1884–1963
Скульптор, график
Из семьи торгового служащего. Учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета (1902–1905). Участвовал в революционном движении (с 1904), дважды был арестован, в 1906 выслан за границу.
Первоначальное художественное образование получил на курсах искусств при гимназии Бесс (1907) у Ф. И. Рерберга, С. В. Ноаковского и Н. П. Ульянова. Занимался в студиях В. Н. Мешкова и И. И. Машкова (1908–1910). Более двух лет работал в скульптурной мастерской М. Блок. Учился в МУЖВЗ (1910–1914) у С. М. Волнухина. Окончив высший класс по скульптуре, вышел из Училища, не получив диплома. Одновременно посещал отделение истории искусств и археологии филологического факультета Московского университета.
В 1910 путешествовал по Германии и Франции, в 1913 — по Англии, Италии, Австрии. В Париже посещал мастерскую А. П. Архипенко.
Жил в Москве, с 1933 — в Абрамцево. Входил в Комиссию по охране памятников искусства и старины (1917–1918), член коллегии ИЗО Наркомпроса (1918–1922). Участвовал в создании и руководстве Московским профессиональным союзом скульпторов-художников (1917–1919). Занимался вопросами синтеза искусств, возглавлял комиссию скульптурно-архитектурно-живописного синтеза при коллегии ИЗО (1919), «Скульптурную артель» в Живскульптархе при коллегии ИЗО (конец 1919). Работал в Инхуке (1920–1921), в 1921 организовал «Рабочую группу скульпторов». Один из организаторов Ново-Абрамцевского творческого коллектива художников.
Работал в станковой, монументальной и мемориальной скульптуре. В раннем творчестве прошел через увлечение импрессионизмом и кубизмом. Участвовал в реализации плана монументальной пропаганды, по которому выполнил для Москвы памятник М. А. Бакунину (1919, не сохранился), проекты памятников К. Марксу (1919) и «Освобожденный труд» (1920). Автор памятников «Борцам революции» в Саратове (1925, гранит), Н. Э. Бауману в Москве (1931, бронза, гранит). Работал над памятниками А. И. Желябову для Ленинграда (1933–1934), А. С. Пушкину (1937), Н. В. Гоголю (1937), А. М. Горькому (1938), П. И. Чайковскому (1940) для Москвы (все — не осуществлены).
Автор станковых портретов (мрамор, гипс, бронза): В. И. Ленина (1926), революционера А. И. Желябова (1928), писателей Л. Н. Толстого (1930), Р. Роллана (1935), А. С. Пушкина (1940), композитора и дирижера К. С. Сараджаева (1931), пианистки Н. С. Клеменковой (1945), литературоведа И. И. Анисимова (1947) и других. Выполнил ряд фигур обнаженных и женских торсов (дерево, гипс, бронза).
Создал надгробия Т. И. Нетте на Ваганьковском кладбище (1927), В. Д. Бонч-Бруевича на Новодевичьем кладбище (1955) в Москве.
С 1919 — участник выставок (выставка проектов первого конкурса, организованного Моссоветом на памятник Карлу Марксу на Ходынском поле в Москве). Член и экспонент объединений «Монолит» (1919–1920), Общество русских скульпторов (1926–1931), Общество московских художников (1927–1932). Участвовал в выставках: 1-я государственная выставка искусства и науки в Казани (1920), «Мира искусства» (1921, 1922), общества «Московские живописцы», современных русских скульпторов (обе — 1925), АХРР (1926, 1928), художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928), «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930) в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» (1932–1933) в Ленинграде и других. Экспонент многих международных выставок и выставок русского искусства за рубежом: 1-й русской художественной выставки в Берлине (1922), XIV, XVI, XVII международных выставок искусств в Венеции (1924, 1928, 1930), Художественно-кустарной выставки СССР в Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте (1929), выставок советского искусства в Вене, Берлине, Стокгольме (все — 1930), Цюрихе (1931) и других. Провел персональную выставку в Москве (1958).
Преподавал в Москве: в школе для бедных (1913–1917), 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1918–1925), Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина (1947–1951); в Ленинграде: во Вхутеине (1929–1930), Институте пролетарского изобразительного искусства (1929–1930); профессор.
Мемориальные выставки Королёва были организованы в Абрамцево (1977), Москве (1978), Ленинграде (1986).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном музее современной истории России и других.
Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Итоги Deloitte Private Art & Finance 2024: всем инвестировать в «КиКИ»!
29.10.2024Открыт 236-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
28.10.2024Открыты 554-е торги аукциона ARTinvestment.RU
28.10.2024Мнение. Токенизация искусства: будущее арт-инвестиций?
25.10.2024Рынок русского искусства в России. Итоги 3 квартала 2024 года
22.10.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе