Синий всадник
1911–1914, Мюнхен — Мурнау
Участники: Х. Арп, А. Блох, Ж. Брак, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, М. В. Верёвкина, Ф. А. Гартман, Н. С. Гончарова, Р. Делоне, А. Дерен, Э. Фон Калер, Г. Кампендонк, В. В. Кандинский, П. Клее, А. Кубин, А. Макке, Ф. Марк, М. Ф. Ларионов, Ф. Ленбах, А. Ле Фоконье, К. С. Малевич, Г. Мюнтер, Ж.-Б. Нистле, П. Пикассо, А. Руссо, Л. Файнингер, А. Шёнберг, Ф. Штук, Е. И. Эпштейн, А. Г. Явленский.
Выставки: 1-я (1911/1912, Мюнхен) — 2-я (1912, Мюнхен).
Неофициальное авангардное творческое объединение; ядро составили члены Нового художественного общества Мюнхена (В. В. Кандинский, Ф. Марк, впоследствии — А. Г. Явленский, Г. Мюнтер, А. Кубин и другие).
Основатели — Ф. Марк и В. В. Кандинский — не ставили своей целью создание традиционного художественного общества с уставом и декларацией, в котором художники объединялись бы направлением или общими целями (выставки, популяризация искусства, сбыт художественных произведений), каким было НХОМ. Своей задачей они видели сближение и демонстрацию различных течений в искусстве, утверждение идеи синтеза искусств и равноправия художественных форм.
Летом 1911, еще будучи членами НХОМ, В. В. Кандинский и Ф. Марк обсуждали идею создания независимого альманаха, на страницах которого они могли бы выступать от лица европейских художников-авангардистов. Название «Синий всадник» появилось осенью 1911 в акварельных набросках В. В. Кандинского к обложке альманаха. В. В. Кандинский вспоминал: «Мы придумали название “Синий всадник”, когда сидели в кафе в саду в Зиндельсдорфе; мы оба любили синий цвет, Марк любил лошадей, я — всадников. Так что название возникло само собой» (Kunstblatt, 1930, № 14, s. 59). В. В. Кандинский и Ф. Марк утверждали символическое значение цвета и его определенную музыкальную окрашенность, полагая, что каждому цвету соответствует определенное звучание. В частности, синий цвет В. В. Кандинский сравнивал со звуком виолончели (густой, насыщенный). Он писал: «чем глубже синий цвет, тем глубже это зовет человека в бесконечное, будит в нем тоску по чистому и, наконец, трансцендентному. Это цвет неба».
В мае 1912 в издательстве Райнхардта Пипера в Мюнхене вышел первый номер альманаха «Синий всадник», обложку для которого («Святой Георгий») выполнил В. В. Кандинский. Издание было выпущено в трех вариантах: 1) для общего распространения (цена 10 марок; тираж 17 000 экземпляров; впоследствии — еще 1 200 экземпляров); 2) так называемое «роскошное издание» (50 марок; 50 экземпляров — каждый содержал по две раскрашенные и подписанные художниками ксилографии); 3) «музейное издание» (100 марок; 10 экземпляров, включал оригинальную работу одного из участвующих художников).
Альманах был посвящен памяти выдающегося историка искусства и музейного деятеля Х. фон Чуди. В рекламной листовке Ф. Марк заявлял: «Объявленная настоящим первая книга, за которой вне строгой последовательности должны последовать другие, охватывает новейшие живописные движения во Франции, Германии и России и демонстрирует их тончайшие связующие нити с искусством готики и примитива, Африки и Великого Востока, с таким выразительным народным искусством и детским творчеством, а в особенности с современными музыкальными течениями Европы и новыми сценическими идеями нашего времени». В вошли статьи: В. В. Кандинского: «К вопросу о форме», «О сценической композиции»; Ф. Марка «Духовные сокровища», «“Дикие” Германии», «2 картины»; Д. Д. Бурлюка «Дикие» России»; Ф. А. Гартмана «Об анархии в музыке»; А. Шёнберга «Отношение к тексту»; Н. И. Кульбина «Свободная музыка»; В. В. Розанова «Из «Итальянских впечатлений» и ряд других, а также более 100 цветных и тоновых иллюстраций.
Авторы «Синего всадника» не раз провозглашали на его страницах идею о грядущей «эпохе Великой Духовности», которая объединит все виды искусства и культуры.
Второй номер, планировавшийся к публикации, издан не был.
Под тем же названием «Синий всадник» было проведено две выставки. Первая состоялась в конце 1911 (18 декабря — 1 января 1912) в Moderne Galerie Heinrich Thannhauser в Мюнхене. Участвовало 14 художников, которые представили 43 работы (живописные произведения, в том числе живопись на стекле). После Мюнхена выставка, с некоторыми дополнениями и изменениями, была показана в Кёльне, Берлине, Бремене, Хагене, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Будапеште, Осло, Хельсинки, Тронхейме и Гетеборге.
Вторая выставка, под названием «Синий всадник. Черное и белое», была организована весной 1912 (12 февраля — 2 апреля) в Neue Kunst Hans Goltz в Мюнхене; на ней экспонировались исключительно графические работы.
В 1914 из-за начала Первой мировой войны, в связи с которой В. В. Кандинский, А. Г. Явленский и М. В. Верёвкина вынуждены были покинуть Германию, альманах и объединение прекратили свое существование. Впоследствии В. В. Кандинский писал: «В действительности никогда не было объединения “Синий всадник”, а также никакой группы, как это часто ошибочно описывается. Марк и я взялись за то, что казалось нам правильным… не заботясь о каких бы то ни было мнениях и пожеланиях».
Источники:
1. Автономова Н. Б. Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева. М., 2000. С. 120–128.
2. Сарабьянов Д. В., Автономова Н. Б. Василий Кандинский: путь художника, художник и время. М., 1994.
3. Синий всадник. Под ред. В. В. Кандинского и Ф. Марка. М., 1996.
4. Тихомиров А. Экспрессионизм (Художники объединения «Синий всадник») // Модернизм: Анализ и критика основных направлений. Сборник статей. М., 1973. С. 23–30.
5. Buchheim L.-G. Der Blaue Reiter und die «Neue Künstlervereinigung München». Feldafing, 1959.
6. Friedel H, Hoberg A. Der Blaue Reiter und das Neue Bild. Von der «Neuen Künstlervereinigung München» zum «Blauen Reiter». Ausstellungs-Katalog. Städtische Galerie im Lenbachhaus, München. München, 1999.