1886–1968
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
График, поэт, художественный и литературный критик
Из крестьянской семьи. Окончил херсонское городское трехклассное училище (1902). Учился в Одесском художественном училище (1902–1906). Работал преподавателем рисования в женском профессиональном училище в Херсоне (1906). В те же годы познакомился с Д. Д. Бурлюком.
В 1907 переехал в Москву. Работал как карикатурист; сотрудничал в журнале «Будильник». Выполнил серию шаржей и карикатур на писателей, ученых и художников «Вся Москва в карикатурах». В 1909 участвовал в художественной выставке в Петербурге, на которой познакомился с Е. Г. Гуро, М. В. Матюшиным, В. В. Каменским.
В 1909 дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный и литературный критик. Публиковал свои литературные произведения в херсонской газете «Родной край» под собственным именем или псевдонимом А. Горелин.
С 1910 — активный участник группы «Гилея». Написал поэмы «Игра в аду» (1912, в соавторстве с В. В. Хлебниковым), «Старинная любовь» (1913); участвовал в сборнике «Пощечина общественному вкусу» (1913). Совместно с В. В. Маяковским написал манифест футуризма, содержащий тезис «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого… с Парохода Современности». С начала 1910-х разрабатывал принципы заумной поэзии (зауми), написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из неведомых слов. Данная теория была сформулирована в сборнике «Слово как таковое» (1913, в соавторстве с Хлебниковым) и воплотилась в стихотворении «Дыр, бул, щыл».
Выпустил сборники заумной поэзии «Мирсконца» (1912, с Хлебниковым), «Взорваль», «Помада» (оба — 1913), «Тэ-Ли-Лэ» (1914, с Хлебниковым), «Война», «Вселенская война Ъ» (оба — 1916), литературоведческие исследования «Выпыт любви Тургенева», «Черт и речетворцы» (оба — 1913), «Стихи Маяковского. Выпыт» (1914). Написал оперу «Победа над солнцем» на музыку Матюшина (1913). Собственноручно занимался оформлением многих футуристических изданий, выполняя обложки, иллюстрации, шрифты.
В 1915 после распада группы «Гилея» и с началом Первой мировой войны уехал на Кавказ. Работал учителем рисования в женской гимназии города Баталпашинска. Жил в Тифлисе (с 1916). Участвовал в деятельности художественно-литературной группы «Синдикат футуристов» (1916–1917). Основал группу футуристов «41°» (1918). В 1919 переехал из Тифлиса в Баку; работал как плакатист в бакинских «Окнах РОСТа».
В 1921 вернулся в Москву. Примыкал в группе ЛЕФ (с 1923). Выпустил сборники «Фонетика театра», «Сдвигология русского стиха» (1922), «Фактура слова», «Апокалипсис русской литературы» (оба — 1923). Подготовил сборник «15 лет русского футуризма. 1912–1927. Материалы и комментарии» (1927). В 1928 увидела свет последняя книга Кручёных «Приемы ленинской речи», после чего его произведения существовали только в машинописном варианте.
В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве; сотрудничал в «Окнах ТАСС».
Произведения находятся в ряде музейных собраний.
«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Открыты 555-е торги аукциона ARTinvestment.RU
04.11.2024Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
01.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе