1882–1950
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Архитектор, график, теоретик архитектуры
Из купеческой семьи; брат архитекторов Леонида и Александра Весниных. Учился в Институте гражданских инженеров в Петербурге (1901–1912, с перерывом). Параллельно занимался живописью под руководством Я. Ф. Ционглинского.
Около 1905 вместе с братьями возвратился в Москву; работал в различных архитектурных мастерских в качестве помощника архитектора, в частности у Р. И. Клейна при постройке Музея изящных искусств на Волхонке. Занимался живописью и рисунком у К. Ф. Юона. Сблизился с В. Е. Татлиным; вместе с братьями организовал общую творческую мастерскую у себя в квартире.
Жил в Москве. Работал в соавторстве с братьями над большей частью архитектурных проектов. До революции участвовал в проектировании церкви в Балакове на Волге (1908), здания театра им. Ф. Г. Волкова в Ярославле (1908, не реализован), здания Школы живописи, ваяния и зодчества (1910, 1-я премия, не реализован), доходного дома Н. Е. Кузнецова на Мясницкой улице (1910), дома Московского архитектурного общества (МАО, 1911, 2-я премия, не реализован), фасада московского главпочтамта (1913), здания банка Юнкера на Кузнецком мосту (1913), дома-особняка Арацкого на 1-й Мещанской улице (1913), доходного дома Ролла на Кузнецком мосту (1913, не реализован), скаковых конюшен и жокей-клуба при Московском ипподроме (1914), особняка Д. В. Сироткина в Нижнем Новгороде (1915–1916), загородного дома в усадьбе А. И. Бурнаева под Кинешмой (1915–1916). Около 1915–1917 начал работать в области промышленной архитектуры; создал проекты химических заводов в Кинешме, Пензе, Тамбове, селе Жилево под Москвой, комплекс сооружений Большой Кинешемской мануфактуры «Томна».
Зимой 1913–1914 вместе с братьями совершил поездку в Италию.
После Октябрьской революции участвовал в художественном оформлении Кремля и Красной площади к празднованию 1 мая 1918 года, конкурсе на проект памятника Карлу Марксу в Москве (1919–1920; все — в соавторстве с братьями). Вместе с А. А. Весниным создал эскизы первых советских денежных знаков (1918). Самостоятельно занимался проектированием промышленного комплекса Чернореченского суперфосфатного завода в Растяпине Нижегородскй губернии (1918–1920).
В соавторстве с братьями выполнил конкурсные проекты: здания Дворца труда (1923, 3-я премия, не реализован), дома для акционерного торгового общества «Аркос» (1924, 1-я премия, не реализован), здания Центрального телеграфа (1925, 2-я премия, не реализован), библиотеки им. В. И. Ленина (1928, не реализован), здания Центросоюза на Мясницкой улице (1928–1929, 1-й и 2-й варианты, не реализован), Дворца Советов (1932–1933, 1-й и 2-й варианты, не реализован), Дома Комитетов СТО в Охотном ряду (1933, не реализован), Государственного музыкального театра им. В. И. Немировича-Данченко (1933, не реализован), здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935–1936, 1-й, 2-й, 3-й варианты, не реализован), станции метро «Павелецкая» (1938, 1-й и 2-й варианты, не реализован), Дома Совнаркома в Зарядье (1940–1941, 1-й и 2-й варианты) в Москве; Народного дома в Иванове (1924, 3-я премия), Музыкального театра массового действа в Харькове (1930, высшая премия).
В составе той же творческой группы разрабатывал проекты и занимался постройкой: московской конторы газеты «Ленинградская правда» (1924, не реализован), универсального магазина на Неглинной улице (1925, не реализован), универсального магазина Мосторга на Красной Пресне (1927), универсального магазина «Динамо» (1928, не реализован), типовых рабочих клубов (1928–1928, построены в Михалкове, Ростокино, Обираловке), дворца культуры Пролетарского района (1931, Дворец культуры ЗИЛ, реализован частично), дома общества политкаторжан на улице Воровского (1931, построен частично) в Москве; фасадов пассажирского вокзала в Киеве (1926, не реализован); санатория «Горный воздух» в Мацесте (1928); рабочих клубов в Баку (1928–1929, Сураханы, Баилов, Черный город).
В 1925–1928 занимался проектированием и постройкой Центрального института минерального сырья в Замоскворечье (ЦИМС). В 1929 руководил исполнением конкурсного проекта ДнепроГЭС (вместе с Н. Я. Колли, Г. М. Орловым, С. Г. Андриевским); в 1927–1932 — главный архитектор Днепростроя. В начале 1930-х руководил разработкой города Запорожье у ДнепроГЭС (был разрушен в годы войны). Участвовал в создании Генерального плана реконструкции Москвы.
Член Объединения современных архитекторов (ОСА, 1925); сотрудничал в журнале «Современная архитектура». Член и первый председатель Союза советских архитекторов (ССА, с 1932). Первый президент Академии архитектуры СССР (1938–1949). Действительный член Академии архитектуры СССР (с 1939), Академии наук СССР (с 1943).
Помимо архитектурной деятельности, занимался станковой графикой. Выполнял портреты, пейзажи. Автор серии портретов алтайских женщин (1930-е).
Преподавал в Московском высшем техническом училище (1923–1931), Вхутемасе — Вхутеине (1921–1930), Высшем инженерно-строительном училище в Москве (с 1927, руководитель кафедры промышленных сооружений). Автор ряда статей по вопросам архитектуры.
Творчество представлено в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве.
Источники:
1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1972, т. 2. С. 252.
2. Чиняков А. Г. Братья Веснины. М., 1970
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе