- Мини-коллекция художников ленинградского андеграунда
- Юлия Марчевская "Портрет пожилой женщины" рисунок
- Юлия Марчевская "Натурщик" рисунок
- Юлия Марчевская "Лыжница" рисунок
- В.Т.Федосов, собрание картин 1960-х - 1990-х годов, 270 работ
- «Голос улиц» - Санкт-Петербург
- Нонконфрмисты в книжной графике, 30 января, Антиквариум
- Картины В.П.Цветковой
- Margaret Somers Баржа на реке
- Чаша тяван 5 Сэто-керамика Япония кон ХХ в.
Фаланга
1901–1904, Мюнхен
Члены: П. Беренс, М. Брауштц, Ф. Валлотон, Ф. Ведекинд, М. Венцель, Г. Вольф, А. Галлен-Каллела, Н. Я. Давыдова, А. Зальцман, В. В. Кандинский, Л. Коринт, А. Кубин, Н. Д. Кузнецов, К. Кюстнер, Л. Меезер, К. Моне, Р. Нички, К.-Й. Пальми (Пальме), Б. Панкок, Р. Римершмид, Т. ван Риссельберге, П. Синьяк, Р. Трейман, В. Трюбнер, Г. Фрейтаг (Фрайтаг), В. Хеккель, Л. Хофман, Х. Христиансен, П. Хьюбер, В. Хьюсген, К. Штратман, Э. Штерн, Э. Хаук.
Выставки: 1-я (1901, Мюнхен) — 15-я (1904, Дармштадт).
Интернациональная группа художников; создана В. В. Кандинским в августе 1901 в противовес Мюнхенскому Сецессиону — наиболее крупному и влиятельному выставочному объединению Мюнхена рубежа XIX — ХХ столетий. В письме Д. Н. Кардовскому (соученику по школе А. Ашбе) 13 марта 1901 В. В. Кандинский сообщал: «Открылся весенний Secession, такой душный, дешево самодовольный и рутинный… ни новой мысли, ни свежего чувства нигде…»
Идея создания нового художественного общества возникла еще в конце 1900: объединение предполагалось сразу в нескольких художественных центрах (Париж, Мюнхен, Санкт-Петербург, Москва); его членами должны были стать сам В. В. Кандинский, А. Г. Явленский, А. Зальцман, Н. Н. Зедделер, Е. С. Кругликова, Е. М. Татевосянц, С. В. Малютин, А. Я. Головин, М. А. Врубель, Д. Н. Кардовский. Этот проект не был реализован. В ноябре 1900 В. В. Кандинский писал Д. Н. Кардовскому: «У меня есть еще и предложение для Вас. Найдя этим летом условия подходящими, я решился поделиться с разными лицами моим давно надуманным проектом устроить в Мюнхене объединение с постоянной выставкой вещей всех отраслей искусства».
Название «Фаланга» переводится с греческого как «шеренга», «ряд», т. е. тактическое построение у древних греков; в учении философа социалиста-утописта Ч. Фурье, фаланга — это общество индивидуалистов, живущих и работающих вместе.
Предполагалось три типа постоянных членов: 1) члены, имеющие активные и постоянные права; 2) экспоненты, не участвующие в жюри; 3) любители искусства, меценаты. Членство предусматривало фиксированную годичную плату, а также возможность экспонировать одну работу (из трех дозволенных) помимо жюри. Члены и приглашенные Обществом художники имели право самостоятельно развешивать и ставить свои работы.
В положении Общества была сформулирована основная цель — дать художникам возможность наиболее полного представления своих работ и право самостоятельно экспонировать свои произведения. Для реализации плана было решено организовывать кратковременные (от 4 до 6 недель) общие и коллективные выставки. В коллективных выставках (два или три художника) имели право участвовать все действительные члены, которые избирались ¾ голосов, а также лично приглашенные Обществом. В общих — все действительные члены без обсуждения жюри; работы не членов Общества рассматривались жюри, состоявшим из присутствующих при определении состава выставки действительных членов.
Правление Общества, по уставу, состояло из 1-го президента, 2-го президента, секретаря и казначея, причем 1-м президентом должен был быть живописец, 2-м — скульптор. 1-м президентом был избран Р. Нички. В том же году его сменил В. В. Кандинский; 2-м президентом стал В. Хеккель, секретарем — Г. Фрейтаг (Фрайтаг). В апреле 1904 Кандинский из-за перегрузки сложил с себя полномочия 1-го президента и стал 2-м президентом Общества, его место занял Р. Трейман.
С 1901 по 1904 группа провела 15 выставок (из них сохранились каталоги пяти). Экспонировались: живопись, графика, ювелирные изделия, вазы, кабинетная скульптура («малая бронза»), плакаты, мебель. И. Э. Грабарь в «Письме о современном искусстве» (Мир искусства, 1902, № 8, с. 145) писал: «Надо еще удивляться энергии и терпению маленькой группы художников, двинувшихся этой “фалангой” на страшного, не брезгующего никакими средствами врага (имелся в виду Комитет Мюнхенского Сецессиона. — Авт.)».
Вернисаж 1-й выставки состоялся 15 августа 1901;В. В. Кандинский выполнил к открытию литографированную афишу. В письме Д. Н. Кардовскому от 16 сентября 1901 он сообщал: «как в котле кипим все это длинное время: в Мюнхене устройство выставки нового объединения “Фаланги”, изготовление к нему работ, учреждение школы, где мне предоставляют пейзажный класс. В “Фаланге” я выставил шесть небольших картин и портрет, десять этюдов. Имел “добрую критику”, продал пока один этюд и одну картину. Был мой плакат принят для выставки, с ним пришлось повозиться, да еще написать фразу над входом на выставку в восемь метров».
2-я выставка прошла в январе — марте 1902, 3-я — весной 1902. 4-я выставка «Фаланги» (вторая половина 1902) была посвящена финскому художнику-символисту Аксели Галлен-Каллеле. 5-я и 6-я выставки состоялись зимой — весной 1903. 7-я выставка в мае 1903 была посвящена Клоду Моне (экспонировалось 16 его работ); она имела значительные резонанс: одним из посетителей стал принц-регент Баварии Луитпольд. 8-я и 9-я выставки пришлись на вторую половину 1903, 9-я была посвящена Альфреду Кубину. 10-я выставка в апреле 1904 была посвящена неоимпрессионистам — Полю Синьяку, Феликсу Валлотону, Тео ван Риссельберге. Темой 11-й выставки в апреле — мае 1904 стала современная немецкая гравюра. 12-я, 13-я и 14-я выставки состоялись летом — осенью 1904. 15-я, последняя, выставка прошла в Дармштадте в декабре 1904.
Параллельно с активной выставочной деятельностью В. В. Кандинский организовал в мюнхенском районе Швабинг Школу живописи и рисования (так называемая «Школа “Фаланги”»); в нее принимались все желающие любого возраста. Занятия в основном следовали программе Академии художеств: каждый день с 9 до 12 часов — рисование головы с натуры, с 14 до 16 — обнаженная модель, с 17 до 18 — обнаженная модель при искусственном освещении. Каждую субботу делались наброски с разных поз обнаженной модели, каждую неделю ставился натюрморт. Корректура набросков и этюдов преподавателями производилась утром, после обеда и вечером каждую среду и субботу. Новым, по сравнению с академической программой, была активная летняя работа на пленэре. В. В. Кандинский вел в школе пейзажный класс. По воспоминаниям ученицы Школы и ближайшей соратницы В. В. Кандинского Г. Мюнтер, «многие мастерские пустовали, и проблема заключалась не в наборе учеников, а в преподавательском опыте учителей — молодых художников». Из-за финансовых проблем школа была закрыта уже в конце 1902.
При обществе существовала также теософская секция.
Источники:
1. Автономова Н. Б. В. В. Кандинский и группа «Фаланга» // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. М., 2003. С. 148–158.
2. Турчин В. С. Русские художники в Мюнхене // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. М., 2003. С. 110–116.



- 26.01.2021 Выставка искусства вместо пустующих витрин На Лонг-Айленде собственникам зданий, в которых есть закрывшиеся магазины, предложили демонстрировать в витринах работы местных художников. В случае отказа владельцев ждёт штраф
- 26.01.2021 Решается судьба коллекции главы Samsung Работы Ротко, Бэкона и Джакометти из коллекции недавно скончавшегося председателя концерна Samsung Ли Гон Хи, вероятно, будут проданы наследниками для выплаты многомиллиардных налогов на наследство
- 22.01.2021 Ярмарка Art Basel перенесена на сентябрь Арт-ярмарка в Базеле в оффлайн-формате должна состояться 21–26 сентября 2021
- 21.01.2021 Франция упростила правила вывоза культурных ценностей из страны Существенное (для живописи и скульптуры вдвое) увеличение ценового порога, после которого требуется заполнение лицензии на экспорт, должно помочь развитию французского арт-рынка
- 21.01.2021 Проект Museum Exchange переводит филантропию в онлайн На новой онлайн-платформе меценаты могут предложить или выбрать работу в дар для одного из североамериканских музеев
- 25.01.2021 Коллекция карточек с покемонами продана за $408 тысяч Мировой аукционный рекорд для карточной игры «Покемон» был установлен на торгах Heritage Auctions в Далласе
- 25.01.2021 Загадки портрета Боттичелли за $80 млн Спорная атрибуция, личности модели и заказчика, наличие инородной детали XIV века — некоторые из тайн «Портрета юноши с медальоном», выставленного в этот четверг на Sotheby’s с эстимейтом $80 млн
- 22.01.2021 Итоги AI аукциона № 363 12 лотов на сумму свыше 10,1 млн рублей
- 15.01.2021 Итоги AI аукциона № 362 Суммарная выручка достигла 10,4 млн рублей. Продано 18 лотов
- 15.01.2021 Рекорды комиксов: от Тинтина до Бэтмена Эскиз к комиксу о Тинтине продан за рекордные для оригинальной иллюстрации €3,2 млн. А экземпляр комикса «Бэтмен № 1» ушел за $2,22 млн, став самым дорогим изданием про Бэтмена и вторым самым дорогим напечатанным комиксом в мире
- 20.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 2 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке в рынку искусства
- 19.01.2021 Художник недели: Александр Родченко История, ценовые и маркетинговые показатели Александра Родченко, чья многосторонняя практика выступает символом творческого эксперимента в эпоху авангарда
- 18.01.2021 Открыты 49-е торги проекта «XXI век. Современное российское искусство» Каталог составили работы Дмитрия Беловолова, Марины Колдобской, Владимира Коркодыма, Олега Кулика, Анны Лавровой, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Бориса Смотрова и Максима Татаринцева
- 18.01.2021 Мировые галереи — 2020: взгляд изнутри Традиционный отчет Artsy о достижениях, проблемах и перспективах частного рынка искусства, составленный по результатам опроса почти 2000 галеристов из 97 стран
- 15.01.2021 Литература: Будущее музея: 28 диалогов Сборник интервью с ведущими функционерами о работе музеев во время и после пандемии
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 22.01.2021 «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович. 1913–1932» в галерее «Элизиум» 26 января 2021 в 20:00 состоится онлайн-вернисаж выставки Исаака Моисеевича Рабиновича (1894–1961), одного из создателей русского театрального авангарда первых десятилетий ХХ века
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
- 13.01.2021 Выставка Татьяны Черновой в Музее AZ В Музее Анатолия Зверева на 21 января запланировано открытие масштабной выставки московской художницы Татьяны Черновой «Благая весть», посвященной светлому празднику Рождества
- 29.12.2020 Третьяковская галерея сообщила выставочные планы на 2021 год В музее планируют провести выставки Врубеля, Бенуа, Пименова, Венецианова и не только
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Мини-коллекция художников ленинградского андеграунда
- Юлия Марчевская "Портрет пожилой женщины" рисунок
- Юлия Марчевская "Натурщик" рисунок
- Юлия Марчевская "Лыжница" рисунок
- В.Т.Федосов, собрание картин 1960-х - 1990-х годов, 270 работ
- «Голос улиц» - Санкт-Петербург
- Нонконфрмисты в книжной графике, 30 января, Антиквариум
- Картины В.П.Цветковой
- Margaret Somers Баржа на реке
- Чаша тяван 5 Сэто-керамика Япония кон ХХ в.