1864–1941
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: фон Явленский
Живописец, график
Из дворянской семьи; сын ротмистра Владимирского полка Г. Н. Явленского (впоследствии как выходец из дворянского рода прибавлял к своей фамилии приставку фон). В 1874 вместе с матерью переехал в Москву. Окончил гимназию, учился во 2-м Московском кадетском корпусе (1877–1884), 3-м Александровском военном училище (1885–1887).
В 1882 посетил Всероссийскую художественно-промышленную выставку в Москве, после которой увлекся искусством. Самостоятельно занимался живописью и рисунком, копировал в Третьяковской галерее. По завершении учебы в военном училище произведен в подпоручики и направлен на службу в 7-й Гренадерский полк близ Мурома Владимирской губернии. В 1890 добился перевода в Петербург в Кронштадтский крепостной пехотный батальон. В качестве вольнослушателя посещал занятия в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1890–1896), где учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова, А. И. Куинджи, В. В. Матэ. В 1893, разочаровавшись в академическом преподавании, начал работать самостоятельно в мастерской ученицы И. Е. Репина М. В. Верёвкиной.
В 1896 вышел в отставку в чине штабс-капитана, вместе с М. В. Верёвкиной переехал в Мюнхен. Вместе с соучениками по ВХУ И. Э. Грабарем и Д. Н. Кардовским продолжил образование в Школе А. Ашбе в Мюнхене; познакомился с М. В. Добужинским, В. В. Кандинским. В 1897 вместе с А. Ашбе и группой соучеников побывал в Венеции для изучения старых итальянских мастеров. В 1899 — ассистент А. Ашбе в Школе.
Писал пейзажи, портреты, обнаженных; занимался литографией. Испытал влияние В. Ван Гога, П. Сезанна, А. Матисса. Разрабатывал собственную колористическую систему; экспериментировал с линией, формой. Создал полуабстрактные живописные циклы: «Вариации на пейзажную тему» (середина 1910-х), «Мистические головы» (1917–1919), «Лики Спасителя» (1918–1920), «Абстрактные головы» (1920-е), «Медитации» (1934–1937).
В 1890 — 1900-е много путешествовал, работал в Италии, Франции (Париж, Нормандия, Бретань), приезжал в Россию. В начале Первой мировой войны вместе с М. В. Верёвкиной, а также воспитанницей семьи М. В. Верёвкиной Е. Незнакомовой, имевшей от художника сына Андрея, выехал в Швейцарию. Жил в Санта-Пре (1915–1916), Цюрихе (1917), Асконе (1918–1922). В 1922 после разрыва с М. В. Верёвкиной, женился на Незнакомовой и поселился в Висбадене.
С 1903 — участник выставок. Экспонировался в Мюнхенском и Берлинском Сецессионах, Осеннем салоне в Париже (1906). Член-учредитель Нового художественного общества Мюнхена (1909–1912; первый заместитель президента), участвовал в деятельности группы «Синий всадник» в Мюнхене (1911–1914), объединения «Синяя четверка» (с 1924). В России экспонировался на выставках объединений: Новое общество художников (1905), Союз русских художников (1906, 1909), «Мир искусства» (1906), «Венок» (1908), «Бубновый валет» (1910/1910); в Салоне С. К. Маковского (1909), 1-м и 2-м Салонах В. А. Издебского (1909/1910, 1911) в Петербурге и Москве. Совместно с М. В. Верёвкиной и Б. Цукерманом устроил благотворительную выставку в Вильно (1915). Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912, 1913), Берлине (1914), Базеле (1917) и других городах.
С 1929 страдал прогрессирующей болезнью суставов, которая заставляла держать кисть обеими руками и ограничивала в работе. В 1933 власти Германии запретили ему выставочную деятельность; исключением стала пропагандистская выставка «Дегенеративное искусство» в Мюнхене (1937). В 1934 получил немецкое гражданство. С 1937 из-за полного паралича не работал. Похоронен на православном кладбище в Висбадене. Автор мемуаров.
Ретроспективные выставки художника прошли в Висбадене (1955, 1983), Кёльне (1959), Ханау (1970), Мюнхене (1983), Дюссельдорфе (1986), Санкт-Петербурге (2000), Йене (2012; запланирована на конец года).
Творчество представлено во многих художественных собраниях России, Европы и США: в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Омском областном музее изобразительных искусств им М. А. Врубеля, Городской галерее Ленбаххаус в Мюнхене, Штедель-музее во Франкфурте-на-Майне, Музее Висбадена, Музее Людвига в Кёльне, Художественном музее в Базеле, Альбертине в Вене, Музее современного искусства в Нью-Йорке (МОМА), Художественном институте Чикаго, Музее Нортона Саймона в Пасадене и других. В Локарно (Швейцария) наследниками художника открыт Архив Алексея Явленского, занимающийся популяризацией творчества; издан 4-х томный каталог-резоне его произведений (1991–1998).
Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Литература: Дирк Болл. Искусство и его рынок
06.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста
03.12.2024Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе