1872–1951
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Гравер
Из семьи фельдшера (впоследствии — сторожа при Храме Христа Спасителя в Москве). Воспитывался в Ольгинском детском приюте (1888–1889); окончил городское начальное училище в Москве (1883). Посещал занятия в частной граверной мастерской Карла Рихау в Москве (1883–1886). Учился в Петербурге в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1891–1892) у В. В. Матэ, Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1890-е) у Г. В. Гогенфельдена.
Жил в Петербурге, с 1904 — в Москве. С 1890-х работал в области репродукционной гравюры в технике тоновой ксилографии. Выполнил гравюры по картинам В. Е. Маковского — «В трактире», «Крах банка» (обе — 1891, 1-я премия ОПХ), «Рыбачки», «В ресторане», «Швейцар» (все — 1893), «Политики», «Квасник» (обе — 1894), «Толкучий рынок в Москве», «Помешали» (обе — 1895); А. Е. Архипова — «Подруги» (1891, 1-я премия ОПХ). Гравировал по живописным оригиналам и рисункам И. Е. Репина, Н А. Ярошенко, В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, И. М. Прянишникова, А. П. Рябушкина.
Как иллюстратор сотрудничал в журналах «Нива», «Живописное обозрение», «Север».
В начале 1900-х сосредоточился на создании оригинальной станковой гравюры. Пейзажист, портретист. Выпустил альбомы ксилографий и линогравюр: «Уходящая Русь» (1914), «Уходящая Москва (Московские дворики)» (1915), «Старая провинция» (1916), «Останкино» (1917), «Московские дворики» (1918), «Волга у Ярославля» (1920), «Уголки Москвы» (1921), «Пейзаж в цветных гравюрах на дереве» (1923), «Старая Москва» (1924), «Баку» (1936), «Сталино» (1936), «Астрахань» (1937), «Старая Москва» (1944–1947, к 800-летию Москвы). Занимался созданием книжных знаков.
Участвовал в деятельности Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (1919), Ленинградского общества экслибрисистов (1925–1928), Ассоциации художников-графиков при Доме Печати в Москве (1927); член АХРР — АХР (1925–1932).
Экспонировался на выставках: картин, скульптуры и художественной индустрии в Рязани (1918); 4-й выставке московского хранилища произведений современного искусства (1919), 6-й государственной выставке гравюр (1919), 1-й художественной выставке произведений искусств кружка художников Замоскворецкого района (1922), Всесоюзной полиграфической выставке (1927), «Гравюра СССР за 10 лет» (1927), «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции» (1927), «Освободительные движения XVI — XX веков» (1928), «Цветная ксилография. Ее приемы и возможности» (1929), отчетных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931), «Крым и Кавказ — здравницы СССР» (1931), «XV лет РККА» (1933), «Ленин в гравюре» (1934), Всесоюзных художественных выставках (1946, 1949, 1950) в Москве; «Русский книжный знак» в Казани (1923); «Графическое искусство в СССР. 1917–1928» (1927), «Русская ксилография за 10 лет» (1927), «Художники РСФСР за XV лет» (1932), «Цветной станковый эстамп» (1936) в Ленинграде; «Советский рисунок» в Куйбышеве (1929) и других. Участник множества зарубежных выставок: международной выставки «Искусство книги» в Лейпциге (1927), советского искусства по Японии (1927, передвижная), США (1929, передвижная), в Амстердаме, Риге, Лос-Анджелесе, Винтертуре (все — 1929), Кенигсберге (1932), по Польше (1933, передвижная), в Лондоне (1934, 1938), Софии (1936), Брюсселе (1937), Варшаве (1946), Берлине (1949).
Провел персональные выставки в Москве (1921, 1922, 1929 — совместно с учениками, 1934, 1936, 1947), Перми (1929 — совместно с учениками), Нижнем Новгороде (1929), Самаре (1930), Ленинграде (1947).
Вел курс ксилографии в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1907–1914), Художественной школе при типографии «И. Д. Сытин и Ко» (с 1915), ГСХМ — Вхутемасе (1917–1922); профессор. Среди учеников — А. И. Кравченко, В. И. Соколов, М. В. Моторин, В. С. Бибиков, В. В. Завьялов.
Народный художник РСФСР (с 1943), действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1943; за многолетние выдающиеся достижения в области литературы и искусства). Автор воспоминаний: Павлов И. Н. Жизнь русского гравера (М.-Л., 1940; переиздание — М., 1963); пособия «Техника гравирования на дереве и линолеуме» (М., 1938; переиздание — М., 1952; совместно с М. В. Моториным).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Ретроспективная выставка состоялась в Москве (1958).
Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, среди них — Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный Русский музей и другие.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе