СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили

Октябрь

1928–1932, Москва — Ленинград

Члены-учредители: А. Г. Алексеев, Е. Г. Вейс, А. А. Веснин, В. А. Веснин, А. М. Ган, М. Я. Гинзбург, А. И. Гутнов, А. И. Дамский, А. А. Дейнека, М. В. Доброковский, В. Н. Ёлкин, П. Я. Ирбит, Г. Г. Клуцис, А. В. Крейчик, А. И. Курелла, И. Л. Маца, А. И. Михайлов, Д. С. Моор, П. И. Новицкий, А. Я. Острецов, Д. Ривера, Н. Сидельникова, С. Я. Сенькин, Н. Г. Талакуев, С. Б. Телингатер, В. С. Тоот, Б. Уитц, П. Ф. Фрейберг, Н. С. Шнейдер, Э. И. Шуб, С. М. Эйзенштейн.

Члены и экспоненты: Г. А. Арямнов, Н. С. Бухарова, Т. П. Гюрджан (Гюрджитян), А. А. Изаксон, Л. М. Лисицкий, А. И. Наумов, И. Н. Попов-Воронежский, А. М. Родченко, П. П. Романов, Н. Х. Рутковский, А. И. Самойловских, А. Н. Самохвалов, В. Ф. Степанова, Ф. Ш. Тагиров, С. А. Чуйков, В. Ф. Штейн и другие.

Выставки: «Интернационал» — (1928, Ленинград; 1929, Москва), 1-я (1930, Москва); «На фронте пятилетки» (1930, Берлин, Крефельд, Дюссельдорф, Кёльн).

Объединение было основано деятелями искусства разных специальностей с целью «содействия развитию классово-пролетарских течений в области пространственных искусств». В него вошли архитекторы, живописцы, графики, мастера прикладного искусства, фотографии, кинематографии, искусствоведы и художественные критики.

В 1928 в журнале «Современная архитектура» (№№ 3–4, с. 73–74) была опубликована первая декларация общества, в разработке которой помимо советских учредителей участвовали мексиканский художник Диего Ривера и венгерский Бела Уитц: «…Пространственные искусства должны обслуживать пролетариат и идущие за ним массы трудящихся в двух нераздельно связанных между собой областях: в области идеологической пропаганды (через картины, фрески, полиграфию, скульптуру, фото, кино и т. д.); в области производства и непосредственной организации коллективного быта (через архитектуру, индустриальные искусства, оформление массовых празднеств и т. д.)… 1. Художник эпохи пролетарской диктатуры рассматривает себя не как одинокого артиста, пассивно отображающего действительность, а как активного борца на идеологическом фронте пролетарской революции, который своей работой организует психику масс и способствует оформлению нового быта… 2. Он должен подвергнуть критическому осмотру все формально-технические достижения искусства прошлого… 3. Целевая установка художника, выражающего культурные интересы революционного пролетариата, должна заключаться в пропаганде наиболее выразительными средствами пространственных искусств мировоззрения диалектического материализма и в материальном оформлении массовых коллективных форм новой жизни. При этом мы отвергаем мещанский реализм эпигонов, реализм застойного индивидуального быта, пассивно-созерцательный, статический, натуралистический реализм, абсолютно копирующий действительность, прикрашивающий и канонизирующий старый быт… 4. Пролетарское искусство должно изжить индивидуалистические и рыночные отношения, господствующие в искусстве до настоящего дня. Отвергая установившееся в последнее время бюрократическое понятие “социального заказа”, мы ищем общественный заказ со стороны коллективов потребителей, заказывающих художественные произведения для конкретных целей и коллективно участвующих в подготовке вещей… 5. Для достижения максимальных результатов мы стараемся сосредоточить свои усилия на следующих ударных пунктах: а) на плановом строительстве, проблеме нового жилища, общественного здания и т. д.; б) на художественном оформлении предметов массового потребления, изготовляемых промышленностью; в) на художественном оформлении центров нового коллективного быта: рабочего клуба, избы-читальни, столовых, чайных и т. д.; г) на организации массовых праздников; д) на художественном образовании… Идя по этим путям, пролетарское искусство оставляет позади лозунг переходного периода “искусство в массы” и подготавливает почву для искусства масс… Мы всецело стоим за неограниченное здоровое соревнование художественных направлений и школ на почве мастерства, повышения качества художественной и идеологической продукции… Но мы отвергаем нездоровую конкуренцию между художественными группировками на почве изыскания заказов и покровительства влиятельных лиц и учреждений. Мы отвергаем всякую претензию на идеологическую монополию и преимущественное представительство художественных интересов рабоче-крестьянских масс за каким бы то ни было объединением художников…»

В 1929 утвержден устав Общества. Многие теоретические положения «Октября» перекликались с установками ЛЕФ, ряд членов которого участвовали в деятельности объединения (А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, Г. Г. Клуцис, С. Я. Сенькин, Э. М. Шуб, С. М. Эйзенштейн). Ведущая роль в решении проблемы синтеза искусств отводилась архитектуре; архитектор виделся основным типом художника — организатора быта, искусства, строительства.

По инициативе комсомольского актива объединения был организован сектор «Молодой Октябрь».

Общество провело ряд выставок. В 1928 две небольшие выставки были устроены в Ленинграде, в сентябре 1930 — в Москве (посвящена художественному оформлению города). В июне — июле 1930 состоялась большая выставка объединения в Москве, на которую откликнулись многие периодические издания: статьи А. Осиповой «Найден ли мост к производству. Первая выставка “Октябрь”» (Рабочий и искусство, 1930, 20 июня, № 34), Ф. Коннова и Я. Цирельсона «Выставка “Октября”» (Искусство в массы, 1930, № 7). В октябре того же года выставка под названием «На фронте пятилетки» была показана в Берлине и ряде городов Рейнской области; на ней экспонировались живопись, графика, полиграфия, архитектурные проекты, образцы производственного искусства. Кроме того, отдельной группой члены «Октября» участвовали в выставке «Жизнь и быт детей Советского союза» (1929) в Москве; 2-й передвижной выставке в Нижнем Новгороде, Казани, Свердловске, Перми, Уфе, Самаре, Саратове, Пензе (1930).

Резко полемичными были отношения «Октября» с АХРР — АХР и РАПХ. В начале 1931 издана новая декларация — брошюра «Борьба за пролетарские классовые позиции на фронте пространственных искусств», которая по многим положениям полемизировала с проектом «Платформы за консолидацию пролетарских сил на изофронте», выдвинутым АХР — ОМАХР — ОХС (Объединение художников-самоучек). Кроме того, члены «Октября» подготовили сборник статей «Изофронт. Классовая борьба на фоне пространственных искусств» (М., 1931).

В конце 1931 руководители объединения в декларации «“Октябрь” признает свои ошибки» заявляли о преодолении разногласий с РАПХ по вопросам о сущности искусства, об отношении к культурному наследию, о станковом искусстве, конструктивизме, ведущей роли архитектуры, самодеятельному творчеству и «попутчикам». Большинство коммунистов и комсомольцев «Октября» вошло в РАПХ.

23 апреля 1932 деятельность «Октября» прекратилась по постановлению ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

  • 04.10.2021 Открыт 86-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Сергея Базилева, Дианы Воубы, Михаила Дронова, Галины Дулькиной, Игоря Кислицына, Виктора Крапошина, Сергея Максютина, Pata (Пааты Мерабишвили), Вячеслава Михайлова, Романа Рахматулина, Тимофея Смирнова, Кати-Анны Тагути и Наталии Турновой
  • 01.10.2021 Арт-рынок произведений Альбрехта Дюрера Обзор арт-рынка произведений Альбрехта Дюрера, включающий в себя ключевые факторы известности мастера, анализ его живописного наследия, стоимость рисунков и гравюр
  • 27.09.2021 Открыт 85-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Анелии Алиповой, Сергея Бордачёва, Марины Венедиктовой, Ильи Евдокимова, Анастасии Захаровой, Натальи Захаровой, Владимира Коркодыма, Виктора Крапошина, Владислава Моргунова, Нины Поляковой, Ольги Пушкарёвой, Ирины Раковой, Янины Ческидовой
  • 22.09.2021 Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
  • 20.09.2021 Открыт 84-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Азама Атаханова, Юрия Бабича, Константина Батынкова, Анатолия Горяинова, Ильи Комова, Виктора Крапошина, Андрея Криволапова, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Кати Филипповой, Николая Фурсова, Дмитрия Шорина, Татьяны Ян
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх