Art Investment

Объединение современных архитекторов

1925–1932, Москва

Члены-учредители: А. А. Веснин, М. О. Барщ, А. К. Буров, М. Я. Гинзбург, Я. А. Корнфельд, П. А. Красильников, К. С. Мельников, А. С. Никольский, М. И. Синявский и другие

Члены: К. Н. Афанасьев, Г. Г. Вегман, В. А. Веснин, Л. А. Веснин, В. Н. Владимиров, А. М. Ган, И. А. Голосов, П. А. Голосов, Г. П. Гольц, Л. К. Комарова, Н. С. Кузьмин, И. И. Леонидов, И. Ф. Милинис, И. С. Николаев, П. И. Новицкий, Г. М. Орлов, М. А. Охитович, А. Л. Пастернак, И. И. Робачевский, А. М. Родченко, И. Н. Соболев, Н. Б. Соколов, В. Ф. Степанова, Р. Я. Хигер, Ф. И. Яловкин и другие.

Выставки: 1-я выставка современной архитектуры — 1927 (Москва).

Официальное творческое объединение конструктивистов. Основано при ГАХН; устав составлен 10 декабря 1925, первое организационное собрание созвано 19 декабря 1925. Председателем избран А. А. Веснин. В новое общество вошли студенты Вхутемаса, Института гражданских инженеров, группа «производственников-конструктивистов», архитектурная группа ЛЕФ. Концепция отличалась от кредо АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) и МАО (Московское архитектурное общество): ОСА объединяла не только архитекторов, но и производственников, своей задачей ставило коллективное решение архитектурно-строительных проблем, проведение в жизнь новой архитектурной формы. А. М. Ган сформулировал концепцию объединения как триединство: «труд, метод и организация». М. Я. Гинзбург, один из ведущих теоретиков ОСА, описывал цели современной архитектуры как рациональную организацию производственно-бытовых процессов.

Были созданы Ленинградское (председатель — А. С. Никольский) и Свердловское (председатель — И. И. Робачевский) отделения ОСА.

Объединение выпускало журнал «Современная архитектура» (1926–1930, 6 номеров в год). Главным редакторами являлись А. А. Веснин и М. Я. Гинзбург, в редколлегию входили Ле Корбюзье, А. М. Ган, В. А. Веснин, П. И. Новицкий, М. О. Барщ, А. К. Буров, И. И. Леонидов. Оформлением журнала занимались А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, А. М. Ган. К сотрудничеству привлекались ведущие европейские и отечественные архитекторы — Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, В. Гроппиус, Я. Г. Чернихов и другие. Журнал пропагандировал программу конструктивизма, был посвящен вопросам современного градостроительства, жилой, промышленной, сельской архитектуре, теории архитектуры. Первый номер открывался конкурсным проектом здания московского отделения газеты «Ленинградская правда» (1924, арх. братья Веснины).

С 1926 ОСА находилось в острой полемике с АСНОВА по основным проблемам архитектурного творчества. ОСА критиковало АСНОВА за формализм; члены объединения возражали против отрыва архитектурных проблем от утилитарных потребностей; стремились к эмоциональному воздействию новой архитектуры с помощью системы построения нового социального типа сооружения, максимально высокого качества всех его частей, взаимодействия элементов архитектуры (плоскость, объем, пространственные соотношения, масштаб, фактура, цвет). В свою очередь АСНОВА подвергала критике ОСА за недооценку значения архитектурной формы.

Члены ОСА занимались активной архитектурной практикой как самостоятельно, так и в составе бригад. Были созданы такие программные проекты, как: Институт библиотековедения им. В. И. Ленина на Ленинских горах (1927, арх. И. И. Леонидов), Планетарий (1927, арх. М. О. Барщ, М. И. Синявский), Дом Наркомфина (1928, арх. М. Я. Гинзбург, И. Ф. Милинис), дом-коммуна «Музыка будущего» (1929, арх. Н. С. Кузьмин). Члены ОСА участвовали во многих архитектурных конкурсах: на проект Дома промышленности в Москве (1929, арх. И. И. Леонидов), ДнепроГЭС (1929, арх. братья Веснины, 1-я премия), Дворца культуры пролетарского района Москвы (1930, арх. братья Веснины, 1-я премия), Театра массового музыкального действа в Харькове (1930, арх. братья Веснины, 1-я премия), Синтетического театра в Свердловске (1931, арх. М. Я. Гинзбург, 1-я премия), реконструкции Серпуховской заставы в Москве (1931, бригада ОСА под рук. И. И. Леонидова), Дворца Советов в Москве (1931) и других.

В 1927 состоялась первая выставка современной архитектуры, организованная ОСА совместно с Наркомпросом. Объединение участвовало в международной выставке архитектуры в Нью-Йорке. В 1928 была проведена первая конференция, в 1929 — первый съезд ОСА.

В 1930 на правах сектора (сектор архитекторов социалистического строительства — САСС) вошло в Московское областное отделение Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО).

С начала 1930-х ОСА подвергалось критике. В частности, П. Осипов в журнале «Искусство в массы» писал: «Отрицая значение и роль искусства как идеологического фактора, конструктивисты скатываются в лагерь наших врагов и бессознательно способствуют им… Заменяя архитектуру инженерией, ОСА сводит значение архитектуры, как области узко-идеологической, к той самой красоте, лозунгом которой является “смерть искусству…” Подытоживая деятельность конструктивистов в современной архитектуре, следует сказать, что если в области техники они имеют большие заслуги (новый материал, стандартизация, типизация и т. д.), то идеологически это сплошной индивидуализм и преобладание техницизма над искусством… наши конструктивисты, несмотря на свои формальные и технические достижения, еще во многом идут по стопам своих западных собратьев и почти ничем не отличаются от последних. Причем выдвигаемое ими единственное отличие в том, что они строят дома-коммуны, а западные — особняки, крайне неубедительно, так как перенеси наших конструктивистов за границу, они почувствуют себя так же, как западные, и также строили бы особняки и индивидуальные квартиры по вкусу буржуазии».

В 1932 деятельность объединения прекратилась по постановлению ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций».

Источники:

1. Из истории советской архитектуры 1926—1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения, М., 1970. С. 65–105.
2. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 231–232.
3. Осипов П. «ОСА» — «АСНОВА» // Искусство в массы, 1930, № 7. С. 6–9.
4. Хан-Магомедов С. О. У истоков формирования АСНОВА и ОСА: две архитектурные группы Инхука. М., 1994.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».