Art Investment

БИОГРАФИЯ

КРУЧЁНЫХ Алексей Елисеевич

21 февраля 1886 (поселок Оливский Херсонской губернии) — 17 июня 1968 (Москва)

График, поэт, художественный и литературный критик

Из крестьянской семьи. Окончил херсонское городское трехклассное училище (1902). Учился в Одесском художественном училище (1902–1906). Работал преподавателем рисования в женском профессиональном училище в Херсоне (1906). В те же годы познакомился с Д. Д. Бурлюком.

В 1907 переехал в Москву. Работал как карикатурист; сотрудничал в журнале «Будильник». Выполнил серию шаржей и карикатур на писателей, ученых и художников «Вся Москва в карикатурах». В 1909 участвовал в художественной выставке в Петербурге, на которой познакомился с Е. Г. Гуро, М. В. Матюшиным, В. В. Каменским.

В 1909 дебютировал как прозаик, поэт, фельетонист, эссеист, художественный и литературный критик. Публиковал свои литературные произведения в херсонской газете «Родной край» под собственным именем или псевдонимом А. Горелин.

С 1910 — активный участник группы «Гилея». Написал поэмы «Игра в аду» (1912, в соавторстве с В. В. Хлебниковым), «Старинная любовь» (1913); участвовал в сборнике «Пощечина общественному вкусу» (1913). Совместно с В. В. Маяковским написал манифест футуризма, содержащий тезис «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого… с Парохода Современности». С начала 1910-х разрабатывал принципы заумной поэзии (зауми), написанной «на собственном языке», выходящем за пределы логики, разума и состоящей из неведомых слов. Данная теория была сформулирована в сборнике «Слово как таковое» (1913, в соавторстве с Хлебниковым) и воплотилась в стихотворении «Дыр, бул, щыл».

Выпустил сборники заумной поэзии «Мирсконца» (1912, с Хлебниковым), «Взорваль», «Помада» (оба — 1913), «Тэ-Ли-Лэ» (1914, с Хлебниковым), «Война», «Вселенская война Ъ» (оба — 1916), литературоведческие исследования «Выпыт любви Тургенева», «Черт и речетворцы» (оба — 1913), «Стихи Маяковского. Выпыт» (1914). Написал оперу «Победа над солнцем» на музыку Матюшина (1913). Собственноручно занимался оформлением многих футуристических изданий, выполняя обложки, иллюстрации, шрифты.

В 1915 после распада группы «Гилея» и с началом Первой мировой войны уехал на Кавказ. Работал учителем рисования в женской гимназии города Баталпашинска. Жил в Тифлисе (с 1916). Участвовал в деятельности художественно-литературной группы «Синдикат футуристов» (1916–1917). Основал группу футуристов «41°» (1918). В 1919 переехал из Тифлиса в Баку; работал как плакатист в бакинских «Окнах РОСТа».

В 1921 вернулся в Москву. Примыкал в группе ЛЕФ (с 1923). Выпустил сборники «Фонетика театра», «Сдвигология русского стиха» (1922), «Фактура слова», «Апокалипсис русской литературы» (оба — 1923). Подготовил сборник «15 лет русского футуризма. 1912–1927. Материалы и комментарии» (1927). В 1928 увидела свет последняя книга Кручёных «Приемы ленинской речи», после чего его произведения существовали только в машинописном варианте.

В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве; сотрудничал в «Окнах ТАСС».

Произведения находятся в ряде музейных собраний.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».