1884–1949
Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф
Из крестьянской семьи. В 1896 поступил учеником на ткацкую фабрику в Москве, затем состоял «мальчиком» в колониальном магазине купца Мясницкова на Остоженке, работал в иконописной мастерской (1896–1901).
Учился в вечерней студии художника А. П. Большакова в Москве (1903–1906), МУЖВЗ (1906–1913) у К. Н. Горского, А. М. Корина, В. А. Серова, К. А. Коровина, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака, Н. А. Касаткина (окончил без диплома).
Жил в Москве, с 1915 — в Малоярославце. Работал в артели по росписи церквей у московского подрядчика Шеварева. Выполнил росписи трапезной и Никольского придела в Богоявленском кафедральном (Елоховском) соборе (1912; вместе с артелью живописцев В. П. Гурьянова), церкви Николая Чудотворца на Ямах (1914) в Москве.
В 1917 был призван в армию; служил в пехотном полку. В 1917 под руководством П. В. Кузнецова участвовал в оформлении «праздника Революции» на скаковом ипподроме в Москве.
Публиковал агитационные лубки в журнале «Путь освобождения», организованном художественной секцией Совета солдатских депутатов. При поддержке культотдела московского Совета солдатских депутатов издал цикл литографированных лубков. В 1918 демобилизовался.
С 1918 работал в московском Пролеткульте; оформлял агитационные вагоны. В начале 1920-х поступил на службу в Малоярославецкий уездный отдел народного образования; преподавал рисунок в школе II ступени. Выступал как актер и театральный декоратор в Железнодорожном народном доме.
В 1920–30-х по заказу Госиздата выполнял лубки, календарные стенки, иллюстрировал книги. Работал над росписями подносов, шкатулок, занимался лаковой миниатюрой для Музея кустарно-художественной промышленности.
Автор лубков: «Песнь о Вороне и Горюч-Камне» (1910), «Горы Воробьёвские» (1910-е), «Тут и скачет Илья Муромец», «Заря-заряница, красная девица», «Чем черт не шутит, когда Бог спит», «Крещение революции», «Не по адресу моленье», «Горе Земли-Матери», «Рекрутская песня», «Стезя добродетели», «Кто забыл долг перед Родиной», «Бедный Макар», «Пришествие антихриста» (1917–1918), «Микула и Вольга», «Девичья свадебная песня», «Как запели калики…» (все — 1946) и других.
Работал в области станковой живописи и графики. Жанрист, пейзажист, портретист, писал картины на исторические сюжеты. Выполнил живописные произведения: «Убогий дом» (1915), «Как наши в городе поживают» (1919), «Крестьяне на рынке» (1920), «Старый Большой каменный мост» (1927), «Семья» (1929), «Бездорожье (эпизод на маневре)» (начало 1930-х), «Дворик утром» (1935), «Зимний дворик» (1937), «Окрестности Малоярославца. Вечер» (1940), «Девичник» (1942), «Монастырь в Малоярославце» (1944), «Молодуха» (1945), «Город занят немцами» (первая половина 1940-х), «Александр Невский на Новгородском вече» (середина 1940-х), «Плясун» и другие. Автор ряда работ на темы Гражданской войны. Участвовал в создании диорамы «Бой у Чонгарского моста», панорамы «Штурм Перекопа» (совместно с художниками студии М. Б. Грекова). Выполнил обширный графический цикл на темы русского фольклора.
Участвовал в оформлении павильона «Москва» на ВСХВ (1939). Автор герба Малоярославца (1943).
С 1917 — участник выставок («Мир искусства» в Москве). Член и экспонент объединения «Жар-цвет» (1926, 1928, 1929). Участвовал в выставках обществ АХРР (1926), «Союз советских художников» (1931). С 1932 — член МОССХ.
Участвовал в выставках: «XV лет РККА» (1933), макетов, этюдов и эскизов панорамы и диорам «Штурм Перекопа» (1938), Всесоюзных художественных выставках (1939, «Индустрия социализма»; 1946, 1947), живописи, графики и скульптуры (1941), эскизов панорам и диорам «Штурм Перекопа» и «Оборона Царицына» (1942), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943) в Москве, 3-й (1925) и 4-й (1926) выставках картин в Калуге, 5-й выставке живописи и графики современных русских художников в Феодосии (1929), передвижных выставках живописи и графики советских художников в Горьком, Куйбышеве (1946), Саратове (1947), Перми, Нижнем Тагиле, Свердловске, Челябинске (1948), Орле, Ельце (1949).
В 1978 в Москве была организована выставка «А. Е. Куликов. 1884–1949: Русский советский лубок» (издан каталог); в 2009 в Малоярославце прошла выставка «Радость бытия» Афанасия Куликова», приуроченная к 125-летию со дня его рождения (издан каталог). Творчеству художника посвящены издания «Афанасий Ефремович Куликов» (М-Ярославец, 1994), О. Р. Хромова «Афанасий Куликов. Книга о художнике» (М., 2000).
Произведения находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Калужском художественном музее, Малоярославецкой городской картинной галерее им. Е. А. Чернявской и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе