1892–1946
Архитектор, график, теоретик архитектуры
Из семьи архитектора. Учился в Коммерческом училище в Минске (1900–1910). В 1910–1914 жил в Европе. Занимался в Высшей государственной школе изящных искусств в Париже, в Архитектурной школе Тулузы, в Академии художеств в Милане в классе архитектора Г. Моретти; одновременно посещал занятия Миланского политехнического института. В 1914 вернулся в Россию; продолжил учебу на архитектурном отделении Рижского политехнического института (1914–1917; в период его эвакуации в Москве), в 1917 получил диплом инженера-архитектора.
Жил в Крыму (1917–1921), Москве (с 1921). Один из наиболее значительных представителей конструктивизма в архитектуре. Член-учредитель Объединения современных архитекторов (ОСА, 1925–1928, заместитель председателя), общества «Октябрь» (1928–1932). В 1928–1932 заведовал секцией типизации Стройкома РСФСР, с 1929 — секцией социалистического расселения Госплана СССР. С 1933 — руководитель планировочной мастерской № 3 Моссовета (в мастерской разрабатывался проект перепланировки Пролетарского района Москвы). С 1941 — руководитель сектора типизации и индустриализации Академии архитектуры СССР.
Выполнил проекты и занимался строительством: особняка Локшиных в Евпатории (1917), павильона Крыма на ВСХВ (1923), жилого дома Госстраха (1926–1927, в соавторстве с В. М. Владимировым), Дома Наркомфина (1928–1929, в соавторстве с И. Ф. Милинисом; осуществлен частично) в Москве; Дома Правительства в Алма-Ате (1927–1931, в соавторстве с И. Ф. Милинисом), жилого района Красный Камень в Нижнем Тагиле (1933, в соавторстве с Л. С. Славиной, И. И. Вильямом; реализован частично). Создал проект оформления железнодорожной магистрали «Москва — Донбасс» (1933).
Участвовал в архитектурных конкурсах на постройку в Москве: Дворца Труда (1922), Дома текстилей в Зарядье (1925, совместно с В. М. Владимировым), Крытого рынка (1926, совместно с В. М. Владимировым), Дома Оргаметалла (1926–1927), Дома Русгерторга (1927, в соавторстве В. М. Владимировым, А. Л. Пастернаком), Дворца Советов (1932, в соавторстве с С. А. Лисагором, Г. Гассепфлугом), Театра музыкальной драмы им. В. И. Немировича-Данченко (1932, совместно с Г. Гассенпфлугом), ЦПКиО (1932), Дома Наркомтяжпрома на Красной площади (1934); Дома Советов в Махачкале (1923) и других. Создал проекты павильона СССР на Международной выставке Художественно-декоративных искусств в Париже (1924, 3-я премия), ЦПКиО на горе Давида в Тбилиси (1935). Участвовал в товарищеском конкурсе, объявленном журналом «Современная архитектура», на разработку жилья нового типа («Коммунальный дом А1», 1926).
В конце 1920 — начале 1930-х увлекся идеями дезурбанизации. В соавторстве с М. О. Барщем выполнил проект «Зеленый город» для пригородов Москвы (1929–1930). Участвовал в разработке проекта районной планировки Южного берега Крыма Ялта — Мисхор — Алупка (первая половина 1930-х; в составе коллектива архитекторов). Выполнил проекты и занимался постройкой: санатория Наркомтяжпрома им. С. Орджоникидзе в Кисловодске (1935–1937, во главе коллектива авторов), жилого поселка для горняков Подмосковного угольного бассейна (1943).
В 1943–1944 спроектировал памятники-обелиски героям Великой Отечественной войны в Севастополе и Керчи; участвовал в разработке послевоенного восстановления Севастополя.
Наряду с архитектурой практикой, занимался станковой графикой; автор городских сцен («Ночная сцена», 1920-е).
Вел курс архитектурной композиции во Вхутемасе (1921–1923), профессор (с 1923); преподавал на кафедре архитектуры в Московском институте гражданских инженеров (1922).
Ответственный редактор журналов «Архитектура» (1923), «Современная архитектура» (1926–1930), главный редактор и автор «Истории архитектуры» (издавалась Академией Архитектуры СССР с 1934). Автор книг: «Ритм в архитектуре» (М., 1923), «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (М., 1924), «Жилище» (М., 1934), «Индустриализация жилищного строительства» (М., 1937); статей: «Старое и новое», «Эстетика современности» (обе — 1923), «Новые методы архитектурного мышления» (1926), «Итоги и перспективы СА» (1927), «Конструктивизм как метод лабораторной и педагогической работы» (1927) и других.
Действительный член Российской Академии художественных наук (с 1923), Академии Архитектуры СССР (с 1939).
Творчество представлено в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева (архитектурные проекты), Государственной Третьяковской галерее.
Источники:
1. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок ХХ века. М., 2012, т. 3, кн. 2. С. 52.
2. Хан-Магомедов С. О. М. Гинзбург (1892–1946) // Зодчие Москвы. ХХ век. М., 1988. С. 216–222.
3. ru.wikipedia.org.
Арт-кинозал: Украденная картина
22.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе