Октябрь
1928–1932, Москва — Ленинград
Члены-учредители: А. Г. Алексеев, Е. Г. Вейс, А. А. Веснин, В. А. Веснин, А. М. Ган, М. Я. Гинзбург, А. И. Гутнов, А. И. Дамский, А. А. Дейнека, М. В. Доброковский, В. Н. Ёлкин, П. Я. Ирбит, Г. Г. Клуцис, А. В. Крейчик, А. И. Курелла, И. Л. Маца, А. И. Михайлов, Д. С. Моор, П. И. Новицкий, А. Я. Острецов, Д. Ривера, Н. Сидельникова, С. Я. Сенькин, Н. Г. Талакуев, С. Б. Телингатер, В. С. Тоот, Б. Уитц, П. Ф. Фрейберг, Н. С. Шнейдер, Э. И. Шуб, С. М. Эйзенштейн.
Члены и экспоненты: Г. А. Арямнов, Н. С. Бухарова, Т. П. Гюрджан (Гюрджитян), А. А. Изаксон, Л. М. Лисицкий, А. И. Наумов, И. Н. Попов-Воронежский, А. М. Родченко, П. П. Романов, Н. Х. Рутковский, А. И. Самойловских, А. Н. Самохвалов, В. Ф. Степанова, Ф. Ш. Тагиров, С. А. Чуйков, В. Ф. Штейн и другие.
Выставки: «Интернационал» — (1928, Ленинград; 1929, Москва), 1-я (1930, Москва); «На фронте пятилетки» (1930, Берлин, Крефельд, Дюссельдорф, Кёльн).
Объединение было основано деятелями искусства разных специальностей с целью «содействия развитию классово-пролетарских течений в области пространственных искусств». В него вошли архитекторы, живописцы, графики, мастера прикладного искусства, фотографии, кинематографии, искусствоведы и художественные критики.
В 1928 в журнале «Современная архитектура» (№№ 3–4, с. 73–74) была опубликована первая декларация общества, в разработке которой помимо советских учредителей участвовали мексиканский художник Диего Ривера и венгерский Бела Уитц: «…Пространственные искусства должны обслуживать пролетариат и идущие за ним массы трудящихся в двух нераздельно связанных между собой областях: в области идеологической пропаганды (через картины, фрески, полиграфию, скульптуру, фото, кино и т. д.); в области производства и непосредственной организации коллективного быта (через архитектуру, индустриальные искусства, оформление массовых празднеств и т. д.)… 1. Художник эпохи пролетарской диктатуры рассматривает себя не как одинокого артиста, пассивно отображающего действительность, а как активного борца на идеологическом фронте пролетарской революции, который своей работой организует психику масс и способствует оформлению нового быта… 2. Он должен подвергнуть критическому осмотру все формально-технические достижения искусства прошлого… 3. Целевая установка художника, выражающего культурные интересы революционного пролетариата, должна заключаться в пропаганде наиболее выразительными средствами пространственных искусств мировоззрения диалектического материализма и в материальном оформлении массовых коллективных форм новой жизни. При этом мы отвергаем мещанский реализм эпигонов, реализм застойного индивидуального быта, пассивно-созерцательный, статический, натуралистический реализм, абсолютно копирующий действительность, прикрашивающий и канонизирующий старый быт… 4. Пролетарское искусство должно изжить индивидуалистические и рыночные отношения, господствующие в искусстве до настоящего дня. Отвергая установившееся в последнее время бюрократическое понятие “социального заказа”, мы ищем общественный заказ со стороны коллективов потребителей, заказывающих художественные произведения для конкретных целей и коллективно участвующих в подготовке вещей… 5. Для достижения максимальных результатов мы стараемся сосредоточить свои усилия на следующих ударных пунктах: а) на плановом строительстве, проблеме нового жилища, общественного здания и т. д.; б) на художественном оформлении предметов массового потребления, изготовляемых промышленностью; в) на художественном оформлении центров нового коллективного быта: рабочего клуба, избы-читальни, столовых, чайных и т. д.; г) на организации массовых праздников; д) на художественном образовании… Идя по этим путям, пролетарское искусство оставляет позади лозунг переходного периода “искусство в массы” и подготавливает почву для искусства масс… Мы всецело стоим за неограниченное здоровое соревнование художественных направлений и школ на почве мастерства, повышения качества художественной и идеологической продукции… Но мы отвергаем нездоровую конкуренцию между художественными группировками на почве изыскания заказов и покровительства влиятельных лиц и учреждений. Мы отвергаем всякую претензию на идеологическую монополию и преимущественное представительство художественных интересов рабоче-крестьянских масс за каким бы то ни было объединением художников…»
В 1929 утвержден устав Общества. Многие теоретические положения «Октября» перекликались с установками ЛЕФ, ряд членов которого участвовали в деятельности объединения (А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, Г. Г. Клуцис, С. Я. Сенькин, Э. М. Шуб, С. М. Эйзенштейн). Ведущая роль в решении проблемы синтеза искусств отводилась архитектуре; архитектор виделся основным типом художника — организатора быта, искусства, строительства.
По инициативе комсомольского актива объединения был организован сектор «Молодой Октябрь».
Общество провело ряд выставок. В 1928 две небольшие выставки были устроены в Ленинграде, в сентябре 1930 — в Москве (посвящена художественному оформлению города). В июне — июле 1930 состоялась большая выставка объединения в Москве, на которую откликнулись многие периодические издания: статьи А. Осиповой «Найден ли мост к производству. Первая выставка “Октябрь”» (Рабочий и искусство, 1930, 20 июня, № 34), Ф. Коннова и Я. Цирельсона «Выставка “Октября”» (Искусство в массы, 1930, № 7). В октябре того же года выставка под названием «На фронте пятилетки» была показана в Берлине и ряде городов Рейнской области; на ней экспонировались живопись, графика, полиграфия, архитектурные проекты, образцы производственного искусства. Кроме того, отдельной группой члены «Октября» участвовали в выставке «Жизнь и быт детей Советского союза» (1929) в Москве; 2-й передвижной выставке в Нижнем Новгороде, Казани, Свердловске, Перми, Уфе, Самаре, Саратове, Пензе (1930).
Резко полемичными были отношения «Октября» с АХРР — АХР и РАПХ. В начале 1931 издана новая декларация — брошюра «Борьба за пролетарские классовые позиции на фронте пространственных искусств», которая по многим положениям полемизировала с проектом «Платформы за консолидацию пролетарских сил на изофронте», выдвинутым АХР — ОМАХР — ОХС (Объединение художников-самоучек). Кроме того, члены «Октября» подготовили сборник статей «Изофронт. Классовая борьба на фоне пространственных искусств» (М., 1931).
В конце 1931 руководители объединения в декларации «“Октябрь” признает свои ошибки» заявляли о преодолении разногласий с РАПХ по вопросам о сущности искусства, об отношении к культурному наследию, о станковом искусстве, конструктивизме, ведущей роли архитектуры, самодеятельному творчеству и «попутчикам». Большинство коммунистов и комсомольцев «Октября» вошло в РАПХ.
23 апреля 1932 деятельность «Октября» прекратилась по постановлению ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
- 03.02.2023 Власти США перепроверят связи аукционных домов с попавшими под санкции российскими бизнесменами Упоминаются фамилии Андрея Мельниченко, Виктора Вексельберга и Романа Абрамовича
- 02.02.2023 Новое исследование объясняет эффект дымки на картинах Моне и Тернера загрязнением воздуха Ученые изучили около сотни картин двух художников
- 31.01.2023 Купленная в антикварной лавке люстра оказалась работой Джакометти Теперь ее стоимость может достигать $3 млн
- 31.01.2023 Франция приобретает картину Кайботта за $47 млн Средства на покупку получены от корпорации LVMH
- 27.01.2023 MutualArt анализирует рынок работ Клода Моне в 2022 году Объем продаж на вторичном рынке составил $539 млн
- 03.02.2023 Итоги AI аукциона № 465 Общая выручка составила 11 млн рублей
- 01.02.2023 Лондонская Национальная галерея купила картину Каваллино на торгах Sotheby’s Работа установила рекорд на произведения художника на отметке в $3,9 млн
- 30.01.2023 Sotheby’s провел торги нового формата Суммарная выручка составила $8,5 млн
- 27.01.2023 Торги работами старых мастеров, включая коллекцию Фиша, принесли Sotheby’s $78,3 млн Установлен новый рекорд на работы Бронзино
- 27.01.2023 Итоги AI аукциона № 464 Общая выручка составила 8 млн рублей
- 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
- 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
- 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
- 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
- 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
- 03.02.2023 В московском Манеже открылся проект «ДК СССР» На выставке представлено более 700 образцов советской культуры
- 02.02.2023 Музей Фаберже готовит масштабную ретроспективу Бориса Григорьева Этим проектом откроется новое выставочное пространство музея
- 01.02.2023 Новое пространство Музея AZ открылось на Маросейке Первая выставка посвящена живописи Федора Семенова-Амурского
- 30.01.2023 В феврале в музее АРТ4 откроется постоянная экспозиция Проект «Щель» объединит работы Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и других художников
- 26.01.2023 В Третьяковке продолжает работать выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры» Проект позволяет по-новому взглянуть на известные шедевры
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн