Фаланга

1901–1904, Мюнхен

Члены: П. Беренс, М. Брауштц, Ф. Валлотон, Ф. Ведекинд, М. Венцель, Г. Вольф, А. Галлен-Каллела, Н. Я. Давыдова, А. Зальцман, В. В. Кандинский, Л. Коринт, А. Кубин, Н. Д. Кузнецов, К. Кюстнер, Л. Меезер, К. Моне, Р. Нички, К.-Й. Пальми (Пальме), Б. Панкок, Р. Римершмид, Т. ван Риссельберге, П. Синьяк, Р. Трейман, В. Трюбнер, Г. Фрейтаг (Фрайтаг), В. Хеккель, Л. Хофман, Х. Христиансен, П. Хьюбер, В. Хьюсген, К. Штратман, Э. Штерн, Э. Хаук.

Выставки: 1-я (1901, Мюнхен) — 15-я (1904, Дармштадт).

Интернациональная группа художников; создана В. В. Кандинским в августе 1901 в противовес Мюнхенскому Сецессиону — наиболее крупному и влиятельному выставочному объединению Мюнхена рубежа XIX — ХХ столетий. В письме Д. Н. Кардовскому (соученику по школе А. Ашбе) 13 марта 1901 В. В. Кандинский сообщал: «Открылся весенний Secession, такой душный, дешево самодовольный и рутинный… ни новой мысли, ни свежего чувства нигде…»

Идея создания нового художественного общества возникла еще в конце 1900: объединение предполагалось сразу в нескольких художественных центрах (Париж, Мюнхен, Санкт-Петербург, Москва); его членами должны были стать сам В. В. Кандинский, А. Г. Явленский, А. Зальцман, Н. Н. Зедделер, Е. С. Кругликова, Е. М. Татевосянц, С. В. Малютин, А. Я. Головин, М. А. Врубель, Д. Н. Кардовский. Этот проект не был реализован. В ноябре 1900 В. В. Кандинский писал Д. Н. Кардовскому: «У меня есть еще и предложение для Вас. Найдя этим летом условия подходящими, я решился поделиться с разными лицами моим давно надуманным проектом устроить в Мюнхене объединение с постоянной выставкой вещей всех отраслей искусства».

Название «Фаланга» переводится с греческого как «шеренга», «ряд», т. е. тактическое построение у древних греков; в учении философа социалиста-утописта Ч. Фурье, фаланга — это общество индивидуалистов, живущих и работающих вместе.

Предполагалось три типа постоянных членов: 1) члены, имеющие активные и постоянные права; 2) экспоненты, не участвующие в жюри; 3) любители искусства, меценаты. Членство предусматривало фиксированную годичную плату, а также возможность экспонировать одну работу (из трех дозволенных) помимо жюри. Члены и приглашенные Обществом художники имели право самостоятельно развешивать и ставить свои работы.

В положении Общества была сформулирована основная цель — дать художникам возможность наиболее полного представления своих работ и право самостоятельно экспонировать свои произведения. Для реализации плана было решено организовывать кратковременные (от 4 до 6 недель) общие и коллективные выставки. В коллективных выставках (два или три художника) имели право участвовать все действительные члены, которые избирались ¾ голосов, а также лично приглашенные Обществом. В общих — все действительные члены без обсуждения жюри; работы не членов Общества рассматривались жюри, состоявшим из присутствующих при определении состава выставки действительных членов.

Правление Общества, по уставу, состояло из 1-го президента, 2-го президента, секретаря и казначея, причем 1-м президентом должен был быть живописец, 2-м — скульптор. 1-м президентом был избран Р. Нички. В том же году его сменил В. В. Кандинский; 2-м президентом стал В. Хеккель, секретарем — Г. Фрейтаг (Фрайтаг). В апреле 1904 Кандинский из-за перегрузки сложил с себя полномочия 1-го президента и стал 2-м президентом Общества, его место занял Р. Трейман.

С 1901 по 1904 группа провела 15 выставок (из них сохранились каталоги пяти). Экспонировались: живопись, графика, ювелирные изделия, вазы, кабинетная скульптура («малая бронза»), плакаты, мебель. И. Э. Грабарь в «Письме о современном искусстве» (Мир искусства, 1902, № 8, с. 145) писал: «Надо еще удивляться энергии и терпению маленькой группы художников, двинувшихся этой “фалангой” на страшного, не брезгующего никакими средствами врага (имелся в виду Комитет Мюнхенского Сецессиона. — Авт.)».

Вернисаж 1-й выставки состоялся 15 августа 1901;В. В. Кандинский выполнил к открытию литографированную афишу. В письме Д. Н. Кардовскому от 16 сентября 1901 он сообщал: «как в котле кипим все это длинное время: в Мюнхене устройство выставки нового объединения “Фаланги”, изготовление к нему работ, учреждение школы, где мне предоставляют пейзажный класс. В “Фаланге” я выставил шесть небольших картин и портрет, десять этюдов. Имел “добрую критику”, продал пока один этюд и одну картину. Был мой плакат принят для выставки, с ним пришлось повозиться, да еще написать фразу над входом на выставку в восемь метров».

2-я выставка прошла в январе — марте 1902, 3-я — весной 1902. 4-я выставка «Фаланги» (вторая половина 1902) была посвящена финскому художнику-символисту Аксели Галлен-Каллеле. 5-я и 6-я выставки состоялись зимой — весной 1903. 7-я выставка в мае 1903 была посвящена Клоду Моне (экспонировалось 16 его работ); она имела значительные резонанс: одним из посетителей стал принц-регент Баварии Луитпольд. 8-я и 9-я выставки пришлись на вторую половину 1903, 9-я была посвящена Альфреду Кубину. 10-я выставка в апреле 1904 была посвящена неоимпрессионистам — Полю Синьяку, Феликсу Валлотону, Тео ван Риссельберге. Темой 11-й выставки в апреле — мае 1904 стала современная немецкая гравюра. 12-я, 13-я и 14-я выставки состоялись летом — осенью 1904. 15-я, последняя, выставка прошла в Дармштадте в декабре 1904.

Параллельно с активной выставочной деятельностью В. В. Кандинский организовал в мюнхенском районе Швабинг Школу живописи и рисования (так называемая «Школа “Фаланги”»); в нее принимались все желающие любого возраста. Занятия в основном следовали программе Академии художеств: каждый день с 9 до 12 часов — рисование головы с натуры, с 14 до 16 — обнаженная модель, с 17 до 18 — обнаженная модель при искусственном освещении. Каждую субботу делались наброски с разных поз обнаженной модели, каждую неделю ставился натюрморт. Корректура набросков и этюдов преподавателями производилась утром, после обеда и вечером каждую среду и субботу. Новым, по сравнению с академической программой, была активная летняя работа на пленэре. В. В. Кандинский вел в школе пейзажный класс. По воспоминаниям ученицы Школы и ближайшей соратницы В. В. Кандинского Г. Мюнтер, «многие мастерские пустовали, и проблема заключалась не в наборе учеников, а в преподавательском опыте учителей — молодых художников». Из-за финансовых проблем школа была закрыта уже в конце 1902.

При обществе существовала также теософская секция.

Источники:

1. Автономова Н. Б. В. В. Кандинский и группа «Фаланга» // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. М., 2003. С. 148–158.
2. Турчин В. С. Русские художники в Мюнхене // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. М., 2003. С. 110–116.

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх