1883–1977
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, теоретик искусства.
Увлекся искусством в 17 лет под впечатлением от собрания живописи петербургского Эрмитажа. В 1905 занимался в мастерской живописца С. И. Святославского в Киеве, в 1910–1911 — в студиях К. Ф. Юона и И. И. Машкова в Москве. Параллельно (в 1905–1912) учился на филологическом факультете Петербургского, Киевского, Московского университетов.
В 1911 побывал в Париже, где познакомился в современными течениями в искусстве. В 1912 и 1914 ездил по старинным городам России, изучая фресковую живопись. В 1914 совершил путешествие по Италии.
В 1910 экспонировал свои работы на выставке нового общества художников в Петербурге. В 1911 принял участие в выставке Московского салона, годом позже — в выставке «Бубнового валета» в Москве, в 1913 экспонировал свои работы на выставке современной живописи, в 1913–1914 участвовал в экспозициях Союза молодежи, в 1915 — в выставке левых течений в искусстве.
В 1910-х стал известен не только как живописец, но и как автор острых полемических докладов и статей по вопросам искусства. Написал статьи «О связях русской живописи с Византией и Западом. XIII–XX века. Мысли живописца» (1913), «О группе художников “Бубновый валет”« (1913), «Русская икона как искусство живописи» (1917), «Кризис искусства и современная живопись» (1917).
В 1917 стал членом «Мира искусства», принял участие в выставке объединения в декабре 1917. В 1918 экспонировал свои работы на выставке общества «Свободное творчество» в Москве, в 1919 — на выставке современной живописи и рисунка в Петрограде. В 1919 вместе с А. В. Шевченко устроил в Москве выставку «Цветодинамос и тектонический примитивизм», сопроводив каталог теоретическими статьями и манифестом.
В мае 1917 вошел в Совет профессионального союза художников-живописцев Москвы, в 1918 — во Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников старины. Организовал вывоз из прифронтовой полосы и спасение картин старых мастеров из собрания князей Барятинских.
В 1920 эмигрировал. Жил в Константинополе. В 1920–1922 много путешествовал по Турции и Греции, выполнив в поездках множество городских сцен, архитектурных и морских пейзажей, позже изданных в Париже. В 1922 переехал во Францию, до 1924 жил в Париже, затем — в Кане. В 1922 организовал в галерее «Марсан» персональную выставку «Константинополь — Мистра», которая принесла Грищенко известность в европейских художественных кругах, а также коммерческий успех.
В 1922 принял участие в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине. Персональные выставки художника прошли в парижских галереях «Доминик» (1923), «Персье» (1924), «Бинг» (1926), «Друэ» (1928–1930, 1933). В 1928 отправил свои работы на выставку Современного французского искусства в Москве.
В 1930-х — 1960-х продолжал много работать и экспонироваться. Ретроспективные выставки произведений мастера состоялись в Гетеборге (1937), Львове (1937), Лиможе (1943–1944), Париже (1945, 1947, 1957), Страсбурге (1952–1953, 1955), Нью-Йорке (1958, 1966), Торонто (1977).
Грищенко — один из наиболее ярких представителей кубофутуризма и примитивизма в русском искусстве. Его ранние работы 1909–1912 отмечены интересом к творчеству импрессионистов. В дальнейшем испытал влияние русской иконы, лубка, итальянской фресковой живописи, кубизма и фовизма. В конце 1910-х выработал собственный стиль, который назвал «цветодинамос». Пользуясь в основном приемами экспрессионизма, он по-новому подошел к взаимодействию с натурой: в работе над картиной художник отказался от заранее нарисованной схемы, строя форму исключительно по законам цвета.
Произведения Грищенко находятся во многих частных и музейных собраниях в России и за рубежом, в частности в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее нового искусства в Мадриде, Национальном музее современного искусства в Париже, Королевских музеях Копенгагена и Брюсселя.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе