1900–1957
Архитектор, теоретик архитектуры, сценограф
Из семьи архитектора К. Ф. Бурова. Учился во 2-х Государственных свободных художественных мастерских (1918–1919) на архитектурном отделении, во Вхутемасе (1921–1925) на архитектурном факультете у А. А. Веснина, по истории и теории архитектуры — у М. Я. Гинзбурга, рисунку — у В. А. Фаворского. В 1925 выполнил дипломную работу — «Проект Центрального железнодорожного вокзала в Москве», за который получил право на поездку за границу (не воспользовался). Участник Гражданской войны (1919–1921).
Жил в Москве. В 1920-е приверженец конструктивизма; член Объединения современных архитекторов (ОСА, 1925–1930), член редколлегии журнала «Современная архитектура» (с 1926). Создал проекты: генерального плана и ряда павильонов для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1922–1923, генеральный план — 3-я премия), жилых домов для рабочих в Иваново-Вознесенске (1926, совместно с М. П. Парусниковым, 3-я премия), рабочих клубов для Союза пищевиков (1926–1927, реализованы в Москве, Твери, Минске), Дома культуры работников рыбной торговли в Хабаровске (1926–1929), Центральной электростанции «Парострой» в Киеве (1927, совместно с М. П. Парусниковым), котельной КиевГРЭС (1928–1929, совместно с Г. П. Гольцем, М. П. Парусниковым; осуществлен), общежития для студентов Горного института на Калужской улице (1930, совместно с Г. С. Кирилловым).
В 1930–1931 — московский представитель Челябинского тракторного завода; занимался разработкой планировки соцгородка при ЧТЗ, выполнял проект заводоуправления (вместе с Г. С. Кирилловым). В 1930–1931 был командирован в США для изучения опыта проектирования и строительства заводов автотракторной промышленности; побывал на заводе «Форд» в Детройте.
В 1933–1935 работал в архитектурно-проектной мастерской № 11 Моспроекта (руководитель М. В. Крюков). Выполнил проекты: средней школы в Трехпрудном переулке (1933, совместно с Ю. Н. Емельяновым), летнего театра в Парке культуры и отдыха в Москве (1933, не осуществлен), шестиэтажного гаража Авторемснаба на 650 мест на Пресненском Валу (1934, совместно с Ю. С. Фельзером, М. П. Крымским), жилого дома Наркомлеса на улице Горького, 25 (1933–1936, проектирование и строительство первой очереди; художник — В. А. Фаворский).
В 1934 был зачислен в аспирантуру на факультет архитектурного усовершенствования Академии архитектуры СССР, где работал в мастерской И. В. Жолтовского. Разработал проект Театра им. В. Э. Мейерхольда в Москве (1934, совместно с А. В. Власовым). В 1935–1936 в составе группы аспирантов Академии архитектуры СССР был командирован за границу; побывал в Италии, Греции, Франции.
Во второй половине 1930-х в соавторстве с Б. Н. Блохиным выполнил проекты трех серий крупноблочных жилых домов: на Велозаводской, Валовой улицах, улицах Горького и Большая Полянка, Бережковской и Дербеневской набережных. Создал проект жилого панельного дома на Ленинградском проспекте (1936–1940, художник — В. А. Фаворский). Занимался перестройкой интерьеров Государственного Исторического музея (1936–1937), создал проект фасада Центрального дома архитектора в Москве (1938–1940, осуществлен), конкурсные проекты здания панорамы «Штурм Перекопа» (1940, 3-я премия; 1941, не осуществлены).
В годы Великой Отечественной войны много работал над проектами послевоенного восстановления городов: Сталинграда (1943–1944, совместно с С. Х. Сатунцем), центра Ялты (1944–1945, совместно с С. Х. Сатунцем). Создал проекты Института кристаллографии Академии наук СССР в Москве (1947), Морского вокзала в Сочи (1948–1949, совместно с С. Х. Сатунцем), типовых сборных жилых домов из высокопрочного гипса для южных областей СССР (1947).
Работал в области дизайна. В 1937 занимался разработкой серии фонарей для улиц Москвы, в 1937–1938 — проектами окраски самолетов для экспедиции И. Д. Папанина на Северный полюс. В 1940 выполнил эскиз росписи плафона Большого театра в Москве (совместно с Л. А. Бруни). В 1950 проектировал оформление трассы Москва — Симферополь: разрабатывал проекты дорожных знаков, которые должны были ставиться при въезде в города (совместно с В. А. Фаворским, Л. М. Кардашевым, Т. И. Милешиной). Создавал эскизы мебели для общественных зданий и массового производства для частных квартир.
Работал как художник театра. Выполнил эскизы костюмов и декораций к спектаклям: «Над обрывом» В. Ф. Плетнёва (1924), «Гляди в оба» по пьесе А. Н. Афиногенова (1926) в 1-м Рабочем театре Пролеткульта, «Голгофа» по пьесе Д. Чижевского в Театре Революции (1928). В 1926–1927 работал над архитектурными декорациями к фильму С. М. Эйзенштейна «Старое и новое» («Генеральная линия»). Театральные работы экспонировались на выставке: «Московские театры Октябрьского десятилетия» в Москве (1928).
Преподавал во Вхутемасе — Вхутеине (1925–1927), Высшем инженерно-строительном училище (1931–1932), Московском архитектурном институте (1936–1939); руководил аспирантами в Академии архитектуры СССР (1934, 1939–1951). Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (с 1941). Автор многих статей по вопросам архитектуры. Подготовил книгу «Об архитектуре» (издана — М., 1960).
Занимался исследовательской деятельностью. Руководил лабораторией в Академии наук СССР, в которой при участии технологов Г. Д. Андреевской и М. В. Классен-Неклюдовой был разработан «стекловолокнистый анизотропный материал» (СВАМ), позволявший снизить вес конструкции в строительстве. В 1952 за эту разработку был удостоен ученой степени доктора технических наук.
Выставки работ архитектора были организованы в Москве и Ленинграде (весна 1941, большая часть экспонатов погибла во время блокады Ленинграда).
Творчество представлено в ряде музейных собраний, среди них — Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева.
Источники:
1. Блашкевич Р. Н., Ржехина О. И., Бурова Р. Г. А. К. Буров. М., 1984.
2. Блашкевич Р. Н., Ржехина О. И. А. Буров (1900–1957) // Зодчие Москвы. ХХ век. М., 1988. С. 261–266.
3. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Рисунок ХХ века. М., 2006, т. 3, кн. 1. С. 265.
4. ru.wikipedia.org.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе