Октябрь

1928–1932, Москва — Ленинград

Члены-учредители: А. Г. Алексеев, Е. Г. Вейс, А. А. Веснин, В. А. Веснин, А. М. Ган, М. Я. Гинзбург, А. И. Гутнов, А. И. Дамский, А. А. Дейнека, М. В. Доброковский, В. Н. Ёлкин, П. Я. Ирбит, Г. Г. Клуцис, А. В. Крейчик, А. И. Курелла, И. Л. Маца, А. И. Михайлов, Д. С. Моор, П. И. Новицкий, А. Я. Острецов, Д. Ривера, Н. Сидельникова, С. Я. Сенькин, Н. Г. Талакуев, С. Б. Телингатер, В. С. Тоот, Б. Уитц, П. Ф. Фрейберг, Н. С. Шнейдер, Э. И. Шуб, С. М. Эйзенштейн.

Члены и экспоненты: Г. А. Арямнов, Н. С. Бухарова, Т. П. Гюрджан (Гюрджитян), А. А. Изаксон, Л. М. Лисицкий, А. И. Наумов, И. Н. Попов-Воронежский, А. М. Родченко, П. П. Романов, Н. Х. Рутковский, А. И. Самойловских, А. Н. Самохвалов, В. Ф. Степанова, Ф. Ш. Тагиров, С. А. Чуйков, В. Ф. Штейн и другие.

Выставки: «Интернационал» — (1928, Ленинград; 1929, Москва), 1-я (1930, Москва); «На фронте пятилетки» (1930, Берлин, Крефельд, Дюссельдорф, Кёльн).

Объединение было основано деятелями искусства разных специальностей с целью «содействия развитию классово-пролетарских течений в области пространственных искусств». В него вошли архитекторы, живописцы, графики, мастера прикладного искусства, фотографии, кинематографии, искусствоведы и художественные критики.

В 1928 в журнале «Современная архитектура» (№№ 3–4, с. 73–74) была опубликована первая декларация общества, в разработке которой помимо советских учредителей участвовали мексиканский художник Диего Ривера и венгерский Бела Уитц: «…Пространственные искусства должны обслуживать пролетариат и идущие за ним массы трудящихся в двух нераздельно связанных между собой областях: в области идеологической пропаганды (через картины, фрески, полиграфию, скульптуру, фото, кино и т. д.); в области производства и непосредственной организации коллективного быта (через архитектуру, индустриальные искусства, оформление массовых празднеств и т. д.)… 1. Художник эпохи пролетарской диктатуры рассматривает себя не как одинокого артиста, пассивно отображающего действительность, а как активного борца на идеологическом фронте пролетарской революции, который своей работой организует психику масс и способствует оформлению нового быта… 2. Он должен подвергнуть критическому осмотру все формально-технические достижения искусства прошлого… 3. Целевая установка художника, выражающего культурные интересы революционного пролетариата, должна заключаться в пропаганде наиболее выразительными средствами пространственных искусств мировоззрения диалектического материализма и в материальном оформлении массовых коллективных форм новой жизни. При этом мы отвергаем мещанский реализм эпигонов, реализм застойного индивидуального быта, пассивно-созерцательный, статический, натуралистический реализм, абсолютно копирующий действительность, прикрашивающий и канонизирующий старый быт… 4. Пролетарское искусство должно изжить индивидуалистические и рыночные отношения, господствующие в искусстве до настоящего дня. Отвергая установившееся в последнее время бюрократическое понятие “социального заказа”, мы ищем общественный заказ со стороны коллективов потребителей, заказывающих художественные произведения для конкретных целей и коллективно участвующих в подготовке вещей… 5. Для достижения максимальных результатов мы стараемся сосредоточить свои усилия на следующих ударных пунктах: а) на плановом строительстве, проблеме нового жилища, общественного здания и т. д.; б) на художественном оформлении предметов массового потребления, изготовляемых промышленностью; в) на художественном оформлении центров нового коллективного быта: рабочего клуба, избы-читальни, столовых, чайных и т. д.; г) на организации массовых праздников; д) на художественном образовании… Идя по этим путям, пролетарское искусство оставляет позади лозунг переходного периода “искусство в массы” и подготавливает почву для искусства масс… Мы всецело стоим за неограниченное здоровое соревнование художественных направлений и школ на почве мастерства, повышения качества художественной и идеологической продукции… Но мы отвергаем нездоровую конкуренцию между художественными группировками на почве изыскания заказов и покровительства влиятельных лиц и учреждений. Мы отвергаем всякую претензию на идеологическую монополию и преимущественное представительство художественных интересов рабоче-крестьянских масс за каким бы то ни было объединением художников…»

В 1929 утвержден устав Общества. Многие теоретические положения «Октября» перекликались с установками ЛЕФ, ряд членов которого участвовали в деятельности объединения (А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, Г. Г. Клуцис, С. Я. Сенькин, Э. М. Шуб, С. М. Эйзенштейн). Ведущая роль в решении проблемы синтеза искусств отводилась архитектуре; архитектор виделся основным типом художника — организатора быта, искусства, строительства.

По инициативе комсомольского актива объединения был организован сектор «Молодой Октябрь».

Общество провело ряд выставок. В 1928 две небольшие выставки были устроены в Ленинграде, в сентябре 1930 — в Москве (посвящена художественному оформлению города). В июне — июле 1930 состоялась большая выставка объединения в Москве, на которую откликнулись многие периодические издания: статьи А. Осиповой «Найден ли мост к производству. Первая выставка “Октябрь”» (Рабочий и искусство, 1930, 20 июня, № 34), Ф. Коннова и Я. Цирельсона «Выставка “Октября”» (Искусство в массы, 1930, № 7). В октябре того же года выставка под названием «На фронте пятилетки» была показана в Берлине и ряде городов Рейнской области; на ней экспонировались живопись, графика, полиграфия, архитектурные проекты, образцы производственного искусства. Кроме того, отдельной группой члены «Октября» участвовали в выставке «Жизнь и быт детей Советского союза» (1929) в Москве; 2-й передвижной выставке в Нижнем Новгороде, Казани, Свердловске, Перми, Уфе, Самаре, Саратове, Пензе (1930).

Резко полемичными были отношения «Октября» с АХРР — АХР и РАПХ. В начале 1931 издана новая декларация — брошюра «Борьба за пролетарские классовые позиции на фронте пространственных искусств», которая по многим положениям полемизировала с проектом «Платформы за консолидацию пролетарских сил на изофронте», выдвинутым АХР — ОМАХР — ОХС (Объединение художников-самоучек). Кроме того, члены «Октября» подготовили сборник статей «Изофронт. Классовая борьба на фоне пространственных искусств» (М., 1931).

В конце 1931 руководители объединения в декларации «“Октябрь” признает свои ошибки» заявляли о преодолении разногласий с РАПХ по вопросам о сущности искусства, об отношении к культурному наследию, о станковом искусстве, конструктивизме, ведущей роли архитектуры, самодеятельному творчеству и «попутчикам». Большинство коммунистов и комсомольцев «Октября» вошло в РАПХ.

23 апреля 1932 деятельность «Октября» прекратилась по постановлению ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх