Союз молодежи

1909–1913, Санкт-Петербург

Члены-учредители: Р. В. Воинов, Е. Г. Гуро, М. В. Матюшин, Э. К. Спандиков, П. Н. Филонов, И. С. Школьник, Ц. Я. Шлейфер.

Участники: Н. И. Альтман, А. И. Балльер, В. С. Барт, С. П. Бобров, С. И. Бодуэн-де-Куртенэ, В. Д. Бубнова, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, В. И. Быстренин, Г. Е. Верховский, А. Ф. Гауш, Н. С. Гончарова, А. В. Грищенко, К. В. Дыдышко, Л. И. Жевержеев, Н. В. Зарецкий, И. М. Зданевич, А. М. Зельманова, И. В. Клюнков, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, Г. В. Лабунская, И. Ф. Ларионов, М. Ф. Ларионов, Э. А. Лассон-Спирова, М. В. Ле Дантю, Н. В. Лермонтова, П. И. Львов, Н. И. Любавина, К. С. Малевич, В. И. Марков (Матвей), И. И. Машков, В. В. Маяковский, Л. Я. Мительман, А. А. Моргунов, З. Я. Мостова (Матвеева-Мостова), С. А. Нагубников, К. С. Петров-Водкин, П. Д. Потипака, И. А. Пуни, Н. Е. Роговин, О. В. Розанова, Е. Я. Сагайдачный, В. Е. Татлин, А. В. Уханова, А. В. Фонвизин, В. М. Ходасевич, А. В. Шевченко, В. Ф. Шехтель, А. А. Экстер и другие.

Выставки: 1-я (1910, Санкт-Петербург) — 5-я (1913/1914, Санкт-Петербург); июнь 1910 (Рига), «Ослиный хвост» (1912, Москва).

Общество художников; сформировалось в ноябре 1909 по инициативе Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина, а также бывших членов группы Н. И. Кульбина «Треугольник» — И. С. Школьника, Ц. Я. Шлейфера, Э. К. Спандикова. Устав был утвержден 16 февраля 1910; незадолго до этого события из-за эстетических разногласий с «кульбинистами» Общество покинули М. В. Матюшин и Е. Г. Гуро (в 1912 М. В. Матюшин вернулся в «Союз молодежи»). Председателем и казначеем был приглашен известный меценат, коллекционер и художник-любитель Л. И. Жевержеев. Общество регулярно проводило заседания Комитета и общие собрания. Своими целями Союз ставил: «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства, и способствовать взаимному сближению лиц, интересующихся искусством».

В отличие от «Бубнового валета» Союз не был объединением единомышленников, не имел определенной эстетической и идеологической программы, а принимал всех претендующих на новаторство. Он послужил сплочению сил художественного авангарда Петербурга, Москвы, Украины, Прибалтики. На выставках было представлено все многообразие течений современного авангарда — от постимпрессионизма и футуризма до беспредметничества. В 1910–1913 были проведены выставки в Петербурге и Риге (все сопровождались изданием каталога). По приглашению М. Ф. Ларионова члены Союза участвовали в выставке «Ослиный хвост» в Москве, где выступили отдельной группой с собственным каталогом.

Для пропаганды новейших художественных идей члены Общества планировали издавать журнал; в апреле 1912 появился первый номер сборника «Союз молодежи». За ним последовали 2-й (июнь 1912) и 3-й (март 1913) номера. 4-й выпуск, планировавшийся на осень 1914 и уже подготовленный к печати, выпущен не был.

Первые два сборника включали программную теоретическую статью В. И. Маркова (Вольдемара Матвея) «Принципы нового искусства», статьи Д. Варкаровой (В. Д. Бубновой), И. С. Школьника, Э. К. Спандикова, А. Ле Фоконье, Э. Фора по вопросам современного, классического и восточного искусства, переводы из китайской поэзии, переводы итальянского «Манифеста футуристической живописи» и писем К. Ван Донгена.

Третий сборник готовился в сотрудничестве с кубо-футуристической группой поэтов-будетлян («Гилея»), которые присоединились к Союзу в марте 1913 на правах федерации. В 3-й сборник вошли стихи, проза и статьи В. В. Хлебникова, Д. Д. Бурлюка, Н. Д. Бурлюка, Е. Г. Гуро, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившица.

В сотрудничестве с поэтами-футуристами Союз провел серию диспутов в Троицком театре. На первом из них (20 ноября 1912) с докладами выступили Д. Д. Бурлюк («Что такое кубизм?»), В. В. Маяковский («О новейшей поэзии»). На диспуте 23 марта 1913 («О современной живописи») прозвучали доклады Д. Д. Бурлюка («Искусство новаторов и академическое искусство XIX и XX века») и К. С. Малевича («О “Бубновом валете” и “Ослином хвосте”»), а также манифест «Союза молодежи», написанный О. В. Розановой: «Мы объявляем, что все пути хороши, кроме избитых и загрязненных чужими несчетными шагами, и мы ценим только те произведения, которые новизной своей рождают в зрителе нового человека. Мы объявляем борьбу всем, опирающимся на слово “устой”, ибо это почтенное слово хорошо звучит в устах тех людей, которые обречены не поспевать за стремительным бегом времени». В диспуте 24 марта 1914 («О новейшей русской литературе») участвовали Н. Д. Бурлюк («Сказка — миф»),  В. В. Маяковский («Пришедший сам»), Д. Д. Бурлюк («Изобразительные элементы русской фонетики»), А. Е. Кручёных («Разоблачение нового искусства»). Крайний радикализм и эпатажный характер выступлений вызвал протест деятелей культуры старшего поколения, в том числе А. Н. Бенуа, который откликнулся на них серией заметок в газете «Речь» (1912, 23 ноября; 1913, 12 апреля, 13 апреля).

В январе — феврале 1911 члены Союза под руководством режиссера М. М. Томашевского провели в Петербурге серию театрализованных вечеров под названием «Хоромные действия», которые стали одной из первых попыток кубо-футуристической сценографии; была поставлена драма «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф». Летом 1913 объединенный комитет «Союза молодежи» и «Гилеи» решили организовать футуристический театр «Будетлянин». 2 и 4 декабря 1913 в зале театра «Луна-парк» состоялась постановка трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский» (при участии в главной роли автора и оформлении О. В. Розановой, П. Н. Филонова, И. С. Школьника); 3 и 5 декабря — постановка оперы А. Е. Кручёных «Победа над солнцем» (музыка М. В. Матюшина, оформление К. С. Малевича и А. Е. Кручёных).

Вскоре после футуристических спектаклей произошел конфликт, который привел к разрыву между поэтами «Гилеи» и «Союзом молодежи». Последовавший за этим отказ Л. И. Жевержеева субсидировать дальнейшие мероприятия Общества положил конец его деятельности.

В марте — апреле 1917 в связи с созданием Союза деятелей искусств (СДИ), Л. И. Жевержеев и И. С. Школьник попытались возродить Общество. В заявке, поданной в СДИ, в числе действительных членов наряду с ветеранами значились Ю. П. Анненков, А. П. Архипенко, Л. А. Бруни, С. И. Воинов, В. А. Денисов, А. Е. Карев, А. В. Лентулов, П. В. Митурич, В. Е. Пестель, Н. А. Тырса, Н. А. Удальцова, Р. Р. Фальк, О. Цадкин, М. З. Шагал и другие. На общем собрании Общества 12 апреля в СДИ были избраны Ю. П. Анненков и Э. К. Спандиков, кандидатом в делегаты — М. З. Шагал. Многие художники — члены «Союза молодежи» участвовали в 1-й государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде (1919). Однако практически деятельность Союза возобновлена не была.

Любавина, Надежда Ивановна2-я половина XIX -1-я половина XX
  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх