Левый фронт искусства
1922–1930, Москва (в 1922–1928 — Левый фронт искусства, в 1929–1930 — Революционный фронт искусства)
Члены и участники: Б. И. Арватов, Н. Н. Асеев, О. М. Брик, А. К. Буров, Д. Вертов, А. А. Веснин, К. В. Иогансон, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов, Г. Г. Клуцис, Г. М. Козинцев, А. Е. Кручёных, Л. В. Кулешов, Б. А. Кушнер, А. М. Лавинский, В. В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, Л. С. Попова, А. М. Родченко, С. Я. Сенькин, В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин, Л. З. Трауберг, С. М. Третьяков, Н. Ф. Чужак, В. Б. Шкловский, Э. И. Шуб, С. М. Эйзенштейн, С. И. Юткевич и другие.
Литературно-художественное объединение; основано в конце 1922. Оформлению группы предшествовала попытка создания политико-просветительской организации «Комфуты» («Коммунисты — футуристы») и издание газеты «Искусство коммуны» (1918–1919). Объединение боролось за утверждение нового революционного искусства — кубо-футуризма и конструктивизма в противовес классическому культурному наследию. Члены ЛЕФ провозгласили кубо-футуризм «подлинно пролетарским искусством» и вели родословную от манифеста «Пощечина общественному вкусу» (1912).
Цель ЛЕФ — подчинение искусства чисто агитационным и производственным задачам. Теоретики ЛЕФ выдвигали утопическое понимание искусства как «жизнестроения», т. е. формирования новой жизненной среды и в конечном счете нового человека. Выступая против развития станковых форм искусства, ратовали за производственное искусство и «социальный заказ»; культивировали агитационный и документальный жанры, фотографию, кинохронику, в литературе — репортаж, фактический очерк. По выражению О. М. Брика, «художественная культура будущего создается на фабриках и заводах, а не в чердачных мастерских» (ЛЕФ, 1924, № 2).
Идеи получил в 1920-х широкое распространение; отделения Общества возникли в Одессе (Юго-ЛЕФ), Казани (Тат-ЛЕФ), Иваново-Вознесенске, Баку, Тифлисе. К лефовцам примыкала сибирская литературная группы «Настоящее», украинская группа «Нова Генерацiя», белорусская — «Литературно-мастацка коммуна».
Выдвинутая ЛЕФом программа «производственного искусства» оказала существенное влияние на практику Вхутемаса — Вхутеина и Инхука. В 1925 архитекторами — членами ЛЕФ было основано Объединение современных архитекторов (ОСА).
По определению В. В. Маяковского, ЛЕФ представлял собой несколько оформленных групп: заумники («работники, работающие над словом как самоцелью»), производственники, конструктивисты, футуристы, формалисты, газетные работники, «драмщики» (деятели театра), теоретики искусства, лирики («работа над построением фразы, нового синтаксиса).
Под редакцией В. В. Маяковского издавался журнал «ЛЕФ» (1923–1925) и «Новый ЛЕФ» (1927–1928); членами редакционной коллегии являлись Б. И. Арватов, Н. Н. Асеев, О. М. Брик, Б. А. Кушнер, С. М. Третьяков, Н. Ф. Чужак.
Первый номер журнала увидел свет в марте 1923; обложку создал А. М. Родченко. Журнал имел пять основных разделов: программа, практика, теория, книга, факты. Программные статьи написал В. В. Маяковский: «За что борется ЛЕФ?», «В кого вгрызается ЛЕФ?», «Кого предостерегает ЛЕФ?».
В статье «За что борется ЛЕФ?» провозглашалось: «В работе над укреплением завоевания Октябрьской революции, укрепляя левое крыло искусства, ЛЕФ будет агитировать искусство идеями коммуны, открывая искусству дорогу в завтра. ЛЕФ будет агитировать нашим искусством массы, приобретая в них организационную силу. ЛЕФ будет подтверждать наши теории действенным искусством, подняв его до высшей трудовой квалификации. ЛЕФ будет бороться за искусство — строение жизни. Мы не претендуем на монополизацию революционности в искусстве. Выясним соревнованием. Мы верим — правильностью нашей агитации, силой делаемых вещей мы докажем: Мы на верном пути в грядущее». В статье «В кого вгрызается ЛЕФ?» заявлялось: «Мы боролись со старым бытом. Мы будем бороться с остатками этого быта и сегодня… Наше оружие — пример, агитация, пропаганда». Всего было выпущено 7 номеров, последний — в январе 1925.
С 1927 издавался «Новый ЛЕФ»; в состав редколлегии вошли также С. И. Кирсанов, А. М. Лавинский, Б. Л. Пастернак, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, В. Б. Шкловский, С. М. Эйзенштейн. В поздний период внимание идеологов объединения сосредоточилось преимущественно на вопросах литературы. Члены ЛЕФ полемизировали с литературной группой «Октябрь» и Всероссийской ассоциацией пролетарских писателей.
В 1929 ЛЕФ был переименован в РЕФ («Революционный фронт искусства»), который формально являлся новым объединением. В. В. Маяковский писал: «Прежде всего мы должны заявить, что мы нисколько не отказываемся от нашей прошлой работы и как футуристов, и как комфутов, и, наконец, как лефовцев… Мы покрываем теперь основным нашим литературным лозунгом “для чего делать”, то есть мы устанавливаем примат цели и над содержанием, и над формой». Летом 1929 В. В. Маяковский договорился с Госиздатом о выпуске двух альманахов РЕФ, однако издание не состоялось.
15–17 января 1930 состоялся пленум РЕФ, на котором прозвучали доклады О. М. Брика («Культурная революция и РЕФ»), В. А. Катаняна (о литературе), В. В. Маяковского (о театре), А. М. Родченко (о недостатках оформления спектаклей). В том же году объединение прекратило существование.