«Перегретый арт-рынок» 2006–2008. Российские торги. Часть 1
ARTinvestment.RU анализирует продажи на внутренних аукционах в период первого спекулятивного роста в истории российского арт-рынка
Анализ продаж русского искусства за 2024 год на внутреннем рынке РФ и на международных аукционах, мы завершили тревожным сравнением — назвав рост арт-рынка в минувшем сезоне внешне похожим на «удивительный период завышенных ожиданий и спекулятивных цен 2006–2008 годов, после которого западный рынок отряхивался без малого пять лет, а внутрироссийский — вплоть до 2022 года». Впрочем, в своем сравнении мы больше ориентировались на публичный, полумифический образ того периода, часто называемый «перегретым рынком». Как правило, к нему апеллируют галеристы и арт-консультанты — для обоснования своим коллекционерам, отчего художник, за которого те согласились заплатить в 10-кратном размере от рыночной цены в 2008 году, «почему-то» потерял положительную ценовую динамику уже к началу 2010-х и до сих пор на финансовую орбиту не вернулся (примерно так же приходящий во власть политик первым делом принимается обвинять своих предшественников).
Однако, при всей очевидности спекулятивных процессов, происходивших на арт-рынке в середине 2000-х (что в РФ, что на Западе — практически одновременно), никаких аналитических работ по ценообразованию искусства того периода не существовало — разве что таковой можно было считать обличительную книгу-расследование Дона Томпсона про маринованную акулу. Обладая уникальной базой аукционных продаж русского искусства внутри РФ и за рубежом, мы решили положить конец спекуляциям относительно периода 2006–2008 годов, подтвердив (или опровергнув) его негативное влияние на развитие рынка русского искусства; а заодно попытаться найти противоядие, если пересечения с сегодняшней ситуацией окажутся явными и обоснованными.
Для начала сравним объемы продаж:
• $10,6 млн в 2006-м;
• $10,8 млн в 2007-м (+2,1 % к 2006-му);
• $17,6 млн в 2008-м (+62,5 % к 2007-му).
Итак: в первые два года рынок демонстрировал стабильность, однако в 2008 году произошел резкий рост. Мы пока не знаем, связано ли это с увеличением количества проданных работ, изменением состава аукционных предложений в пользу более дорогих произведений или появлением новых продавцов. При каждом из трех сценариев очевидно, что активный рост объема продаж связан с аудиторией: то ли увеличилась ее покупательная способность (коллекционеры разбогатели, либо одновременно решили вложиться в предметы искусства), то ли увеличилась сама аудитория (покупатели с других рынков массово приобрели искусство — взамен других активов).
Мы помним, что первая половина 2008 года — это период перед глобальным финансовым кризисом, обвалившим фондовый рынок США в августе — сентябре. Возможно, инвесторы, предчувствуя рецессию, стремились вложиться в материальные активы, включая искусство? Однако, несмотря на первые проявления кризисного сценария еще в декабре 2007 года (ипотечный кризис в США), последовавший летний обвал 2008 года для большинства людей, включая экономистов, оказался в высшей степени нежданным.
Рассмотрим ключевые показатели рынка на российских аукционах за 2006–2008 годы. Возможно, ответом на поставленные выше вопросы послужит динамика изменения ключевых данных.
Поскольку мы рассматриваем трехлетний период в целом, а показатели объемов продаж в первые два сезона практически совпадают, в своих расчетах мы приводим изменения статистических данных между 2006 и 2008 годами (уделяя внимание 2007 году только в случае важных изменений, которые выбиваются из общей динамики).
• Ключевая цифра — динамика объемов продаж за три сезона выросла на 66 %, при этом количество аукционных домов увеличилось с 4 до 7 (+75 %).
• Общее число выставленных на продажу лотов увеличилось более чем втрое — с 1 957 до 6 563 (+235 %), при этом количество проданных предметов также выросло, но менее значительно — с 1 195 до 3 334 (+179 %).
• Доля проданных лотов снизилась с 61,1 до 50,8 %, что может указывать на снижение ликвидности отдельных сегментов.
• Число представленных авторов возросло с 719 до 1 705 (+137 %), однако доля авторов, чьи работы были проданы, снизилась с 69,4 до 62,9 %.
• Превышение среднего эстимейта при успешной продаже работ увеличилось с –2,3 % в 2006 году до 5,9 % в 2008 году (+357 %), что говорит об усилении конкуренции за ключевые лоты. Отмечаем, что на начало исследуемого периода мы имеем дело с минусовым значением, то есть работы продавались по цене чуть ниже рыночной (в нашем случае — определенной специалистами аукционных домов).
• Средняя стоимость проданных лотов снизилась с $8 850 в 2006 году до $5 263 в 2008 году (–41%). Однако мы пока не знаем, свидетельствует ли это о расширении предложения за счет более доступных произведений или о снижении ценовой динамики в премиум-сегменте искусства.
Поскольку в своей аналитической работе мы следуем вместе с читателем, то не спешим с выводами, а подвергаем сомнениям и дополнительному анализу любые предварительные цифры. В частности, будет правильно провести подсчет не только средней, но и медианной стоимости предметов искусства за исследуемый период. Напомним, что медианной стоимостью в отдельно взятом году обладает лот, стоящий в рейтинге проданных предметов ровно посередине — другими словами, половина лотов стоили дороже его, вторая половина — дешевле. Соответственно, медианная стоимость не подвержена влиянию сверхкрупных продаж (как стоимость средняя), а показывает более правильную оценку рынка — в особенности разделенного пропастью среднего сегмента, как в нашем случае.
Поскольку мы имеем дело с полярным по распределению цен рынком, для анализа мы выбрали следующие показатели: среднюю стоимость всех работ, среднюю стоимость топ-20 работ по цене молотка и собственно медианную стоимость всех работ. Основные наблюдения за соотношением трех величин сводятся к следующему:
• Средняя стоимость топ-20 работ увеличилась с $147 тыс. в 2006 году до $338 тыс. в 2008-м, т.е. на 130,5 %.
• Снижение средней стоимости всех работ говорит о расширении ассортимента доступных предметов, что привело к увеличению числа некрупных сделок.
• Медианная стоимость всех работ резко снизилась: с $3 тыс. в 2006 году до $286 в 2007-м, и лишь немного выросла в 2008-м, до $509. Это подтверждает наше предположение, что значительная часть продаж происходила в низком ценовом сегменте, причем этот тренд сохранился в 2008 году (просто увеличилось число непроданных предметов).
Какие взаимосвязи мы обнаружили между этими тремя величинами в течение трех лет?
• Рост цен на топ-20 работ при общем снижении средней цены подтверждает наши выводы о двухполярности рынка: на одном конце росли приобретения дорогих работ (с коллекционной или инвестиционной целями), а на другом — падали цены на предметы массового сегмента искусства.
• Падение медианной стоимости оказалось сильнее, чем падение средней стоимости всех работ — что указывает на массовый приток дешевых произведений, тогда как дорогие работы продолжали дорожать.
• 2007 год стал переломным: на фоне снижения всех средних показателей средняя стоимость сверхдорогих работ почти не подверглась изменениям — а в 2008 году выросла более чем вдвое.
Итого, с введением двух новых переменных — медианной цены и стоимости топ- 20 самых дорогих предметов — мы получили массу новой информации. Сперва разберемся с вопросами, на которые представленные цифры дают однозначный ответ. Учитывая, что в 2007 году объем продаж вырос незначительно в сравнении с 2006-м, а наибольший рост (местами — двукратный) пришелся на показатели предложения (владельцы стали массово нести работы на торги), мы делаем вывод, что за желанием продать активы стоял не возросший спрос на искусство в целом или отдельных авторов, а некие другие мотивы. Скажем, информационная «накрутка» аудитории с призывом «продай сегодня или никогда» со стороны СМИ или более активный поиск объектов продажи аукционными домами.
Словом, по какой-то причине в 2007 году владельцы массово решили монетизировать свое искусство — и побежали с ним на аукционы. Да вот незадача: большинство предметов находились в нижней ценовой категории, что привело к падению как средних цен на проданные лоты, так и доли проданных работ в целом. Появление двух новых аукционных домов в 2008 году (отреагировавших на движение рынка) было как нельзя кстати: они приняли основной «удар», перетянув на себя продажи в средней и нижней ценовых категориях, и тем самым «расчистили» дорогу премиум-сегменту искусства. Итого с 2008 года внутренний российский арт-рынок зажил двумя параллельными жизнями: а) сверхдорогих (для 2000-х годов) работ и б) предметов искусства нижнего сегмента (который также продолжил расти в объемах).
Итого, на данный момент «перегретый рынок» 2006–2008 годов предстает нам несколько в ином качестве: в 2006-м арт-бульон еще варился при умеренной температуре, в 2007-м в него с излишком добавили мелко нарезанных овощей (недорогих работ), что чуть не привело к выкипанию воды (падению интереса ввиду превосходства предложения над спросом). Однако в 2008-м — и только тогда! — бульон действительно стали нагревать: разделив на кастрюли (разведя рынки по стоимости лотов), долив воды и изрядно добавив масла и специй.
Что было специями и маслом? Вот основной вопрос, на который мы постараемся ответить в следующий раз с помощью цифр и подшивок новостей тех лет. Далее мы предложим читателю рейтинги самых дорогих работ 2006–2008 годов, капитализации художников и объемов продаж аукционных домов, «варившихся» в том самом «перегретом» рыночном котле.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250204_RusSales_2006_2008.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250204_RusSales_2006_2008.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.