Бубновый валет

1911–1917, Москва

Члены-учредители: П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, В. В. Рождественский.

Действительные члены и члены-соревнователи: Е. А. Агафонов, К. К. Алексеева, Н. И. Альтман, В. С. Барт, А. А. Барышников, А. Н. Бейгуль, В. Г. Бехтеев, Г. М. Блюменфельд, К. Л. Богуславская, С. И. Бодуэн-де-Куртенэ, Л. А. Бруни, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, М. В. Верёвкина, К. Гольдфарб, В. В. Гонорский, Н. С. Гончарова, А. В. Грищенко, А. М. Гумилина, Н. М. Давыдова, В. К. Долин, С. И. Дымшиц-Толстая, В. Запорожцев, В. В. Каменский, К. В. Кандауров, В. В. Кандинский, Г. Ф. Кашменский, С. М. Кеворкова, И. В. Клюн, С. А. Клюшников, Э. К. Крон, Н. Б. Кузнецов, Н. И. Кульбин, М. Ф. Ларионов, М. В. Леблан, А. В. Лентулов, С. И. Лобанов, К. С. Малевич, И. А. Малютин, А. Т. Матвеев, М. И. Меньков, А. Ф. Микули, А. И. Мильман, М. И. Михеев, А. П. Могилевский, А. А. Моргунов, А. А. Осмёркин, Д. В. Петровский, В. Е. Пестель, А. П. Плигин, В. И. Пожарский, Л. С. Попова, Е. С. Потехина, И. А. Пуни, Н. Е. Роговин, М. С. Родионов, О. В. Розанова, В. В. Савинков, А. М. Самойлова, И. А. Скуйе, А. Ф. Софронова, Л. Сюрваж (Л. Л. Штюрцваге), Б. А. Такке, В. Е. Татлин, Л. Г. Турченко, Н. А. Удальцова, Р. Р. Фальк, Г. В. Фёдоров, И. С. Федотов, А. В. Фонвизин, Б. Г. Фриденсон, П. А. Харыбин, В. М. Ходасевич, Ю. И. Хольмберг-Крон, М. З. Шагал, Э. Шиман, Н. И. Штуцер, В. Р. Эйгес, А. А. Экстер, Е. И. Эпштейн, А. Г. Явленский и другие.

Иностранные экспоненты: Э. Босси, Ж. Брак, Ф. Валлотон, М. Вламинк, А. Глез, Р. Делоне, А. Дерен, К. ван Донген, Ж. Жовено, Ш. Камоэн, А. Канольдт, Э.-Л. Кирхнер, О. Кубин, Ф. Леже, М. Лентовска, А. Ле Фоконье, А. Матисс, А. Макке, Ф. Марк, О. Мюллер, Г. Мюнтер, Г. Науэн, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяк, Э. Хеккель и другие.

Почетные члены: В. И. Суриков, С. И. Щукин.

Выставки: 1910 (Москва); 1-я (1912, Москва) — 5-я (1917, Москва); 1927 (Москва; ретроспективная)

Крупнейшее авангардное выставочное художественное объединение 1910-х годов; в основе творческой концепции лежало увлечение примитивом: лубком, городским изобразительным фольклором (плакат, вывеска, росписи подносов).

Начало союзу было положено одноименной выставкой, состоявшейся в декабре 1910 — январе 1911 в салоне дома Левиссон на Большой Дмитровке; инициаторами выступили Д. Д. Бурлюк и М. Ф. Ларионов. Название было придумано М. Ф. Ларионовым: оно перекликалось с эстетикой лубка, в нем содержался выпад против современного эстетства и элемент эпатажа («бубновыми валетами» называли каторжников, вместе с тем обыгрывалось французское толкование игральной карты: бубновый валет — мошенник или плут); как писал впоследствии И. И. Машков, «название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости».

В конце 1911 группа участников выставки обратилась к городским властям за разрешением учредить Общество художников «Бубновый валет», целью которого ставилось «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Устав общества был утвержден 1 ноября 1911. Председателем правления избран П. П. Кончаловский (позже его сменил А. В. Куприн); секретарем — И. И. Машков, казначеем — А. В. Куприн. В состав правления в разные годы входили В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, М. С. Родионов. К концу первого года деятельности общество насчитывало 20 действительных членов и 50 членов-соревнователей (экспонентов). Почетными членами были избраны С. И. Щукин и В. И. Суриков.

Группа М. Ф. Ларионова (Н. С. Гончарова, В. С. Барт, Н. Е. Роговин, И. А. Скуйе) в общество не вступила и организовала самостоятельную выставку под названием «Ослиный хвост».

Всего объединение провело 5 выставок. По уставу 1911 года участником выставок мог быть каждый, кто внес денежный взнос; это привело к отсутствию эстетической целостности и неоднородности художественного уровня выставок.

Первая выставка открылась 23 января 1912 в зале Экономического общества Московского военного округа. Ее посетило 8 тысяч человек; около 20 работ было продано известным московским коллекционерам, что было расценено как несомненный успех. Последующие выставки «Бубнового валета» устраивались в салоне на Большой Дмитровке: в феврале — марте 1913 в Москве и апреле — мае того же года в Петербурге прошла 2-я выставка; в феврале 1914 в Москве — 3-я; в ноябре — декабре 1916 — 4-я; в ноябре — декабре 1917 — 5-я; все сопровождались изданием краткого каталога.

«Бубновый валет» не имел четко сформулированной теоретической программы, однако все художники утверждали приоритет чисто формальных художественных задач, противопоставляя себя в равной степени Товариществу передвижных художественных выставок, Союзу русских художников, «Миру искусства». В своей творческой практике бубнововалетцы опирались на опыт П. Сезанна, а также на современные тенденции западноевропейской живописи — кубизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм. В живописи преобладающими чертами являлись пластическая выразительность цвета, повышенная экспрессия, развитие фактурно-ритмической динамики, намеренная деформация форм.

В 1913 Общество выпустило сборник статей «К вопросу о современном состоянии русской живописи».

Свои взгляды члены Общества активно пропагандировали также на диспутах, которые устраивались в 1912–1913 в Политехническом музее при участии художников, поэтов-футуристов, литераторов различных направлений. На первом диспуте 12 февраля 1912 слушались доклады Н. И. Кульбина «Новое свободное искусство как основа жизни», В. В. Кандинского «Эпоха великой духовности» (зачитан Н. И. Кульбиным), Д. Д. Бурлюка «О кубизме и других направлениях в живописи»; официальным оппонентом выступил М. А. Волошин, неофициальными — постоянные идейные противники бубнововалетцев М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова. Заметный общественный резонанс имел диспут 1 февраля 1913 по поводу покушения на картину И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в Третьяковской галерее. Однако главным действом диспутов были не доклады, а «прения», которые часто принимали заостренный характер «с бросанием тяжелых стаканов и битьем графина по голове»; после одного из таких диспутов (19 февраля 1914) А. А. Моргунов был исключен из Общества за оскорбление, нанесенное Я. А. Тугендхольду.

Уже с 1914 Общество постепенно утрачивало внутреннее единство. С 1916 его стали покидать ведущие мастера: П. П. Кончаловский и И. И. Машков перешли в «Мир искусства», осенью 1917 за ними последовали А. В. Куприн, А. В. Лентулов, А. И. Мильман, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк. На собрании общества 14 (27) октября председателем был избран К. С. Малевич, в общество вошла группа В. Е. Татлина. Однако уже 18 (31) октября и последователи В. Е. Татлина также покинули объединение, не встретив поддержки в своем требовании изменить его название.

В результате в последней выставке не участвовал ни один художник из числа учредителей «Бубнового валета». На закрытии последней выставки 3 (16) декабря 1917 выступали Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский и К. С. Малевич с докладом на тему «Заборная живопись». На этом деятельность объединения прекратилась.

Основное ядро «Бубнового валета» участвовало в выставках «Мира искусства» (1917–1918, 1921, 1922), председателем которого стал И. И. Машков. В 1925 бывшие участники «Бубнового валета», объединившись с молодыми художниками из числа учеников и последователей, основали общество «Московские живописцы», впоследствии вошли в Общество московских художников. В 1927 в Третьяковской галерее была организована ретроспективная выставка «Бубновый валет», на которой были показаны 72 произведения 8 художников — основателей и ведущих мастеров Общества (Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, А. В. Куприна, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. В. Рождественского, Р. Р. Фалька).

Деятельности Объединения посвящена монография: Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М., 1990.

Ретроспективные выставки прошли в Государственном Русском музее (2004) и Государственной Третьяковской галерее (2005).

Источники:

1. Аполлон. Изобразительное искусство и архитектура. Терминологический словарь. М., 1997. С. 81–82.
2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т. 1. 1917–1932. М., 1965. С. 8, 204.
3. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003. С. 58–59.
4. Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М., 1990.
5. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 30–34.

Пожарский, Валериан Ивановичпоследняя треть XIX в. -2-я половина 1950-х (?)
  • 14.12.2018 Русский авангард из Норвегии. Ксан и Юлия Крон В «Галерее Михайлов» открыта выставка картин Ксана Крона, норвежского художника-авангардиста, который двенадцать лет жил и работал в России
  • 14.12.2018 Арон Бух: Исцеление цветом В липецкой галерее современного искусства «Буксир» 15 декабря открывается выставка Арона Буха, посвященная 95-летию со дня рождения художника. В экспозиции — произведения из крупных московских коллекций
  • 10.12.2018 «Игорь Вулох. Эволюция белого» в Казани В Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 31 января открыта выставка к 80-летию художника-нонконформиста Игоря Вулоха (1938–2012)
  • 10.12.2018 Выставка «Пьеро делла Франческа» в Эрмитаже Произведения одного из самых известных художников XV века Пьеро делла Франческа из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании показывают в Пикетном зале Зимнего дворца
  • 05.12.2018 Стиль Фаберже. Превосходство вне времени Выставка в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» представит более 400 произведений Фаберже из Музея Фаберже в Баден-Бадене, Государственного Эрмитажа, музея «Петергоф», ГИМа и др.
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 27

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх