Жар-Цвет
1923–1928, Москва
Члены-учредители: К. Ф. Богаевский, Е. И. Камзолкин, К. В. Кандауров, И. А. Менделевич, А. Э. Миганаджиан, Ю. Л. Оболенская, П. П. Свиридов, М. Е. Харламов
Члены и экспоненты: Н. Н. Агапьева, Т. Т. Амирова, М. Х. Аладжалов, К. А. Андреева-Кокорина, А. Е. Архипов, Н. Н. Ачкасов, Н. С. Барсамов, Ф. С. Богородский, Н. Бычкова, В. А. Ватагин, В. М. Вахуркин, Б. И. Вендеров, М. А. Волошин, В. В. Вульф, Н. Н. Вышеславцев, Г. П. Гольдштейн, В. И. Гранди, А. А. Громов, С. Н. Гросицкий, О. Л. Делла-Вос-Кардовская, Н. П. Дмитриевский, М. А. Добров, М. В. Добужинский, В. Н. Домогацкий, М. М. Екимов, Л. А. Егоров, К. П. Ершов, О. А. Жекулина, А. Н. Журьяри, М. М. Зайцев, И. И. Захаров, А. А. Иофф, С. И. Калмыков, Б. Б. Камераз, Д. Н. Кардовский, Е. Н. Качура-Фалилеева, Г. И. Кепинов, И. К. Колесова-Шевлягина, А. Н. Комаров, М. И. Коноплев, В. С. Константинов, К. Е. Костенко, Р. И. Котович-Борисяк, Н. В. Крандиевская, Е. С. Кругликова, А. Л. Кузнецов, С. И. Куклинский, А. Е. Куликов, В. П. Курманаевский, Н. Е. Лансере, А. А. Лаппо-Данилевский, М. В. Леблан, П. М. Лебедев, С. И. Лобанов, С. П. Лодыгин, Л. М. Макаров, В. В. Мешков, Д. И. Митрохин, С. З. Мограчев, П. И. Нерадовский, Н. И. Нестеров, Е. Д. Никифорова-Кирпичникова, Е. В. Орановский, В. С. Орлов, А. П. Остроумова-Лебедева, А. Н. Павлов, А. Е. Панов, А. М. Пастухов, Т. П. Петров, К. С. Петров-Водкин, Н. И. Пискарёв, С. И. Пичугин, И. Н. Плещинский, С. В. Приселков, Е. Г. Прокофьева, С. М. Прохоров, А. А. Пупарев, Н. Э. Радлов, Э. Я. Радлова, Ю. В. Разумовская, А. А. Рыбников, Н. Г. Салов, А. Н. Самохвалов, Е. Е. Семёнова, С. П. Сергеев, А. А. Сидоров, А. К. Симонов, А. В. Скворцов, Ф. В. Смирнов, И. А. Соколов, П. И. Соколов, П. И. Спасский, П. Н. Староносов, А. А. Суворов, М. А. Сухотина, Б. А. Такке, К. А. Томашевский, Н. П. Ульянов, П. С. Уткин, В. Д. Фалилеев, Л. Н. Хорошкевич, Н. И. Хрустачёв, Д. Н. Чиликин, Л. Т. Чупятов, М. А. Шаронов, Н. К. Шведе-Радлова, А. М. Шишкевич-Круглова, В. А. Эйферт, Б. Н. Эссен.
Выставки: 1-я (1924, Москва) — 5-я (1929, Москва).
Выставочное объединение; основано в декабре 1923 группой бывших участников выставок «Мира искусства», Союза русских художников, Нового общества художников, «Московского салона». В своем творчестве члены объединения опирались на традиции мирискусников, выдвигая в качестве программной установки «композиционный реализм на основе художественного мастерства». В письме к К. Ф. Богаевскому 27 января 1924 К. В. Кандауров писал: «Первая выставка будет интересна по-старому… и привлечет если не покупателей, то посетителей… Название обществу дали “Жар-Цвет” — это никому не видимый цветок папоротника».
Общество располагалось в доходном доме на углу Серебряного и Кривоникольского переулка на Арбате (дом № 4), где жил скульптор В. Н. Домогацкий, заседания проводились также в Центральном доме работников искусств на улице Герцена. Объединением было организовано пять выставок в Москве (все сопровождались изданием каталога); выставки устраивались в Центральном Доме ученых (1926), здании Анатомического театра Московского государственного университета (1928). В рамках 4-й выставки (1928) была показана юбилейная экспозиция «ХХХ лет творческой деятельности К. Ф. Богаевского». Кроме того, члены общества участвовали в Первой государственной передвижной выставке картин (1925, Москва — Саратов, Волгоград — Казань — Нижний Новгород), 1-й и 2-й передвижных выставках живописи и графики, организованных Главискусством Наркомпроса (1929, Москва; 1930, Нижний Новгород — Казань — Свердловск — Пермь — Уфа — Самара — Саратов — Пенза). Произведения с выставок приобретались не только частными коллекционерами, но музеями, в частности Государственной Третьяковской галерей («Каффа (Старая Феодосия)», «Пейзаж с деревьями» К. Ф. Богаевского).
Во вступлении к каталогу 4-й выставки А. А. Сидоров писал: «Художники “Жар-Цвета” объединены наиболее четко именно их влечением к картине, к композиции, поскольку в последней дан противовес “этюду”, столь торжествующему в современной живописи. Исторически группировка сложилась на развалинах “Мира искусства”, который все-таки остается центральною и наиболее культурной группой наших традиций и наследий… К “Жар-Цвету” будут всегда влечься те художественные энергии наши, которым одинаково тесен и душен как формализм, так и натурализм».
Вместе с тем, объединение подвергалось нападкам со стороны АХРовской критики. Так В. М. Лобанов писал: «Своей программной задачей общество, по его заявлению в каталоге к 3-й выставке, хотя и считает “композиционный реализм на основе художественного мастерства”, но в своей художественной практике осуществляет тот же, иногда усложненный звучанием национальных мотивов, декоративизм, который, как у “Четырех искусств”, снижает социальную значимость большинства работ жарцветовцев. Этот творческий метод жарцветовцев, несмотря на наличие на выставках достаточного количества тем с революционным содержанием, делает их работы оторванным от основных путей современного изоискусства и позволяет причислять их к организациям в каких-то своих частях культивирующим мещанские вкусы части современных зрителей».
В 1929 Общество прекратило существование. В 1931 часть членов вошла в Союз советских художников, часть — в объединение «Искусство — социалистическому строительству» (ИССТР).
Источники:
- Лобанов В. М. Художественные группировки за последние 25 лет. М., 1930. С. 142.
- Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 63–64.