Живописец, теоретик искусства, педагог, литератор
Родился в состоятельной купеческой семье. В 1871 семья переехала в Одессу. Там, параллельно с обучением в гимназии, Кандинский занимался музыкой и живописью. После окончания гимназии оставил занятия живописью, вернулся вместе с семьей в Москву и в 1885 поступил на юридический факультет Московского университета, на кафедру политической экономии и статистики.
В 1889 участвовал в экспедиции в Вологодскую губернию, где увлекся народным искусством и живописью. В 1893 получил ученое звание доцента и начал преподавательскую деятельность, написал диссертацию «О законности трудовой заработной платы». Спустя три года знаменитый Дерптский университет в Тарту предложил ему место профессора юриспруденции, но Кандинский отклонил предложение, решив полностью посвятить себя искусству.
В 1896 Кандинский переехал в Мюнхен, где записался в престижную частную школу словенского живописца Антона Ашбе. Там он получил первые навыки в построении композиции, в работе с линией и формой. Однако вскоре занятия стали для Кандинского малоинтересны, и в 1900 он поступил в мюнхенскую Академию художеств, в живописный класс Франца фон Штука.
С 1900 участвовал в выставках Московского товарищества художников. В 1901 создал художественное объединение «Фаланга» (распалось в 1904), при котором организовал школу, где началась преподавательская деятельность Кандинского-художника. На дебютной выставке этого объединения Кандинский впервые показал свои работы, но они не встретили понимания в художественных кругах. С 1902 регулярно участвовал в выставках берлинского Сецессиона, а с 1904 — парижского Осеннего салона.
В 1904 вышел первый альбом его гравюр «Стихи без слов», а в 1909 — второй, «Ксилографии».
В 1910 Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», а в 1911 вместе со своим другом, художником Францем Марком, — альманах и группу «Синий всадник», в которую вошли такие известные художники-экспрессионисты, как Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Пауль Клее, Давид Бурлюк и др. В 1911 Кандинский создал акварель «Автохарактеристика» — свое первое абстрактное произведение, открывшее новую страницу в истории искусства.
В 1910-1911 годах на выставке в Салоне Издебского представил 54 свои работы. В 1911 и 1912 участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет» в Мюнхене (1911 — галерея «Танхойзер», 1912 — галерея «Гольц»).
Примерно в это же время Кандинский увлекся литературным творчеством. Он опубликовал в журналах «Мир искусства» (1902) и «Аполлон» (1909) свои художественно-критические «Письма из Мюнхена», а уже в 1910 создал монументальный труд «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912), где сформулировал свои идеи в отношении неконкретной живописи, психологической силы чистого цвета и связи между живописью и музыкой. Затем выпустил мемуары «Оглядываясь назад» (1913; в русском переводе — «Ступени») и сборник стихов «Звуки» (1913), оформленный 55 черно-белыми и цветными литографиями. В 1913 в Берлине вышел в свет знаменитый труд Кандинского «Живопись как чистое искусство» и альбом «25 репродукций с картин 1900–1917 гг.». В том же году Кандинский написал сценическую композицию «Желтый звук», где свою живопись соединил с текстом (при жизни Кандинского постановка не осуществилась).
С началом Первой мировой войны Кандинский, как российский подданный, был вынужден в течение суток покинуть пределы Германии, он выехал в Россию и остался жить в Москве. Это период относительного затишья в творчестве художника — он почти полностью посвятил себя общественной деятельности. В 1918 участвовал в организации охраны памятников, создании Российской академии художественных наук и Музея живописной культуры. В 1918–1921 был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, преподавателем Государственных художественных свободных мастерских и ВХУТЕМАСа, составил специальный учебный план, основанный на анализе цвета и формы и развивающий идеи, высказанные в книге «О духовном в искусстве». В 1919–1921 занимал должность директора Московского музея живописной культуры, был председателем Всероссийской закупочной комиссии, в составе которой участвовал в организации 22 провинциальных музеев, ученым консультантом и заведующим репродукционной мастерской. В 1920 был избран почетным профессором Московского университета, но так ни одной лекции и не прочел. В 1921 избран вице-президентом РАХН, руководителем секции монументального искусства Института художественной культуры (ИНХУК).
В 1921 Кандинский был вынужден покинуть Россию и эмигрировал в Германию. В этом же году он принял участие в Первой выставке русского искусства в Германии. С 1922 по 1932 преподавал в Высшей школе строительства и художественного конструирования «Баухаус». В это же время он спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе «Свободной выставки», 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931), выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). В 1924–1925 вместе с А. Г. Явленским, Л. Фейнингером и П. Клее вошел в объединение «Синяя четверка». В 1926 Кандинский издал книгу «Точка и линия на плоскости», которая переведена на многие языки мира.
В 1930 состоялась первая персональная выставка в парижской галерее «Зак», а в 1931 — персональная выставка в «Галери де Франс».
В двадцатые годы ХХ века Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства, его персональные выставки и выставки «Синей четверки» проходили во многих музеях и художественных галереях стран Европы и в США.
После закрытия нацистами школы «Баухаус» (1932) Кандинский переехал в Берлин, а оттуда (1933) — во Францию, в пригород Парижа городок Нейи-сюр-Сен.
За 11 лет парижской жизни Кандинский создал 144 картины, около 250 акварелей и гуашей, множество рисунков.
В июне 1935 Кандинский организовал в галерее Cahiers d’Art выставку своих работ «Новые картины, акварели и рисунки». С 1936 по 1944 он выставлял свои произведения в галерее Ж. Буше.
Произведения Кандинского хранятся в целом ряде музеев как в России, так и за рубежом: в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Картинной галерее Екатеринбурга, Московском музее современного искусства, Государственном Кировском областном художественном музее им. В. М и А. М. Васнецовых, Яранском районном краеведческом музее, Государственном музее Узбекистана (Ташкент), Городской галерее Ленбаххаус (Мюнхен), Музее Соломона Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк), Национальном центре искусств им. Жоржа Помпиду (Париж) и пр., а также в частных коллекциях.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе