1899–1969
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, художник-монументалист, скульптор.
Родился в семье рабочего-железнодорожника. Учился в железнодорожном училище, одновременно посещал художественную студию. В 1915 переехал в Харьков, поступил в Харьковское художественное училище, занимался у М. Р. Пестрикова и А. М. Любимова. В 1918 возвратился в Курск. Некоторое время работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнаробраза. В 1919–1920 служил в Красной Армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа»: делал плакаты, оформлял агитпоезда. В 1921 был командирован в Москву для продолжения художественного образования на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа, в 1921–1925 занимался под руководством В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. В это же время познакомился с В. В. Маяковским. В 1924 в составе «группы трех» (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров) принял участие в Первой дискуссионной выставке.
С середины 1920-х много работал в области журнальной и плакатной графики, сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Красная нива». В 1925 стал одним из организаторов Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). В Общество, помимо Дейнеки, вошли также Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров, П. В. Вильямс, А. А. Лабас, Д. П. Штеренберг, Н. Ф. Денисовский и другие. С 1925 по 1928 участвовал во всех четырех выставках объединения в Москве, а также в международных выставках в Дрездене (1926), Лейпциге (1927), Кельне (1928), Нью-Йорке (1929).
В 1929 Дейнека вышел из состава ОСТа и вступил в художественное объединение «Октябрь». В 1931–1932 стал членом Российской ассоциации пролетарских художников. С 1928 преподавал во ВХУТЕИНе (до 1930) и Московском полиграфическом институте на отделении плаката (до 1934). Занимался книжной графикой, в частности создал иллюстрации к книгам Н. Асеева «Кутерьма», А. Барбюса «Огонь» и Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку».
В 1934 совершил творческую поездку в Севастополь, в 1935 был командирован в США, Францию, Италию. В 1937 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за панно «Знатные люди Страны Советов». Годом позже создал мозаичный цикл «Сутки советского неба» для станции московского метрополитена им. Л. М. Кагановича «Маяковская», в 1939 — роспись плафона для ресторана Центрального театра Советской армии.
С 1934 (до 1946) преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. В 1942 совершил поездку на фронт, создав по зарисовкам графический цикл «По дорогам войны». В 1943 выполнил мозаики для станции метро «Новокузнецкая». В мае 1945 предпринял творческую командировку в Берлин. После войны избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1945–1952 преподавал в московском институте прикладного и декоративного искусства (в 1945–1948 занимал также пост ректора Института), в 1953–1957 — в Московском архитектурном институте. В 1956 возвратился в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, где возглавил мастерскую монументальной живописи.
В конце 1940-х — начале 1950-х работал как скульптор в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе. Создал мозаики для фойе актового зала Московского университета (1956), фойе Дворца Съездов в Кремле (1961). В 1964 за мозаичные работы «Хорошее утро» и «Хоккеисты» был удостоен Ленинской премии.
В 1962–1966 занимал пост вице-президента Академии художеств СССР. В 1965 совершил путешествие по Италии. В том же году оформил мозаикой фасад санатория в Сочи. В 1969 был удостоен звания «Герой Социалистического труда». Незадолго до смерти (5 июня 1969) в залах Академии художеств СССР открылась персональная выставка мастера.
12 июня 1969 Дейнека умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Обширная ретроспективная выставка произведений Дейнеки прошла в 2001 в Государственной Третьяковской галерее.
Дейнека — крупнейший мастер советского искусства. В творчестве художника 1920-х в полной мере воплотились идеи и художественные принципы ОСТа. Для его индивидуального стиля характерны динамичный ритм, подчеркнутая предметность, любовь к резким ракурсам. Не будучи связанным с живописной традицией (Дейнека учился на полиграфическом отделении у Фаворского и Нивинского), он привнес в свою живопись чисто графическое понимание формы, благодаря чему его станковые картины по выразительности и лаконизму близки искусству плаката.
В его произведениях воплотился весь дух советской истории 1920-х — 1950-х, ее наглядные лозунги и призывы. Центральными в творчестве Дейнеки были темы индустриализации, спорта, революционной истории. В 1930-х — 1940-х отошел от ОСТовской эстетики, его творчество утратило ярко выраженную конструктивную построенность ранних работ, хотя периодически художник возвращался к своей манере 1920-х (например, в картине «Оборона Севастополя»).
Произведения Дейнеки находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Курской картинной галерее им. А. А. Дейнеки.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе