1890–1941
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Лазарь Маркович
ВСЕ РАБОТЫ 296
Живописец, график, архитектор, теоретик искусства, дизайнер.
Родился в семье ремесленника-предпринимателя. Окончил смоленское реальное училище. Первые художественные навыки получил под руководством Ю. М. Пэна. В 1909 переехал в Дармштад, где с 1909 по 1914 посещал занятия в Высшей технической школе. В 1914 вернулся в Россию, на протяжении двух последующих лет учился в Рижском политехническом институте.
Параллельно работал как плакатист и оформитель. В 1915 создал обложку к книге К. А. Большакова «Солнце на излете», опубликованной в 1916. В 1917 принял участие в выставке «Мира искусства» в Петрограде и с этого времени начал показывать свои работы на различных выставках в России и за рубежом. В 1916–1919 был активным членом «Кружка еврейской национальной эстетики» в Москве и «Культурлиги» в Киеве. Выполнял иллюстрации к книгам, издаваемым «Культурлигой» на идише, в частности к «Пражской легенде» М. Бродерзона.
В 1918 стал членом Отдела ИЗО Наркомпроса. В 1918–1920 преподавал в Витебской народной художественной школе, возглавляемой М. З. Шагалом. Вместе с К. С. Малевичем, знакомство с которым состоялось еще в Москве, работал над обширным циклом живописных и графических трехмерных супрематических композиций — проунов (проектов утверждения нового). Стал членом группы Уновис (утвердители нового искусства). Сблизился с Н. И. Суетиным, В. М. Ермолаевой, Л. М. Хидекелем, И. Г. Чашником и другими. Тогда же взял псевдоним Эль Лисицкий.
С 1920 сотрудничал с Институтом художественной культуры в Москве. В 1920–1921 преподавал в московском ВХУТЕМАСе. Создал серию «Супрематический сказ про два квадрата», которая была издана в виде книги в 1922 в Берлине.
В 1921 был командирован Наркомпросом в Германию для восстановления культурных связей, до 1925 жил в Берлине. В 1922 с И. Г. Эренбургом издавал в Берлине журнал «Вещь/Gegenstand/Objet». Годом позже оформил зал проунов на Большой Берлинской художественной выставке. Выпустил альбом Figurinen. Die plastiche Gestaltung der Elektro-Mechaniscen Schau «Sieg über die Sonne». Обосновал метод визуально-пространственного конструирования книги, оформив книгу стихов В. В. Маяковского «Для голоса» и другие. В 1924 прошла персональная выставка Эль Лисицкого в Берлине.
В 1925 возвратился в Москву, где преподавал с 1926 во ВХУТЕИНе. Принял участие в ряде архитектурных конкурсов, в частности на проекты Дома текстилей (1925), комбината газеты «Правда» (1930) в Москве, жилых комплексов для Иваново-Вознесенска. В 1928 вступил в объединение «Октябрь». В 1930 опубликовал свой научный труд о современном русском искусстве Russland. Architektur für eine Weltrevolution («Россия. Архитектура для мировой революции»). Много работал как книжный дизайнер и выставочный оформитель, в частности сотрудничал с журналом «СССР на стройке» (1932–1940). С 1935 — главный художник ВСХВ.
Ретроспективные выставки мастера прошли в Музее современного искусства в Оксфорде (1977), галерее Высшей школы графики и книжного искусства в Лейпциге (1981), Музее Шпренгель в Ганновере (1988), Государственной Третьяковской галерее (1990), Музее Ван Аббе в Эйндховене (1990), Стеделийк музее в Амстердаме (1991), Музее Гетти в Лос-Анджелесе (1998–1999).
Эль Лисицкий — один из ведущих мастеров конструктивизма. Многим обязанный теории и практике Малевича, он разработал большой ряд аспектов супрематизма; защищая идею универсальной применимости принципов этого течения, Эль Лисицкий в то же время отвергал мистические, иррациональные моменты, свойственные Малевичу. Архитектура и оформление были для них обоих орудием проведения основных супрематических схем в жизнь. Поэтому проуны были необыкновенно важны для художника. Впоследствии они сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок самого широкого диапазона. Из проунов «выросли» проекты «горизонтальных небоскребов», театральные макеты, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн и так далее. Лисицкий был убежден, что дизайн способен стать международным языком, заменив традиционные функции словесного языка.
Произведения художника находятся в крупнейших российских и зарубежных музеях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Гуггенхайм в Нью-Йорке, Музее Современного искусства и Музее Метрополитен в Нью-Йорке, Музее Современного искусства в Барселоне.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе