- Aлександр Бенуа ди Стетто
- Леонид Ступеньков, «Закат», сграффито, 1993г.
- Геннадий Зубков, "Знакомство с Малевичем. Мужской портрет ", 1966-2005
- Валерий Клеверов, Без названия, 1970-е
- Геннадий Зубков, "Натюрморт с гранатом", 1989, 2006
- Елена Фигурина, "Прогулка", 2006
- Ольга Моисеева, "Парк. У озера", 2004
- Владимир Стерлигов, "Алма-Ата", 1940-е
- Владимир Стерлигов, натюрморт, 1969
- Дмитрий Сеник, авторские отпечатки
Община художников
1908–1930, Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград
В 1908–1910 — Новый союз передвижных выставок
Члены и экспоненты: М. И. Авилов, М. М. Адамович, П. П. Альхимович, С. Н. Архипов, В. А. Афанасьев, В. П. Белкин, Е. Д. Белуха, В. В. Беляшин, Г. М. Бобровский, И. Ф. Борисов, О. Э. Браз, И. И. Бродский, А. Я. Брускетти-Митрохина, П. Д. Бучкин, А. А. Бучкури, Я. Я. Вебер, Г. С. Верейский, Н. И. Верхотуров, К. А. Вещилов, Э. О. Визель, Р. Ф. Вильде, С. А. Власов, В. В. Воинов, В. В. Волков, К. И. Горбатов, И. А. Гринман, М. М. Гужавин, И. С. Далматов, Е. Я. Данько, Н. Я. Данько, Г. В. Дерюжинский, Н. И. Дормидонтов, К. В. Дыдышко, А. А. Егоров, В. И. Епифанова, Б. Н. Ермолаев, А. К. Жаба, В. Д. Замирайло, В. А. Зверев, А. В. Захаров, М. Ф. Иванов, С. П. Иванов, С. К. Ивковский, Е. А. Калачёв, Б. М. Каменский, А. В. Каплун, Т. И. Катуркин, З. В. Кобылецкая, С. Ф. Колесников, В. М. Конашевич, С. Т. Конёнков, И. В. Крестовский, Е. С. Кругликова, М. К. Кулеша, И. С. Куликов, М. И. Курилко, Б. М. Кустодиев, В. Н. Кучумов, Н. Е. Лансере, А. А. Лаппо-Данилевский, А. Б. Лаховский, К. М. Лепилов, Ф. К. Лехт, В. В. Лишев, Я. И. Лысов, М. Л. Маймон, А. В. Маковский, Е. М. Малешевская, Е. И. Малышев, М. А. Маркичев, М. Я. Мизернюк, Д. И. Митрохин, П. Н. Михайлов, Ф. А. Модоров, П. И. Нерадовский, Ф. П. Нестеров, В. П. Никитин, А. Г. Новиков, М. Е. Новиков, Л. Ф. Овсянников, Д. Г. Окроянц, А. П. Остроумова-Лебедева, С. А. Павлов, М. Н. Панин, И. В. Петровский, М. Г. Платунов, И. Н. Плещинский, В. А. Плотников, З. Г. Подушко, С. М. Пожарский, П. Д. Покаржевский, Л. А. Полторацкая, А. Н. Попов, С. М. Прохоров, И. А. Радимов, А. Н. Разчубкин, И. Е. Репин, Ю. И. Репин, В. И. Репина, К. И. Рудаков, Л. В. Руднев, А. И. Русаков, А. А. Рылов, Н. Н. Рябинин, В. Е. Савинский, Г. К. Савицкий, Н. С. Самокиш, А. Н. Самохвалов, Н. С. Сергеев, М. Г. Слепян, К. А. Соколов, Е. М. Сотников, Э. К. Спандиков, С. В. Спирин, М. С. Судковский, В. А. Тамби, В. И. Ткаченко, Я. А. Троупянский, М. С. Туганов, А. А. Улин, В. Н. Федорович, Н. И. Фешин, П. Н. Филонов, Р. Р. Френц, Н. В. Харитонов, Л. С. Хижинский, Л. А. Хныгин, Б. И. Цветков, А. М. Черкасский, Н. Н. Чернов, Т. П. Чернышёв, С. В. Чехонин, А. И. Чугунов, П. А. Шиллинговский, Н. П. Шлейн, И. М. Шлуглейт, Н. И. Шмелев, В. М. Шульц, А. В. Щекатихина-Потоцкая, А. П. Эйснер, С. С. Эскин, А. С. Янченко, С. П. Яремич и другие.
Выставки: 1910 (Лондон), 1912 (Амстердам, Гаага), 1913 (Тифлис); 1-я (1917, Петроград) — 8-я (1928, Ленинград).
Общество основано выпускниками Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ при участии И. Е. Репина (с 1915 — почетный председатель). В проекте устава, поданном в феврале 1906 в Министерство внутренних дел за подписью С. А. Власова, Д. Г. Окроянца, М. Л. Шафрана, И. М. Шлуглейта, предполагалось создать общество под названием «Народное искусство»; по формальным причинам устав не был утвержден. 29 декабря 1909 утвержден другой проект устава, согласно которому объединение ставило целью «содействовать развитию и распространению искусства в провинциальных городах России».
17 августа 1910 принят новый устав; объединение получило название «Община художников». Первым председателем стал Д. Г. Окроянц, в 1916 его сменил М. А. Керзин, в начале 1920-х — Т. П. Чернышёв. Товарищем председателя избирались В. А. Плотников (1910) и В. В. Степанов (с 1917). Секретарем назначен С. А. Власов (с 1917 обязанности секретаря исполнял Т. И. Катуркин), казначеем — Н. В. Харитонов.
Первым выступлением Общества стала выставка в Лондоне, организованная в октябре — декабре 1910 по инициативе Н. И. Верхотурова. В начале 1912 Общество провело выставку в Амстердаме и Гааге, в 1913 — в Тифлисе. Наряду с этим, члены Общества ежегодно участвовали в Весенних выставках в залах ИАХ, а при подготовке выставки 1917 года добились своего представительства в оргкомитете и жюри; заведующим «Весенней выставкой» стал Т. И. Катуркин.
27 ноября (7 декабря) 1917 во Дворце искусств (флигель Л. Н. Бенуа Русского музея) открылась первая большая выставка Общества, посвященная 45-летию творческой деятельности И. Е. Репина. В этот же день состоялось его чествование в присутствии представителей художественной общественности.
2 августа 1923 был принят новый устав Общества, в котором указывалось: «а) Вся деятельность Общины направляется к распространению и развитию искусства в Республике для максимального его расцвета. б) Объединение художников для выяснения новых путей в искусстве и жизни. в) Отыскание путей, через которые искусство лучше может привиться в народных массах. г) Поддержание начинающих художественных дарований. д) Поднятие технической стороны и мастерства в искусстве и выявление идеологических путей его…».
В 1921–1928 Общество провело еще семь периодических выставок, в которых участвовало более двухсот художников. Выставки проводились в собственном помещении Общины на Большой Пушкарской улице, 48, на Петроградской стороне, в помещениях Общества поощрения художеств на улице Герцена, 38 (5-я выставка, 1924), залах Академии художеств (6-я выставка, 1925). Экспонировались живопись, графика, произведения театрально-декорационного искусства, фарфор.
Выставки не имели строгой нумерации, в связи с чем существует путаница в их обозначении; так, Общество провело две 1-х выставки (1917, 1921), затем последовала 3-я (1921), затем — две 5-х (1922, 1923). 1-я (1917), 3-я (1921), 6-я (1925), 7-я (1928) выставки сопровождались изданием каталога. Общество провело также ряд кратковременных выставок в различных районах города, последняя из которых состоялась в апреле — мае 1929, а также устроило персональные выставки своих членов: А. П. Эйснера (1926), В. А. Тамби (1926), А. В. Захарова (1926, посмертная), А. А. Лаппо-Данилевского (1926, посмертная), М. Г. Платунова (1926, 1928–1929), Н. Н. Чернова (1927), Р. Р. Френца (1928) и другие. Кроме того, члены Общины участвовали в 1-й государственной свободой выставке произведений искусств (1919, Петроград), VI выставке АХРР «Революция, быт и труд» (1924, Москва), юбилейной выставке изобразительных искусств (1927, Ленинград) и других.
В. В. Воинов писал о 5-й выставке Общины художников (Среди коллекционеров, 1922, № 9, с. 60–63): «Деятельность Общины художников, устраивающей уже пятую выставку… должна быть отмечена самым сочувственным отзывом… Широкая терпимость к различным взглядам на искусство, к самым разнообразным течениям, столь резкая в среде художников, вносящих всегда страстность и непримиримость в свои теоретические споры… каким-то счастливым образом объединила около Общины художников, весьма непохожих друг на друга и, казалось бы, несовместимых… Со стороны подбора и группировки произведений 5-ая выставка Общины является довольно удачной. Так, здесь представлены различные подходы и использование различных приемов рисунка… Тут же неискушенный зритель знакомится с течениями живописи, начиная от бесхитростного натурализма, через импрессионизм, кубизм, экспрессионизм, вплоть почти до беспредметной живописи, наконец, с прикладным искусством… Довольно богат и разнообразен отдел рисунков. Д. И. Митрохин выставил книжный знак; В. Д. Замирайло — виньетки для журнала “Дома искусств”, розы и весьма своеобразные композиции к задуманной им серии “Мосты”; С. В. Чехонин дал отличные образцы книжной графики, как всегда блещущей изумительной твердостью штриха и красотою композиции… На выставке выделяется группа отличных рисовальщиков, выявляющих острое чувство формы и оригинальность технических приемов… Среди живописцев особенно обращают на себя внимание два имени: Р. Р. Френц и Филонов, — художники совсем разные по “темпераменту” и задачам, но, пожалуй, одинаково сильные, каждый в своей области… Очень приятно видеть на выставке отдел фарфора Государственного фарфорового завода. Художники М. М. Адамович, С. В. Чехонин, А. Я. Брускетти-Митрохина, Е. и Н. Данько, З. В. Кобылецкая соревнуются друг с другом в мастерстве, красоте декоративных вымыслов и тонкости техники…»
Особняк на Пушкарской улице фактически стал клубом для художественной общественности. Здесь была организована студия, куда ежедневно приглашались натурщицы, а также библиотека, музей, концертный зал и несколько гостиных. По понедельникам устраивались художественно-музыкальные вечера, заслушивались доклады по искусству. Общество проводило чествования своих членов в связи с юбилеями; устроило чествование ветеранов-слушателей Академии художеств (1924), германских пролетарских художников (1925), а также И. Е. Репина в связи с его 80-летием (1923).
С 1925 Общество проводило конкурсы с денежными премиями: конкурс по зарисовкам комсомольцев для газеты «Смена» (1925), на плакат Губсоцстраха (1925), на тему «Рабочий» в память годовщины смерти В. И. Ленина (1925), на тему «Торжество пролетариата» в честь 10-летия Октябрьской революции (1927). В 1926 был подготовлен альбом «Красный Октябрь и годы Гражданской войны».
Несмотря на это, Община подвергалась нападкам «за буржуазность» и мещанство. В 1930 печатный орган АХР журнал «Искусство в массы» (1930, № 4) писал в статье «Буржуазные группировки Ленинграда» (посвящена Общине художников и Обществу художников им. А. И. Куинджи): «Одинаково по вечерам пьют они в “обществах” чай, “жуют” отрезанные ножичком ломтики “антоновки”, рисуют около жарко натопленной печки голеньких натурщиц, пишут с сильными ракурсами “ужасно революционных моряков” для выставки. Тепло… мягкий свет… Тонко, тонко отточенный карандаш… Резинки для “блика” и вообще… Неторопливый разговор. И… “тихо, тихо все кругом”… Они хотят воспитывать молодежь… Они бойко защищают себя в союзе. Удушливый запах мещанства несут они в своем творчестве… Вся работа “Обществ” ограничивается выставками. Это их единственный метод воспитания масс. Ходом истории обреченные на вымирание, вялые “зубры” прикрываются, таким образом, политической фразой и используют в некоторой части современные формы и методы работы».
Летом 1930 состоялось объединение Общины художников, Общества художников им. А. И. Куинджи, Общества живописцев и Общества художников-индивидуалистов, результатом которого стало создание нового общества «Цех художников».
- 22.01.2021 Итоги AI аукциона № 363 12 лотов на сумму свыше 10,1 млн рублей
- 22.01.2021 Ярмарка Art Basel перенесена на сентябрь Арт-ярмарка в Базеле в оффлайн-формате должна состояться 21–26 сентября 2021
- 21.01.2021 Франция упростила правила вывоза культурных ценностей из страны Существенное (для живописи и скульптуры вдвое) увеличение ценового порога, после которого требуется заполнение лицензии на экспорт, должно помочь развитию французского арт-рынка
- 21.01.2021 Проект Museum Exchange переводит филантропию в онлайн На новой онлайн-платформе меценаты могут предложить или выбрать работу в дар для одного из североамериканских музеев
- 20.01.2021 Рынок художника: жизнь после смерти Принято считать, что рынок известного художника резко активизируется после ухода автора. Так ли это? Artprice предложил свой взгляд на этот вопрос
- 15.01.2021 Итоги AI аукциона № 362 Суммарная выручка достигла 10,4 млн рублей. Продано 18 лотов
- 15.01.2021 Рекорды комиксов: от Тинтина до Бэтмена Эскиз к комиксу о Тинтине продан за рекордные для оригинальной иллюстрации €3,2 млн. А экземпляр комикса «Бэтмен № 1» ушел за $2,22 млн, став самым дорогим изданием про Бэтмена и вторым самым дорогим напечатанным комиксом в мире
- 12.01.2021 Комикс о Бэтмене идёт на рекорд За экземпляр комикса 1940 года «Бэтмен № 1» уже предложили заочно $1,53 млн — больше, чем за комикс про Тёмного рыцаря в ноябре 2020. Финальная цена «Бэтмена № 1» станет известна на торгах 14 января
- 25.12.2020 Итоги AI аукциона № 361 Суммарная выручка превысила 8 млн рублей
- 24.12.2020 Работы из коллекции Deutsche Bank принесли около €4 млн немецкому аукциону Мюнхенский дом Ketterer Kunst добился годового оборота в €60 млн; свой вклад в этот высокий результат внесла продажа работ из корпоративного собрания Deutsche Bank
- 20.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 2 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке в рынку искусства
- 15.01.2021 Литература: Будущее музея: 28 диалогов Сборник интервью с ведущими функционерами о работе музеев во время и после пандемии
- 13.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 1 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке к рынку искусства
- 11.01.2021 Художник недели: Иосиф Крачковский История, ценовые и маркетинговые показатели живописца Иосифа Евстафьевича Крачковского, «удивительно тонкого поэта Крыма и Кавказа»
- 11.01.2021 Персона недели: Алексей Беляев-Гинтовт Алексей Беляев-Гинтовт — художник-визионер, осмысляющий будущее путем обращения к традиции
- 22.01.2021 Выставка Андрея Гросицкого в Московском музее современного искусства Московские музеи возобновили работу. В ММОМА на Петровке открылась выставка Андрея Гросицкого «Вещность»
- 22.01.2021 «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович. 1913–1932» в галерее «Элизиум» 26 января 2021 в 20:00 состоится онлайн-вернисаж выставки Исаака Моисеевича Рабиновича (1894–1961), одного из создателей русского театрального авангарда первых десятилетий ХХ века
- 18.01.2021 В московском метро показывают плакаты из Пушкинского музея Рекламные плакаты знаменитой Лондонской подземки из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина можно увидеть в галерее «Метро» на станции «Выставочная»
- 13.01.2021 Выставка Татьяны Черновой в Музее AZ В Музее Анатолия Зверева на 21 января запланировано открытие масштабной выставки московской художницы Татьяны Черновой «Благая весть», посвященной светлому празднику Рождества
- 29.12.2020 Третьяковская галерея сообщила выставочные планы на 2021 год В музее планируют провести выставки Врубеля, Бенуа, Пименова, Венецианова и не только
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Aлександр Бенуа ди Стетто
- Леонид Ступеньков, «Закат», сграффито, 1993г.
- Геннадий Зубков, "Знакомство с Малевичем. Мужской портрет ", 1966-2005
- Валерий Клеверов, Без названия, 1970-е
- Геннадий Зубков, "Натюрморт с гранатом", 1989, 2006
- Елена Фигурина, "Прогулка", 2006
- Ольга Моисеева, "Парк. У озера", 2004
- Владимир Стерлигов, "Алма-Ата", 1940-е
- Владимир Стерлигов, натюрморт, 1969
- Дмитрий Сеник, авторские отпечатки