1865–1941
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
График, сценограф
Из семьи военного; дед художницы — рисовальщик, силуэтист-любитель. Детство провела в Петербурге и Омске. Окончила гимназию в Москве, где получила первоначальные навыки в рисовании под руководством Н. А. Мартынова. В качестве вольнослушателя посещала занятия в МУЖВЗ (1890–1895); училась у И. М. Прянишникова, С. А. Коровина, К. А. Савицкого, А. Е. Архипова. В 1895 приехала в Париж, где продолжила образование в студиях А. Витти и Ф. Коларосси.
Жила в Париже (1895–1914), Петербурге — Петрограде — Ленинграде (с 1914). Много путешествовала; часто ездила в Бретань, побывала в Италии, Испании, Андорре. Занималась гравюрой. Работала в техниках монотипии, офорта, мягкого лака, акватинты, меццо-тинто. Создавала натюрморты, пейзажи, жанровые сценки. Выполняла проекты экслибрисов. С 1904 — член французского общества «Гравюра в красках». В 1909–1914 преподавала офорт в академии La Palett. Имела собственную студию в Париже, где занимались М. А. Волошин, К. Е. Костенко, М. А. Добров, И. С. Ефимов, Н. Я. Симонович-Ефимова и другие.
В начале Первой мировой войны оказалась в Петербурге; из-за военных действий не смогла вернуться в Париж. В 1916 выпустила альбом «Париж накануне войны…», в который вошли репродукции монотипий художницы. В 1910-х обратилась к искусству силуэта.
В годы советской власти выступила одним из создателей Государственного театра марионеток (1919); по ее эскизам были оформлены спектакли «По щучьему велению», «Вий» Н. В. Гоголя. Сотрудничала в петроградском «Доме искусств». Преподавала во Вхутеине (1922–1929), профессор кафедры офорта, затем — заведующий кафедрой офорта.
Выполнила ряд агитационных плакатов («Женщина! Учись грамоте!», 1923). В 1920–30-х создала серии силуэтов портретов русских поэтов, художников и актеров, циклы «Вожди революции» (1925), «Сураханы» (1931), «Азнефть» (1934).
С 1893 — участница выставок (ученическая, МУЖВЗ). Экспонировала свои работы на выставках «Мира искусства» (1917, 1918, 1922, 1924), Союза русских художников (1910-е), объединения «Жар-цвет» (1925), Общины художников (1925). Участвовала в 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставках петроградских художников всех направлений (1923), «Графическое искусство в СССР. 1917–1928», юбилейной выставке изобразительных искусств (обе — 1927), «Художники РСФСР за XV лет» (1932–1933) в Петрограде — Ленинграде, Всесоюзной полиграфической выставке, «Гравюра СССР за 10 лет» (обе — 1927) в Москве и др. Экспонент многих международных выставок и выставок советского искусства за рубежом, в том числе передвижной выставки русского искусства в США (1924–1925), «Графика и книжное искусство в СССР» в Амстердаме (1929), международных выставках художественно-декоративных искусств в Париже (1925), графического искусства во Флоренции (1927), XVI выставке искусств в Венеции (1928). Провела персональные выставки в Париже (1902, 1905, 1907), Санкт-Петербурге — Ленинграде (1913, 1934, 1940), Казани (1925).
Кругликова принадлежит к плеяде блестящих мастеров графики первой трети ХХ столетия (В. Д. Фалилеев, А. П. Остроумова-Лебедева, И. И. Нивинский, М. В. Рундальцев, В. Д. Бубнова), в творчестве которых искусство гравюры получило новый импульс для развития. Художница открывала заново или восстанавливала старые, полузабытые техники мягкого лака, цветной акватинты, монотипии, меццо-тинто, в совершенстве овладев художественными возможностями и придав им современное звучание.
В своем творчестве была близка мастерам объединения «Мир искусства»; произведениям свойственны изысканность и лаконизм общего декоративно-графического решения, утонченность линий, красочность колорита.
Произведения Кругликовой находятся в крупнейших музейных собраниях, среди них — Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея и другие.
Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Открыт 237-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
04.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе