1880–1969
График, сценограф, архитектор
Из дворянской семьи. Учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1905–1913, с перерывом) — в мастерских И. Е. Репина и В. В. Матэ. В 1913 за офорт «Victor et vita» («Победитель и жизнь») получил звание художника-гравера и право пенсионерской поездки за границу. В 1913–1914 — пенсионер ИАХ; посетил Италию, Францию, Англию. Параллельно с учебой в ИАХ окончил курс в Археологическом институте в Петрограде (1914).
Жил в Петербурге — Петрограде (до 1924) и Москве. В 1913 выполнил роспись плафона вокзала в Царском Селе. Участвовал в художественном конкурсе «Великая русская революция» (1919).
В 1924–1928 — главный художник Большого театра; оформил оперы «Король забавляется (Риголетто)» Дж. Верди (1925), «Саломея» Р. Штрауса (1925), «Хованщина» М. П. Мусоргского (1928); балеты «Эсмеральда» Ц. Пуни и Р. Дриго (1926), «Красный мак» Р. М. Глиэра (1927; также — автор либретто). Оформлял драматические и оперные спектакли в театрах Москвы, Ленинграда, Киева. Вместе с А. З. Гринбергом и Т. Я. Бардтом разработал проект театра оперы и балета в Новосибирске (1928–1931).
Работал художником-постановщиком в кинокартине «Шумный день» Г. Г. Натансона, А. В. Эфроса (1960), телеспектакле «Горное гнездо» В. А. Андреева (1979).
Экспонировал свои работы на выставках Общества художников им. А. И. Куинджи (1917, 1930), 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), «Общины художников» (1921, 1922), живописи и скульптуры в саду Народного дома (1922), петроградских художников всех направлений (1923) в Петрограде (Ленинграде), 47-й выставке ТПХВ (1922), выставках «Московские театры Октябрьского десятилетия» (1928), «Художники советского театра за XVII лет» (1935), «Театры Москвы за ХХ лет» (1937), эскизов и декораций к спектаклям, посвященным Китаю (1955), живописи, скульптуры, графики к 1-му Всесоюзному съезду советских художников (1957) в Москве, международной книжной выставке во Флоренции (1922). Член (с 1927) и экспонент (1927, 1928) Объединения художников-реалистов.
С 1914 занимался педагогической деятельностью: на Высших женских политехнических курсах (1910-е), в Московском архитектурном институте (1939–1946), вел театрально-декорационную мастерскую в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1948–1960), профессор (с 1940). Руководитель мастерской офорта в Академии архитектуры СССР.
В 1955 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Собрал значимую коллекцию мебели и предметов прикладного искусства.
Творчество представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе