественными произведениями экспонировались историко-революционные материалы: документы, фотографии, большевистские газеты, воззвания, прокламации, донесения полиции и жандармерии.

Выставки поддерживались Реввоенсоветом, Советом Народных Комиссаров, ВЦСПС и другими общественными организациями; посещались видными государственными деятелями и военачальниками: А. В. Луначарским, начальником Главискусства А. И. Свидерским; на открытии 10-й выставки (к 10-летию РККА) побывали И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов.

Картины с выставок приобретались музеями и государственными учреждениями: музеем Революции, музеем труда при ВЦСПС, Госиздатом (для репродуцирования). Так, с 3-й выставки («Жизнь и быт рабочих», 1922) ВЦСПС были приобретены все наиболее заметные работы, в частности полностью куплены произведения Н. А. Касаткина (64 работы).

Постоянно росла посещаемость выставок: 1-ю выставку посетили 3 тысячи человек, 2-ю — 4 тысячи, 3-ю — 5 тысяч, 4-ю — 15 тысяч, 5-ю — 100 тысяч, 6-ю — 65 тысяч.

На выставках впервые были показаны такие значительные произведения советской живописи, как «Портрет Д. А. Фурманова» С. В. Малютина, «Портрет Ф. Э. Дзержинского» Е. А. Кацмана, «Большевик» Б. М. Кустодиева, «Парад Красной Армии» К. Ф. Юона (все — 4-я выставка, 1923), «Транспорт налаживается» Б. Н. Яковлева (6-я выставка, 1924), «Тачанка» М. Б. Грекова, «Первый лозунг» Н. Б. Терпсихорова, «Заседание сельской ячейки» Е. М. Чепцова, «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» И. И. Бродского, «Рабкор» В. Н. Перельмана (7-я выставка, 1925), «Беспризорные (Пацаны)» Ф. С. Богородского (8-я выставка, 1926), «Советский суд», «Рабфак идет (Вузовцы)» Б. В. Иогансона, «Путь из Горок» П. П. Соколова-Скаля, «Председательница» Г. Г. Ряжского, «Калязинские кружевницы» Е. А. Кацмана, «В волостном ЗАГСе» А. В. Моравова (11-я выставка, 1929) и другие.

Стилистический и качественный состав выставок был неоднородным: характерен резкий контраст между произведениями крупных мастеров и работами самодеятельного уровня, произведениями художников различных направлений. Так, на 10-й выставке (к 10-летию РККА) были показаны такие разные работы, как «Оборона Петрограда» А. А. Дейнеки, «Смерть комиссара» К. С. Петров-Водкин, «Ферганские партизаны» П. В. Кузнецова, «Таманский поход» П. П. Соколова-Скаля, «Матросы в засаде» Ф. С. Богородского, «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» Б. В. Иогансона, «Переход через Сиваш» А. В. Лентулова.

Имела широкое распространение практика творческих командировок в места индустриального и колхозного строительства, в части Красной Армии — на Урал, в Сибирь, Крым, Кавказ, Среднюю Азию, Заполярье.

В 1925 на базе студии И. И. Машкова в Москве были созданы Центральные художественные курсы АХРР, где преподавали ведущие мастера: И. И. Машков (руководитель), П. Ю. Киселис, Б. В. Иогансон, П. П. Соколов-Скаля, Ф. К. Лехт, В. А. Зверев и другие. Организовывались художественные курсы при областных филиалах.

Ассоциация активно участвовала в издательской деятельности. В 1924 создано производственное бюро (руководитель А. А. Вольтер) и издательство АХРР (руководитель В. Н. Перельман), которые занимались выпуском цветных репродукций, открыток, альбомов, выставочных каталогов (в 1929 издательство передано ОГИЗу). На открытках репродуцировались как работы мастеров АХР, так и произведения классической русской и западноевропейской живописи. Подготовлен сборник «Четыре года АХРР» (М., 1926). В 1925 работало информационное бюро организации, выпускавшее бюллетени.

В 1929–1930 Ассоциация издавала журнал «Искусство в массы», с 1931 — «За пролетарское искусство». Журнал был местом полемики с другими художественными группировками и объединениями, особенно острой с ЛЕФ — РЕФ, «Октябрь», ОСТ, «4 искусства».

Существовали разногласия внутри общества. Во второй половине 1927 из-за усиливающегося влияния ОМАХРР Ассоциацию покинула группа членов старшего возраста — Н. Ф. Холявин, М. М. Зайцев, С. В. Малютин, Л. В. Туржанский, М. Х. Аладжалов, которые заявили о создании Общества художников-реалистов (ОХР).

В 1928 в ГАХН проведен 1-й Всесоюзный съезд АХРР в ГАХН, в работе которого участвовало 150 делегатов. На съезде принято новое название объединения — «Ассоциация художников Революции». В декабре 1929 Центральным советом Ассоциации принято постановление «О чистке АХР», после которого объединение покинула большая группа членов во главе с председателем президиума А. В. Григорьевым. Весной 1930 эта группа объединилась в Союз советских художников, который ставил задачей развитие реалистический традиций в духе прежнего курса АХРР.

Летом 1930 АХРР стала инициатором создания ФОСХ (Федерация объединений советских художников). В начале 1931 коммунистические фракции АХР, ОМАХР, ОХС совместно выработали «Проект платформы для консолидации пролетарских сил на изофронте» («За пролетарское искусство!»), в основу которого легла идея дифференциации художников по классовому признаку. В марте 1931 на IV пленуме Центрального совета АХР провозглашено создание РАПХ (Российская Ассоциация пролетарских художников), основное ядро которого составили члены АХР, ОМАХР, ОСХ.

В 1932 АХР распущена в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Источники:
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. М., 1997. С. 57–58.
2. Борьба за реализм в искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания. М., 1962.
3. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. 1917–1932. М., 1965, т. 1.
4. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 23–28.
5. wikipedia.org.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх