Рынок русского искусства в России. Итоги 2024 года
ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства на российских аукционах
С 2010 года AI на основе собственной уникальной базы продаж русского искусства ежегодно выпускает аналитические отчеты, детально анализируя продажи на российских и западных аукционах за отчетные сезоны. Отдельно отметим: AI делает это раньше западных коллег, поскольку большинство международных аналитиков не обладают собственной базой и вынуждены ожидать обработки цифр партнерами, либо они применяют усложненную методологию, которая сдвигает появление материалов ближе к марту. Мы, в свою очередь, не стремимся объять необъятное — и рады представить нашему читателю результаты на внутреннем рынке в 2024 году к середине января 2025-го.
Примечание: все последующие цифры собраны техническими средствами AIна основе открытой информации аукционных торгов внутрироссийских аукционов, без учета результатов аукционного дома Vladey, предпочитающего не раскрывать данную информацию. Соответственно, для объективного сравнения результатов 2024 и 2023 годов мы также вынуждены были удалить все результаты Vladey из анализируемого материала прошлого сезона.
Начнем с ретроспективной диаграммы, которая лучше всего иллюстрирует произошедшее. Перед вами — данные совокупных публичных продаж русского искусства за последние 6 лет на внутреннем рынке. Не будем скрывать: весь прошлый сезон мы только и делали, что мечтали, чтобы итоговые показатели превзошли аналогичные цифры 2023 года. Тем не менее отрыв 2024 года от предыдущего в полтора раза (если более точно, +152 %) выглядит впечатляюще, и порождает целую гамму рыночных чувств — от безудержной радости до объективного скептицизма. Предлагаем сохранить трезвость суждений, сфокусироваться на цифрах — и вместе добраться до конца материала, придя к довольно очевидным выводам и прогнозам возможных последствий.
Итак, официально: объем продаж искусства в 2024 году составил $50,3 млн. И это не просто самый высокий результат в истории внутреннего рынка РФ; он более чем двукратно опережает аналогичные показатели ближайших преследователей в лице 2012 и 2013 годов — те остановились на $21,1 и $21,4 млн соответственно. Цифры 2024 года и превосходят суммарный объем продаж на рынке РФ с 2019 по 2022 год, и лишь немного уступают совокупному результату 2020–2023 годов. Более того, на протяжении 2010-х, когда вездесущий западный рынок в лице «русских торгов», усилиями Лондона и Нью-Йорка, сообщал там аналогичные (в районе $50 млн) цифры продаж за сезон — мы тому искренне радовались.
Словом, минувший сезон прекрасен главной цифрой; осталось разобраться, что за ней стоит и чем арт-рынку это грозит (ведь ничто не проходит бесследно). Прочие — но не менее важные! — показатели за 2024 год выглядят следующим образом:
В 2024 году рынок русского искусства продемонстрировал неоднозначную динамику, что вполне отражают цифры. Несмотря на снижение количества аукционных домов на 17 % (с 12 до 10) и уменьшение числа авторов на 26 %, объем продаж вырос на внушительные 153 % и достиг $50,3 млн. Такой значительный рост на первый взгляд объясняется повышением средней стоимости проданных лотов, которая увеличилась более чем в два раза (на 164 %) и составила $13,0 тыс.
Однако насколько обоснованно связывать рост рынка с увеличением средней стоимости? Или же второе объясняет первое? Для ответа на этот вопрос рассмотрим медианную стоимость лотов (МС; стоимость, делящую все продажи на две равные части по количеству сделок). В 2023 году МС всех проданных лотов составила $197, а среди продаж свыше $1 тыс. — $3,9 тыс. В 2024 году эти показатели изменились до $608 (рост) и $3,6 тыс. (снижение) соответственно. Это означает, что в общей массе уменьшилось количество недорогих работ — а их покупатели перешли в более высокий ценовой сегмент, добавив к стоимости своих покупок «нолик» и закрепившись в этой категории. Таким образом, утверждение о росте средней стоимости всех работ на рынке некорректно: скорее, выросли покупательная способность, азарт коллекционеров и верхний ценовой сегмент, что в первую очередь отразилось на более дорогих работах.
Уменьшение общего числа предложенных лотов на 26 % и их продаж на 4 % указывает на то, что рынок становится более избирательным, с акцентом на коллекционные и инвестиционные объекты. При этом доля авторов, чьи работы нашли покупателей, возросла с 45 % до 55 %, что свидетельствует как о повышении интереса к более качественным и проверенным именам, так и о расширении коллекций за счет новых имен (буквально: на ограничение аукционами предложения коллекционеры реагируют увеличением своего спроса и параллельно задаются вопросом: «может быть, в сложившейся ситуации поискать кого-то нового — ведь если “меню” урезали, значит, среди оставшихся много достойных?»).
Интересен показатель превышения среднего эстимейта, который снизился почти вдвое (с 43 % до 23 %). На международном рынке это было бы свидетельством того, что аукционные дома стали точнее подходить к оценке произведений, избегая завышенных ожиданий; на внутрироссийском — скорее, признаком очищения рынка от спекулятивных продаж. Однако, несмотря на вариативность анализа, рынок демонстрирует рост покупательской активности и интереса к более дорогим работам, что подтверждает увеличение процента проданных лотов (с 32 % до 41 %). В особенности это касается сегмента искусства стоимостью свыше $100 тыс. — там предметы, на которые до торгов нацелились коллекционеры, как правило, в ходе аукционной борьбы находят нового владельца.
Теперь сравним цифры каждого квартала последних двух сезонов в отдельности:
В трех из четырех кварталов объем продаж русского искусства на российских аукционах в 2024 году заметно вырос по сравнению с 2023 годом. В I квартале наблюдается более чем пятикратное увеличение (с $2,5 млн в 2023 году до $12,3 млн в 2024-м). Этот резкий скачок объясняется значительным интересом коллекционеров к зимним торгам, что (оглядываясь назад, можно говорить с уверенностью) во многом было связано с завершением сложного предыдущего 2023 года и увеличением ликвидности искусства на рынке.
Во II квартале рост продолжился; объем продаж составил $16,2 млн, — почти в три раза выше, чем аналогичный показатель за 2023 год ($6,6 млн). Летний сезон (бóльшая часть III квартала) традиционно показывает снижение активности; и на этом «повороте» рынок 2023 года превзошел более молодого конкурента: $4,4 млн против $2,3 млн в 2024-м. Однако в наших отчетных материалах по III кварталу мы призвали не сеять панику — а дождаться результатов осенне-зимних торгов.
И они не подвели! IV квартал стал настоящей кульминацией года: объем продаж достиг рекордных $19,6 млн — что более чем в три раза превышает показатели аналогичного периода 2023 года ($6,4 млн) и практически равен объему продаж всего 2023 года ($19,8 млн). Этот всплеск можно объяснить как активизацией коллекционеров перед завершением года, так и успешными стратегиями ведущих аукционных домов, сфокусировавшихся на качественных работах и маркетинговом их продвижении.
Лидерами списка стали работы Карла Брюллова и Ивана Айвазовского: «Итальянский альбом» ($1,6 млн) и «Крымский пейзаж» ($1,2 млн), обе проданные в первом квартале. Эти сделки показывают, что шедевры классиков продолжают торговаться по своим правилам, даже на фоне общего роста рынка.
Примечательно, что Айвазовский представлен в топ-20 сразу пятью работами, что подтверждает его статус бессменного фаворита среди российских коллекционеров и инвесторов. Тем не менее в первой десятке самых крупных продаж появляются и другие имена, такие как Иван Шишкин и Константин Коровин, чьи работы, проданные за $937 тыс. и $ 661,8 тыс. соответственно, демонстрируют стабильный интерес рынка к русскому искусству конца XIX — начала XX века.
А вот присутствие в ценовом рейтинге Никанора Чернецова (1805–1879) профессионалов рынка несколько удивляет: среди 29 аукционных событий (АС, т.е. появление работ автора на аукционе вне зависимости от исхода торгов) у художника до 2024 года значилась всего лишь одна попытка продажи внутри РФ (правда, речь шла о графике автора), и работа осталась непроданной. Тем не менее Московский Аукционный Дом ухитрился (честь ему и хвала, разумеется; равно как и смелому увлеченному коллекционеру, сделавшему приобретение) продать живопись не самого известного художника за $631 тыс. К сожалению, посмотреть в глаза покупателю не удалось даже остальным участниками торгов: они проводились в онлайн-режиме. МАД, к слову, обеспечил 12 из 20 позиций в двадцатке самых крупных продаж 2024 года. При этом, правда, и рекордный «Итальянский альбом» Брюллова, и самый дорогой Айвазовский в сезоне остались за AI Аукционом.
Общий объем продаж двадцати самых дорогих лотов составил $13,4 млн, или 26,7 % от общего объема рынка 2024 года. Важно отметить, что внутренняя структура топ-20 постепенно выравнивается: разброс цен между первой и двадцатой позицией составляет менее $1,3 млн, что говорит о повышении ценовой планки для более широкого круга художников.
Мы уже отметили, что в 2024 году рынок русского искусства продолжает следовать своему постковидному тренду — доминированию классиков (до того, как мы помним, основная часть классической живописи торговалась в Лондоне, чуть ранее и чуть меньше — в Нью-Йорке). Иван Айвазовский уверенно возглавляет список по капитализации с результатом $4,4 млн за шесть проданных работ. Средняя стоимость работ Айвазовского составляет $732 тыс., что демонстрирует устойчивый спрос на его полотна как на внутреннем, так и на международном (об этом — в следующем материале) рынке.
Карл Брюллов занимает второе место — правда, с одним значительным лотом стоимостью $1,6 млн. Этот показатель подчеркивает стратегию коллекционеров: инвестиции в шедевры, а не в массовые продажи. В тройке лидеров также оказался Илья Репин, чьи четыре работы были проданы на общую сумму $1,4 млн. Несмотря на относительно высокую капитализацию, средняя стоимость его работ ($344 тыс.) уступает показателям Айвазовского и Брюллова, что указывает на стабильный интерес коллекционеров к доступным произведениям Репина.
Примечательно появление в рейтинге — прежде всего с точки зрения сюжета — таких имен, как Алексей Саврасов и Николай Рерих. Их результаты ($853 тыс. и $657 тыс. соответственно) демонстрируют растущий интерес к пейзажной и духовной тематике. Среди художников XX века выделяется Зинаида Серебрякова, чьи четыре проданные работы достигли общей суммы $642 тыс.
Общий объем капитализации топ-10 художников составил $13,2 млн (26,2 % капитализации продаж всех художников), что позволяет говорить о росте устойчивости внутреннего рынка русского искусства (в 2023 году данный показатель приближался к 50 %). Кроме того, стоит отметить, что рынок постепенно диверсифицируется: в десятке лидеров представлены как мастера XIX века, так и художники начала XX века, что открывает новые перспективы для роста и углубления интереса коллекционеров.
Рейтинг художников по количеству проданных работ в 2024 году именами не удивляет, но демонстрирует любопытные цифры. Так, лидерами стали Анатолий Зверев, Владимир Немухин и Светозар Русаков — у этих авторов продано по 36 работ. Однако разница в их суммарной и средней стоимости подчеркивает значительную поляризацию рынка.
Например, суммарная стоимость работ Зверева составила $91,7 тыс., а средняя стоимость — $2,5 тыс. за работу, что характерно для массового сегмента коллекционного рынка. Произведения Немухина, напротив, достигли суммарной стоимости $173,3 тыс., и его средняя цена за работу вдвое выше — $4,8 тыс. Это указывает на более стабильный интерес к его произведениям как среди коллекционеров, так и инвесторов. Среди других имен стоит отметить Татьяну Маврину и Владимира Яковлева (продано по 35 работ). Их средние цены ($3 506 и $4 170 соответственно) также отражают интерес к авторам, способным конкурировать в сегменте среднего ценового уровня.
Особый интерес вызывает Михаил Шемякин, занявший восьмую строчку рейтинга. Несмотря на меньшее количество проданных работ (27), средняя стоимость произведений Шемякина ($5 582) является одной из самых высоких в топ-10. Это подчеркивает устойчивый спрос на его творчество в премиальном сегменте. С другой стороны, работы Андрея Забиронина и Константина Назарова, чьи средние цены составили всего $266 и $137 соответственно, выделяются как представители доступного ценового диапазона, который, однако, остается важной частью структуры рынка.
Подводя итог, можно отметить, что рейтинг по количеству проданных работ подчеркивает значительную диверсификацию рынка: от массового сегмента с доступными ценами до авторов, чьи произведения уверенно закрепляются в среднем и премиальном сегментах. Такое разнообразие позволяет рынку удовлетворять потребности как начинающих коллекционеров, так и опытных инвесторов.
Мы всегда рады приветствовать на рынке новых игроков, чья работа не только улучшает статистические показатели продаж, но и повышает конкуренцию между существующими функционерами — другими словами, общими усилиями рынок искусства растет и развивается. В 2024 году к восьми (на начало года) продавцам искусства добавилось целых два (между прочим, +20 % рынка): Московский Аукционный Дом (филиал петербургского аукциона антиквариата) и АукциON (канал публичных продаж галеристов Ольги и Сергея Поповых). Оба продавца стартовали с определенных статистических рекордов: МАД продал все выставленные в 2024 году 740 лотов, а чета Поповых первым же декабрьским аукционом показала самые высокие совокупные сборы среди всех «дебютантов» в истории отечественного арт-рынка ($334 тыс.). При этом молодые аукционы, что важно, ориентированы на разную аудиторию: нацеленный на современное искусство и нонконформистов, АукциON явно намерен создать конкуренцию Vladey; а опирающийся на ресурсную (по части произведений, конечно) базу Северной столицы Московский Аукционный Дом становится второй силой наряду с AI Аукционом.
Сам AI Аукцион уверенно закрепился на втором месте, также показав впечатляющий результат, превзошедший выручку 2023 года: 689 проданных работ на сумму $14,1 млн при средней цене лота $20,5 тыс. Главное его отличие от МАД (помимо «художественных», а не «антикварных» корней) связано с привлечением как классических, так и современных работ, способных заинтересовать широкий круг коллекционеров, а также более широким ценовым диапазоном торгуемых предметов — что позволяет начинающему коллекционеру грамотно и без финансовых рисков войти на арт-рынок.
Аукционный дом «Совком», занявший третью позицию, демонстрирует еще более доступный ценовой сегмент: средняя стоимость его лота составила всего $5,2 тыс., а общий объем продаж — $2,6 млн за 505 работ. Это подчеркивает его ориентацию на массового покупателя, что продолжает оставаться важной частью внутреннего рынка.
В совокупности результаты 2024 года показывают укрепление позиций крупных аукционных домов и рост средней стоимости проданных работ, что отражает постепенное усиление премиального сегмента рынка и приход на него новых категорий коллекционеров.
Выводы:
Феноменальный рост на 152 % по сравнению с 2023 годом и рекордные $50,3 млн, достигнутые российским арт-рынком в 2024 году, представляют собой, по сути, историческое событие. Этот результат впечатляет не только на фоне последних шести лет, но и в контексте всей истории внутреннего рынка, который ранее никогда не поднимался до таких высот. Однако именно такие достижения несут в себе определенную долю опасности.
Рекордные годы коварны: их успехи сложно повторить, а давление ожиданий может стать дополнительным вызовом для всех участников рынка. В случае снижения показателей в следующем сезоне (что более чем вероятно после столь бурного роста) аналитики могут поспешно интерпретировать это как «падение» рынка, а СМИ при этом быстро организуют негативный информационный фон. Сохранить динамику после рекорда — задача, которая по силам немногим, особенно в сегменте искусства, где успех напрямую зависит от множества факторов, включая экономическую стабильность, стратегию (в большинстве своем — разобщенных) аукционных домов и сохранение покупательской активности.
В одном из прошлых материалов в 2023 году, выделяя серьезный отрыв показателей AI Аукциона от ближайших рыночных преследователей, мы сравнили его с Sotheby’s, и при этом бросили фразу: «Однако для закрепления серьезного успеха Sotheby’s всегда необходим… Christie’s». Мы не шутили: арт-рынок всегда был олигопольной экосистемой, где выделение одного явного лидера на общем фоне было уделом непродолжительного времени — в то время как двое ведущих игроков, вступая в конкуренцию, не только росли, но и подтягивали за собой остальной рынок. Поэтому, за красивой (но временной) ширмой рекордного результата $50,3 млн для нас скрывается основной итог 2024 года: теперь на внутреннем рынке РФ есть своя олигополия — и собственный Sotheby’s, и собственный Christies’s.
А уж время покажет — кто из них кто.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250114_RusSales_Russia.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250114_RusSales_Russia.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.