Бубновый валет
1911–1917, Москва
Члены-учредители: П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, В. В. Рождественский.
Действительные члены и члены-соревнователи: Е. А. Агафонов, К. К. Алексеева, Н. И. Альтман, В. С. Барт, А. А. Барышников, А. Н. Бейгуль, В. Г. Бехтеев, Г. М. Блюменфельд, К. Л. Богуславская, С. И. Бодуэн-де-Куртенэ, Л. А. Бруни, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, М. В. Верёвкина, К. Гольдфарб, В. В. Гонорский, Н. С. Гончарова, А. В. Грищенко, А. М. Гумилина, Н. М. Давыдова, В. К. Долин, С. И. Дымшиц-Толстая, В. Запорожцев, В. В. Каменский, К. В. Кандауров, В. В. Кандинский, Г. Ф. Кашменский, С. М. Кеворкова, И. В. Клюн, С. А. Клюшников, Э. К. Крон, Н. Б. Кузнецов, Н. И. Кульбин, М. Ф. Ларионов, М. В. Леблан, А. В. Лентулов, С. И. Лобанов, К. С. Малевич, И. А. Малютин, А. Т. Матвеев, М. И. Меньков, А. Ф. Микули, А. И. Мильман, М. И. Михеев, А. П. Могилевский, А. А. Моргунов, А. А. Осмёркин, Д. В. Петровский, В. Е. Пестель, А. П. Плигин, В. И. Пожарский, Л. С. Попова, Е. С. Потехина, И. А. Пуни, Н. Е. Роговин, М. С. Родионов, О. В. Розанова, В. В. Савинков, А. М. Самойлова, И. А. Скуйе, А. Ф. Софронова, Л. Сюрваж (Л. Л. Штюрцваге), Б. А. Такке, В. Е. Татлин, Л. Г. Турченко, Н. А. Удальцова, Р. Р. Фальк, Г. В. Фёдоров, И. С. Федотов, А. В. Фонвизин, Б. Г. Фриденсон, П. А. Харыбин, В. М. Ходасевич, Ю. И. Хольмберг-Крон, М. З. Шагал, Э. Шиман, Н. И. Штуцер, В. Р. Эйгес, А. А. Экстер, Е. И. Эпштейн, А. Г. Явленский и другие.
Иностранные экспоненты: Э. Босси, Ж. Брак, Ф. Валлотон, М. Вламинк, А. Глез, Р. Делоне, А. Дерен, К. ван Донген, Ж. Жовено, Ш. Камоэн, А. Канольдт, Э.-Л. Кирхнер, О. Кубин, Ф. Леже, М. Лентовска, А. Ле Фоконье, А. Матисс, А. Макке, Ф. Марк, О. Мюллер, Г. Мюнтер, Г. Науэн, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяк, Э. Хеккель и другие.
Почетные члены: В. И. Суриков, С. И. Щукин.
Выставки: 1910 (Москва); 1-я (1912, Москва) — 5-я (1917, Москва); 1927 (Москва; ретроспективная)
Крупнейшее авангардное выставочное художественное объединение 1910-х годов; в основе творческой концепции лежало увлечение примитивом: лубком, городским изобразительным фольклором (плакат, вывеска, росписи подносов).
Начало союзу было положено одноименной выставкой, состоявшейся в декабре 1910 — январе 1911 в салоне дома Левиссон на Большой Дмитровке; инициаторами выступили Д. Д. Бурлюк и М. Ф. Ларионов. Название было придумано М. Ф. Ларионовым: оно перекликалось с эстетикой лубка, в нем содержался выпад против современного эстетства и элемент эпатажа («бубновыми валетами» называли каторжников, вместе с тем обыгрывалось французское толкование игральной карты: бубновый валет — мошенник или плут); как писал впоследствии И. И. Машков, «название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости».
В конце 1911 группа участников выставки обратилась к городским властям за разрешением учредить Общество художников «Бубновый валет», целью которого ставилось «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Устав общества был утвержден 1 ноября 1911. Председателем правления избран П. П. Кончаловский (позже его сменил А. В. Куприн); секретарем — И. И. Машков, казначеем — А. В. Куприн. В состав правления в разные годы входили В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, М. С. Родионов. К концу первого года деятельности общество насчитывало 20 действительных членов и 50 членов-соревнователей (экспонентов). Почетными членами были избраны С. И. Щукин и В. И. Суриков.
Группа М. Ф. Ларионова (Н. С. Гончарова, В. С. Барт, Н. Е. Роговин, И. А. Скуйе) в общество не вступила и организовала самостоятельную выставку под названием «Ослиный хвост».
Всего объединение провело 5 выставок. По уставу 1911 года участником выставок мог быть каждый, кто внес денежный взнос; это привело к отсутствию эстетической целостности и неоднородности художественного уровня выставок.
Первая выставка открылась 23 января 1912 в зале Экономического общества Московского военного округа. Ее посетило 8 тысяч человек; около 20 работ было продано известным московским коллекционерам, что было расценено как несомненный успех. Последующие выставки «Бубнового валета» устраивались в салоне на Большой Дмитровке: в феврале — марте 1913 в Москве и апреле — мае того же года в Петербурге прошла 2-я выставка; в феврале 1914 в Москве — 3-я; в ноябре — декабре 1916 — 4-я; в ноябре — декабре 1917 — 5-я; все сопровождались изданием краткого каталога.
«Бубновый валет» не имел четко сформулированной теоретической программы, однако все художники утверждали приоритет чисто формальных художественных задач, противопоставляя себя в равной степени Товариществу передвижных художественных выставок, Союзу русских художников, «Миру искусства». В своей творческой практике бубнововалетцы опирались на опыт П. Сезанна, а также на современные тенденции западноевропейской живописи — кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм. В живописи преобладающими чертами являлись пластическая выразительность цвета, повышенная экспрессия, развитие фактурно-ритмической динамики, намеренная деформация форм.
В 1913 Общество выпустило сборник статей «К вопросу о современном состоянии русской живописи».
Свои взгляды члены Общества активно пропагандировали также на диспутах, которые устраивались в 1912–1913 в Политехническом музее при участии художников, поэтов-футуристов, литераторов различных направлений. На первом диспуте 12 февраля 1912 слушались доклады Н. И. Кульбина «Новое свободное искусство как основа жизни», В. В. Кандинского «Эпоха великой духовности» (зачитан Н. И. Кульбиным), Д. Д. Бурлюка «О кубизме и других направлениях в живописи»; официальным оппонентом выступил М. А. Волошин, неофициальными — постоянные идейные противники бубнововалетцев М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова. Заметный общественный резонанс имел диспут 1 февраля 1913 по поводу покушения на картину И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в Третьяковской галерее. Однако главным действом диспутов были не доклады, а «прения», которые часто принимали заостренный характер «с бросанием тяжелых стаканов и битьем графина по голове»; после одного из таких диспутов (19 февраля 1914) А. А. Моргунов был исключен из Общества за оскорбление, нанесенное Я. А. Тугендхольду.
Уже с 1914 Общество постепенно утрачивало внутреннее единство. С 1916 его стали покидать ведущие мастера: П. П. Кончаловский и И. И. Машков перешли в «Мир искусства», осенью 1917 за ними последовали А. В. Куприн, А. В. Лентулов, А. И. Мильман, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк. На собрании общества 14 (27) октября председателем был избран К. С. Малевич, в общество вошла группа В. Е. Татлина. Однако уже 18 (31) октября и последователи В. Е. Татлина также покинули объединение, не встретив поддержки в своем требовании изменить его название.
В результате в последней выставке не участвовал ни один художник из числа учредителей «Бубнового валета». На закрытии последней выставки 3 (16) декабря 1917 выступали Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский и К. С. Малевич с докладом на тему «Заборная живопись». На этом деятельность объединения прекратилась.
Основное ядро «Бубнового валета» участвовало в выставках «Мира искусства» (1917–1918, 1921, 1922), председателем которого стал И. И. Машков. В 1925 бывшие участники «Бубнового валета», объединившись с молодыми художниками из числа учеников и последователей, основали общество «Московские живописцы», впоследствии вошли в Общество московских художников. В 1927 в Третьяковской галерее была организована ретроспективная выставка «Бубновый валет», на которой были показаны 72 произведения 8 художников — основателей и ведущих мастеров Общества (Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. В. Рождественского, Р. Р. Фалька).
Деятельности Объединения посвящена монография: Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М., 1990.
Ретроспективные выставки прошли в Государственном Русском музее (2004) и Государственной Третьяковской галерее (2005).
Источники:
1. Аполлон. Изобразительное искусство и архитектура. Терминологический словарь. М., 1997. С. 81–82.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 8, 204.
3. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 58–59.
4. Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М., 1990.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 30–34.
- 11.12.2023 Улажен многолетний спор коллекционера Рыболовлева и арт-дилера Бувье Претензии к Sotheby’s остаются в силе
- 08.12.2023 Главные продажи по итогам открытия Art Basel Miami Beach О крупных сделках сообщили галереи David Zwirner и Thaddaeus Ropac
- 07.12.2023 Установлена подлинность двух графических работ Ивана Айвазовского Авторство мастера подтверждено в отношении двух парных рисунков 1880-х годов
- 07.12.2023 На Art Basel в Майами могут установить новый ценовой рекорд на работы Фрэнка Стеллы Цена знаковой для творчества художника картины составляет $45 млн
- 06.12.2023 Объявлен лауреат Премии Тёрнера за 2023 год Победителем стал английский художник Джесси Дарлинг
- 08.12.2023 На Sotheby’s продали редкую работу Рембрандта Цена лота составила $13,6 млн
- 08.12.2023 Итоги AI Аукциона № 509 Общая выручка составила 17,3 млн рублей
- 01.12.2023 Итоги AI аукциона № 508 Общая выручка составила 24,5 млн рублей
- 01.12.2023 Королевский портрет Веласкеса выставят на торги впервые за полвека Эстимейт лота составляет $35 млн
- 30.11.2023 Итоги посвященных работам Фаберже и декоративно-прикладному искусству торгов Sotheby’s Суммарная выручка составила £1,4 млн
- 13.11.2023 Открыт 190-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Сальвадора Дали, Андре Массона, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
- 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
- 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
- 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
- 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
- 11.12.2023 Московский музей современного искусства готовит выставку, исследующую образы античности в современном российском искусстве Проект «Следы в лабиринте» откроется 20 декабря
- 05.12.2023 В Третьяковской галерее показывают ранние работы Николая Милиоти Проект приурочен к 150-летию со дня рождения художника
- 29.11.2023 Эрмитаж готовит масштабную выставку к 150-летию Николая Рериха Экспонаты для проекта предоставят музеи со всей России и из других стран
- 28.11.2023 В Русском музее на днях открывается масштабная выставка Василия Сурикова В экспозицию войдет более 120 работ художника
- 27.11.2023 В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открывается выставка, посвященная туркестанскому авангарду В экспозицию войдут работы Александра Волкова, Кузьмы Петрова-Водкина и других авторов
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн