1875–1962
Музейный деятель, график, живописец
Сын художника И. Д. Нерадовского. Учился в МУЖВЗ (1888–1896) у С. А. Коровина и Л. О. Пастернака; в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры в Петербурге (1896–1903) в мастерской И. Е. Репина; в 1903 получил звание художника за картину «Песня».
В 1909–1932 жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). Участник Первой мировой войны (1914–1916). Как автор сотрудничал в журналах «Аполлон», «Старые годы». В 1909–1929 работал хранителем, а затем заведующим художественным отделом Русского музея, в 1929–1932 — член Совета Музея. Руководил устройством новой экспозиции, каталогизацией и комплектованием музейных коллекций; в частности, занимался передачей в Русский музей из Петергофа серии портретов воспитанниц Смольного института Д. Г. Левицкого.
В 1920 — начале 1930-х работал в Государственном Эрмитаже, Государственной академии истории материальной культуры в Ленинграде. В 1925–1928 — член правления Государственной Третьяковской галереи, член научно-художественной секции Государственного ученого совета Наркомпроса (с 1925).
Выполнял портреты, пейзажи, жанровые композиции, создавал эскизы книжных знаков. Занимался литографией. Автор карандашных портретов: «Л. Н. Толстой за роялем», К. А. Сомова, И. С. Остроухова, Е. С. Кругликовой; литографированных — В. М. Васнецова, А. С. Степанова и других; акварельных и карандашных пейзажей Крыма, Загорска, Переславля-Залесского.
В 1894 принял участие в работе Первого съезда русских художников и любителей художеств. Член-учредитель Всероссийского съезда художников (1911–1912). Действительный член ИАХ (с 1914). Участвовал в деятельности Дома искусств в Петрограде, в 1919–1922 — член Высшего совета Дома искусств. Член Общества возрождения художественной Руси (1915–1917), Общества поощрения художеств (с 1918; в 1911–1928 — председатель Комитета), Общества живописцев (с 1929).
9 октября 1933 был арестован по обвинению в шпионаже; 2 апреля 1934 вместе с группой старших сотрудников Русского музея осужден по статьям 58.10, 58.11 (шпионаж, активные действия против рабочего класса, проявленные при царском строе) к 3 годам исправительно-трудовых лагерей; освобожден досрочно.
В 1935–1938 жил в Тарусе под Москвой. В 1938 снова арестован и осужден по статье 58.10 к 8 годам исправительно-трудовых лагерей. 15 июня 1943 освобожден досрочно (в 1956 — реабилитирован).
Проживал в Загорске (1943–1958). С 1943 руководил работой Загорского филиала Центральных государственных реставрационных мастерских. Работал в Загорском музее-заповеднике. В 1958 поселился в Москве.
С 1894 — участник выставок (ученическая, МУЖВЗ). Член-учредитель Нового общества художников, в 1906–1910 — секретарь Общества, участник выставок в 1904–1917. Экспонировал свои работы на выставках объединений: «Мир искусства» (1922, 1924), «Жар-цвет» (1925), Община художников (1925), «4 искусства» (1928), Художественное общество им. К. К. Костанди (1929). Участвовал также в выставках: произведений художников — членов «Дома искусств» (1921), оригинальных рисунков петроградских книжных знаков, «Русская литография за 25 лет» (обе — 1923), «Художники РСФСР за XV лет» (1932) в Петрограде — Ленинграде; «Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции» (1927), выставке художественных произведений к 10-летнему юбилею Октябрьской революции (1928), 1-й выставке акварельной живописи московских художников (1937), Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1957–1958) в Москве; 5-й выставке живописи и графики современных русских художников в Феодосии (1929); современной графики в Ереване (1929); произведений загорских художников (1954, 1957). Экспонент ряда зарубежных выставок: Всемирной в Риме (1911), выставки русского искусства по США (1924–1925, передвижная). Провел персональную выставку в Москве (1955).
Автор воспоминаний: «Из жизни художника» (Л., 1965).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее и других. В Русском музее проводится конференция — «Нерадовские чтения», посвященная проблемам сохранения и реставрации памятников в музее.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе