Ассоциация новых архитекторов

1923–1932, Москва

Члены-учредители: В. С. Балихин, Н. В. Докучаев, А. В. Ефимов, В. Ф. Кринский, Г. Л. Лавров, Н. А. Ладовский, А. М. Рухлядев.

Участники: Б. Н. Блохин, Н. А. Быкова, П. В. Будо, А. В. Бунин, Т. Н. Варенцов, Ю. Н. Герасимов, А. З. Гринберг, Л. С. Залесская, М. П. Коржев, А. С. Коробов, Б. Д. Королёв, Г. Т. Крутиков, Л. М. Лисенко, Л. М. Лисицкий (Эль Лисицкий), А. Ф. Лолейт, К. С. Мельников, С. Мочалов, В. А. Петров, М. И. Прохорова, А. М. Родченко, Ю. С. Рубинштейн, Ю. К. Спасский, Н. Н. Травин, М. А. Туркус, В. И. Фидман и другие.

Объединение художников-рационалистов. Основано преподавателями и студентами Вхутемаса, выдвинувшими идею создания архитектуры на базе синтеза пластических искусств. На формирование концепции оказали влияние эксперименты с объемно-пространственными композициями К. С. Малевича и В. Е. Татлина.

13 июля 1923 зарегистрирован устав, по нему деятельность общества распространялась только на Москву. Председателями избирались А. Ф. Лолейт (1923), Н. А. Ладовский (1923–1928), М. П. Коржев (1928–1930). В декларации общества «Социальные функции пролетарской архитектуры» среди его задач отмечалась, в частности, необходимость формирования для практической работы синтетических бригад путем вовлечения живописцев и скульпторов в бригады АСНОВЫ.

Н. В. Докучаевым сформулирована концепция художественной выразительности архитектурного произведения, под которой понималась совокупность определенных качеств пространственной формы: 1) ясность и легкость восприятия формы зрением по основным ее свойствам; 2) единство и гармония элементов сложной формы; 3) напряженность как должная степень организующей силы воздействия формы на зрителя; 4) динамика формы.

Общество занималось активной архитектурной практикой. Бригады АСНОВА регулярно участвовали в архитектурных конкурсах. Были разработаны: Жилой квартал на Шаболовке (1927, арх. Б. Н. Блохин, Н. Н. Травин), «Городок художников» на Верхней Масловке (конец 1920-х; арх. Ю. Н. Герасимов, В. Ф. Кринский, Л. М. Лисенко, А. М. Рухлядев). Созданы проекты: небоскреба на Лубянской площади (1923; арх. В. Ф. Кринский), «Города Будущего» (1928; арх. Г. Т. Крутиков); конкурсные проекты: Дома промышленности в Москве (1929–1930; арх. М. П. Коржев, Эль Лисицкий, М. И. Прохорова, Л. С. Залесская; 2-я премия), школы в московском Кремле (1929–1930; арх. В. С. Балихин, В. А. Петров, М. А. Туркус, М. И. Прохорова), здания Академии наук в Минске (1929–1930; арх. М. П. Коржев, М. И. Прохорова, Л. С. Залесская), Дворца культуры Пролетарского района Москвы (1930; арх. Н. А. Быкова, М. П. Коржев, Ю. К. Спасский, М. А. Туркус), Дворца Советов в Москве (1-й тур — В. С. Балихин, П. В. Будо, М. И. Прохорова, М. А. Туркус), Театра массового действа в Харькове, Большого синтетического театра в Свердловске (оба — 1931) и другие. По инициативе АСНОВА обсуждалась идея колористического решения улиц и площадей Москвы, в частности разработан проект цветового решения Мясницкой улицы.

В разное время при посредстве Эль Лисицкого к сотрудничеству в Ассоциации были привлечены наиболее прогрессивные европейские архитекторы, среди них Ле Корбюзье, А. Бене, М. Штам, Э. Роот.

Неоднократно предпринимались попытки создания собственного печатного органа. В 1926 под редакцией Н. А. Ладовского и Эль Лисицкого выпущен первый номер журнала «Известия АСНОВА», где были помещены статья Н. А. Ладовского «Основы построения теории Архитектуры» и проекты 1923–1925 годов. Дальнейший выпуск журнала не осуществлялся. Подготовлено издание «Архитектура Вхутемаса» (М., 1927). Члены общества активно выступали в печати по различным вопросам архитектуры в журналах «Строительство Москвы», «Красная Нива» и других. АСНОВА находилась в полемике с объединением конструктивистов ОСА (Объединение современных архитекторов).

В 1928 Н. А. Ладовский покинул Ассоциацию и основал Объединение архитекторов-урбанистов (АРУ). В мае 1930 АСНОВА на правах сектора вошла в Московское отделение Всесоюзного архитектурного научного общества.

В 1931 была опубликована «Программно-идеологическая установка сектора АСНОВА» (Советская архитектура, 1931, №1–2. С. 46–47), в которой определены социальные функции пролетарской архитектуры: «синтез экономического, технического, пластического и идеологического факторов — основа пролетарской архитектуры; единство пластической формы и технической конструкции; пластическое единство всех элементов архитектурного ансамбля, от отдельных сооружений до комплекса социалистического города; активная пластическая связь архитектуры и природы; органическое соответствие пластических форм характеру их восприятия».

В начала 1930-х АСНОВА подвергалась обвинениям в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», утопичности проектов, формализме. В частности, критик П. Осипов в журнале «Искусство в массы» писал: «АСНОВА… подменяя технику современной архитектуры перегибом в сторону формального решения… скатывается к отрицанию современных задач строительства. Провозглашая лозунг обновления строительства, создания новых рациональных форм, соответствующих современной технике и материалам, АСНОВА все же не вникает в социальный смысл строительства… Сущность формализма в архитектуре заключается главным образом в том, что сторонники его, признавая самодовлеющее значение внешнего поверхностного восприятия, не вникая в сущность содержания, отказывающиеся понять социально-экономический смысл окружающего, и скатываются к лозунгу “искусство для искусства”, а организация формализма АСНОВА — к определению “архитектура для архитектуры”».

В 1932 деятельность объединения прекратилась по постановлению ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Источники:

1. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 39–40.
2. Осипов П. «ОСА» — «АСНОВА» // Искусство в массы, 1930, № 7. С. 6–9.
3. 100 лет общественных архитектурных организаций в СССР. 1867–1967. М., 1967. С. 40–45.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх