Жар-Цвет

1923–1928, Москва

Члены-учредители: К. Ф. Богаевский, Е. И. Камзолкин, К. В. Кандауров, И. А. Менделевич, А. Э. Миганаджиан, Ю. Л. Оболенская, П. П. Свиридов, М. Е. Харламов

Члены и экспоненты: Н. Н. Агапьева, Т. Т. Амирова, М. Х. Аладжалов, К. А. Андреева-Кокорина, А. Е. Архипов, Н. Н. Ачкасов, Н. С. Барсамов, Ф. С. Богородский, Н. Бычкова, В. А. Ватагин, В. М. Вахуркин, Б. И. Вендеров, М. А. Волошин, В. В. Вульф, Н. Н. Вышеславцев, Г. П. Гольдштейн, В. И. Гранди, А. А. Громов, С. Н. Гросицкий, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, Н. П. Дмитриевский, М. А. Добров, М. В. Добужинский, В. Н. Домогацкий, М. М. Екимов, Л. А. Егоров, К. П. Ершов, О. А. Жекулина, А. Н. Журьяри, М. М. Зайцев, И. И. Захаров, А. А. Иофф, С. И. Калмыков, Б. Б. Камераз, Д. Н. Кардовский, Е. Н. Качура-Фалилеева, Г. И. Кепинов, И. К. Колесова-Шевлягина, А. Н. Комаров, М. И. Коноплев, В. С. Константинов, К. Е. Костенко, Р. И. Котович-Борисяк, Н. В. Крандиевская, Е. С. Кругликова, А. Л. Кузнецов, С. И. Куклинский, А. Е. Куликов, В. П. Курманаевский, Н. Е. Лансере, А. А. Лаппо-Данилевский, М. В. Леблан, П. М. Лебедев, С. И. Лобанов, С. П. Лодыгин, Л. М. Макаров, В. В. Мешков, Д. И. Митрохин, С. З. Мограчев, П. И. Нерадовский, Н. И. Нестеров, Е. Д. Никифорова-Кирпичникова, Е. В. Орановский, В. С. Орлов, А. П. Остроумова-Лебедева, А. Н. Павлов, А. Е. Панов, А. М. Пастухов, Т. П. Петров, К. С. Петров-Водкин, Н. И. Пискарёв, С. И. Пичугин, И. Н. Плещинский, С. В. Приселков, Е. Г. Прокофьева, С. М. Прохоров, А. А. Пупарев, Н. Э. Радлов, Э. Я. Радлова, Ю. В. Разумовская, А. А. Рыбников, Н. Г. Салов, А. Н. Самохвалов, Е. Е. Семёнова, С. П. Сергеев, А. А. Сидоров, А. К. Симонов, А. В. Скворцов, Ф. В. Смирнов, И. А. Соколов, П. И. Соколов, П. И. Спасский, П. Н. Староносов, А. А. Суворов, М. А. Сухотина, Б. А. Такке, К. А. Томашевский, Н. П. Ульянов, П. С. Уткин, В. Д. Фалилеев, Л. Н. Хорошкевич, Н. И. Хрустачёв, Д. Н. Чиликин, Л. Т. Чупятов, М. А. Шаронов, Н. К. Шведе-Радлова, А. М. Шишкевич-Круглова, В. А. Эйферт, Б. Н. Эссен.

Выставки: 1-я (1924, Москва) — 5-я (1929, Москва).

Выставочное объединение; основано в декабре 1923 группой бывших участников выставок «Мира искусства», Союза русских художников, Нового общества художников, «Московского салона». В своем творчестве члены объединения опирались на традиции мирискусников, выдвигая в качестве программной установки «композиционный реализм на основе художественного мастерства». В письме к К. Ф. Богаевскому 27 января 1924 К. В. Кандауров писал: «Первая выставка будет интересна по-старому… и привлечет если не покупателей, то посетителей… Название обществу дали “Жар-Цвет” — это никому не видимый цветок папоротника».

Общество располагалось в доходном доме на углу Серебряного и Кривоникольского переулка на Арбате (дом № 4), где жил скульптор В. Н. Домогацкий, заседания проводились также в Центральном доме работников искусств на улице Герцена. Объединением было организовано пять выставок в Москве (все сопровождались изданием каталога); выставки устраивались в Центральном Доме ученых (1926), здании Анатомического театра Московского государственного университета (1928). В рамках 4-й выставки (1928) была показана юбилейная экспозиция «ХХХ лет творческой деятельности К. Ф. Богаевского». Кроме того, члены общества участвовали в Первой государственной передвижной выставке картин (1925, Москва — Саратов, Волгоград — Казань — Нижний Новгород), 1-й и 2-й передвижных выставках живописи и графики, организованных Главискусством Наркомпроса (1929, Москва; 1930, Нижний Новгород — Казань — Свердловск — Пермь — Уфа — Самара — Саратов — Пенза). Произведения с выставок приобретались не только частными коллекционерами, но музеями, в частности Государственной Третьяковской галерей («Каффа (Старая Феодосия)», «Пейзаж с деревьями» К. Ф. Богаевского).

Во вступлении к каталогу 4-й выставки А. А. Сидоров писал: «Художники “Жар-Цвета” объединены наиболее четко именно их влечением к картине, к композиции, поскольку в последней дан противовес “этюду”, столь торжествующему в современной живописи. Исторически группировка сложилась на развалинах “Мира искусства”, который все-таки остается центральною и наиболее культурной группой наших традиций и наследий… К “Жар-Цвету” будут всегда влечься те художественные энергии наши, которым одинаково тесен и душен как формализм, так и натурализм».

Вместе с тем, объединение подвергалось нападкам со стороны АХРовской критики. Так В. М. Лобанов писал: «Своей программной задачей общество, по его заявлению в каталоге к 3-й выставке, хотя и считает “композиционный реализм на основе художественного мастерства”, но в своей художественной практике осуществляет тот же, иногда усложненный звучанием национальных мотивов, декоративизм, который, как у “Четырех искусств”, снижает социальную значимость большинства работ жарцветовцев. Этот творческий метод жарцветовцев, несмотря на наличие на выставках достаточного количества тем с революционным содержанием, делает их работы оторванным от основных путей современного изоискусства и позволяет причислять их к организациям в каких-то своих частях культивирующим мещанские вкусы части современных зрителей».

В 1929 Общество прекратило существование. В 1931 часть членов вошла в Союз советских художников, часть — в объединение «Искусство — социалистическому строительству» (ИССТР).

Источники:

  1. Лобанов В. М. Художественные группировки за последние 25 лет. М., 1930. С. 142.
  2. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 63–64.
  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх