Союз молодежи

1909–1913, Санкт-Петербург

Члены-учредители: Р. В. Воинов, Е. Г. Гуро, М. В. Матюшин, Э. К. Спандиков, П. Н. Филонов, И. С. Школьник, Ц. Я. Шлейфер.

Участники: Н. И. Альтман, А. И. Балльер, В. С. Барт, С. П. Бобров, С. И. Бодуэн-де-Куртенэ, В. Д. Бубнова, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, В. И. Быстренин, Г. Е. Верховский, А. Ф. Гауш, Н. С. Гончарова, А. В. Грищенко, К. В. Дыдышко, Л. И. Жевержеев, Н. В. Зарецкий, И. М. Зданевич, А. М. Зельманова, И. В. Клюнков, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, Г. В. Лабунская, И. Ф. Ларионов, М. Ф. Ларионов, Э. А. Лассон-Спирова, М. В. Ле Дантю, Н. В. Лермонтова, П. И. Львов, Н. И. Любавина, К. С. Малевич, В. И. Марков (Матвей), И. И. Машков, В. В. Маяковский, Л. Я. Мительман, А. А. Моргунов, З. Я. Мостова (Матвеева-Мостова), С. А. Нагубников, К. С. Петров-Водкин, П. Д. Потипака, И. А. Пуни, Н. Е. Роговин, О. В. Розанова, Е. Я. Сагайдачный, В. Е. Татлин, А. В. Уханова, А. В. Фонвизин, В. М. Ходасевич, А. В. Шевченко, В. Ф. Шехтель, А. А. Экстер и другие.

Выставки: 1-я (1910, Санкт-Петербург) — 5-я (1913/1914, Санкт-Петербург); июнь 1910 (Рига), «Ослиный хвост» (1912, Москва).

Общество художников; сформировалось в ноябре 1909 по инициативе Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина, а также бывших членов группы Н. И. Кульбина «Треугольник» — И. С. Школьника, Ц. Я. Шлейфера, Э. К. Спандикова. Устав был утвержден 16 февраля 1910; незадолго до этого события из-за эстетических разногласий с «кульбинистами» Общество покинули М. В. Матюшин и Е. Г. Гуро (в 1912 М. В. Матюшин вернулся в «Союз молодежи»). Председателем и казначеем был приглашен известный меценат, коллекционер и художник-любитель Л. И. Жевержеев. Общество регулярно проводило заседания Комитета и общие собрания. Своими целями Союз ставил: «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствовать взаимному сближению лиц, интересующихся искусством».

В отличие от «Бубнового валета» Союз не был объединением единомышленников, не имел определенной эстетической и идеологической программы, а принимал всех претендующих на новаторство. Он послужил сплочению сил художественного авангарда Петербурга, Москвы, Украины, Прибалтики. На выставках было представлено все многообразие течений современного авангарда — от постимпрессионизма и футуризма до беспредметничества. В 1910–1913 были проведены выставки в Петербурге и Риге (все сопровождались изданием каталога). По приглашению М. Ф. Ларионова члены Союза участвовали в выставке «Ослиный хвост» в Москве, где выступили отдельной группой с собственным каталогом.

Для пропаганды новейших художественных идей члены Общества планировали издавать журнал; в апреле 1912 появился первый номер сборника «Союз молодежи». За ним последовали 2-й (июнь 1912) и 3-й (март 1913) номера. 4-й выпуск, планировавшийся на осень 1914 и уже подготовленный к печати, выпущен не был.

Первые два сборника включали программную теоретическую статью В. И. Маркова (Вольдемара Матвея) «Принципы нового искусства», статьи Д. Варкаровой (В. Д. Бубновой), И. С. Школьника, Э. К. Спандикова, А. Ле Фоконье, Э. Фора по вопросам современного, классического и восточного искусства, переводы из китайской поэзии, переводы итальянского «Манифеста футуристической живописи» и писем К. Ван Донгена.

Третий сборник готовился в сотрудничестве с кубо-футуристической группой поэтов-будетлян («Гилея»), которые присоединились к Союзу в марте 1913 на правах федерации. В 3-й сборник вошли стихи, проза и статьи В. В. Хлебникова, Д. Д. Бурлюка, Н. Д. Бурлюка, Е. Г. Гуро, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившица.

В сотрудничестве с поэтами-футуристами Союз провел серию диспутов в Троицком театре. На первом из них (20 ноября 1912) с докладами выступили Д. Д. Бурлюк («Что такое кубизм?»), В. В. Маяковский («О новейшей поэзии»). На диспуте 23 марта 1913 («О современной живописи») прозвучали доклады Д. Д. Бурлюка («Искусство новаторов и академическое искусство XIX и XX века») и К. С. Малевича («О “Бубновом валете” и “Ослином хвосте”»), а также манифест «Союза молодежи», написанный О. В. Розановой: «Мы объявляем, что все пути хороши, кроме избитых и загрязненных чужими несчетными шагами, и мы ценим только те произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека. Мы объявляем борьбу всем, опирающимся на слово “устой”, ибо это почтенное слово хорошо звучит в устах тех людей, которые обречены не поспевать за стремительным бегом времени». В диспуте 24 марта 1914 («О новейшей русской литературе») участвовали Н. Д. Бурлюк («Сказка — миф»),  В. В. Маяковский («Пришедший сам»), Д. Д. Бурлюк («Изобразительные элементы русской фонетики»), А. Е. Кручёных («Разоблачение нового искусства»). Крайний радикализм и эпатажный характер выступлений вызвал протест деятелей культуры старшего поколения, в том числе А. Н. Бенуа, который откликнулся на них серией заметок в газете «Речь» (1912, 23 ноября; 1913, 12 апреля, 13 апреля).

В январе — феврале 1911 члены Союза под руководством режиссера М. М. Томашевского провели в Петербурге серию театрализованных вечеров под названием «Хоромные действия», которые стали одной из первых попыток кубо-футуристической сценографии; была поставлена драма «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф». Летом 1913 объединенный комитет «Союза молодежи» и «Гилеи» решили организовать футуристический театр «Будетлянин». 2 и 4 декабря 1913 в зале театра «Луна-парк» состоялась постановка трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский» (при участии в главной роли автора и оформлении О. В. Розановой, П. Н. Филонова, И. С. Школьника); 3 и 5 декабря — постановка оперы А. Е. Кручёных «Победа над солнцем» (музыка М. В. Матюшина, оформление К. С. Малевича и А. Е. Кручёных).

Вскоре после футуристических спектаклей произошел конфликт, который привел к разрыву между поэтами «Гилеи» и «Союзом молодежи». Последовавший за этим отказ Л. И. Жевержеева субсидировать дальнейшие мероприятия Общества положил конец его деятельности.

В марте — апреле 1917 в связи с созданием Союза деятелей искусств (СДИ), Л. И. Жевержеев и И. С. Школьник попытались возродить Общество. В заявке, поданной в СДИ, в числе действительных членов наряду с ветеранами значились Ю. П. Анненков, А. П. Архипенко, Л. А. Бруни, С. И. Воинов, В. А. Денисов, А. Е. Карев, А. В. Лентулов, П. В. Митурич, В. Е. Пестель, Н. А. Тырса, Н. А. Удальцова, Р. Р. Фальк, О. Цадкин, М. З. Шагал и другие. На общем собрании Общества 12 апреля в СДИ были избраны Ю. П. Анненков и Э. К. Спандиков, кандидатом в делегаты — М. З. Шагал. Многие художники — члены «Союза молодежи» участвовали в 1-й государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919). Однако практически деятельность Союза возобновлена не была.

Любавина, Надежда Ивановна2-я половина XIX -1-я половина XX
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх