Art Investment

Главные события российского арт-рынка — 2024. Часть 1

AI выделяет 20 событий, определивших лицо уходящего года на рынке искусства

В последних материалах 2024 года мы предложили читателям AI 20 главных событий зарубежного арт-рынка (события 1–10, события 11–20). Новый, 2025 год мы начнем с аналогичного материала — но посвященного внутреннему рынку РФ. Мы начинаем!

1. Закрылся московский Музей АРТ4

Волна закрытий художественных институций, прокатившаяся по миру в 2024 году, к сожалению, затронула и Россию. О прекращении работы объявил один из частных музеев — АРТ4, основанный в 2007 году на волне стремительно возросшего интереса представителей среднего и высшего класса к современному искусству. Собрание музея строилось вокруг коллекции его основателя — Игоря Маркина, представлявшей актуальных российских художников. Выжить в новых социо-экономических реалиях музею не помогли ни арт-ярмарка «Тупик» (дочерний проект институции, проводимый с 2022 года), ни ребрендинг с уклоном в молодежь (за несколько месяцев до закрытия АРТ4 переквалифицировался в арт-хаб с регулярными выставками).

2. В Москве открылся Центр современного искусства AZ/ART

В уходящем году прибыло полку художественных институций с латинскими аббревиатурами и замысловатой игрой слов в названиях. В дополнение к музею Анатолия Зверева, скрытого (в прямом и переносном смысле) за вывеской AZ Museum, открылась почти одноименная выставочная площадка и исследовательский институт — Центр современного искусства AZ/ART. Центр, как и музей, основан коллекционером и меценатом Наталией Опалевой и призван «объединить визуальное искусство, технологии, искусственный интеллект, музыку, поэзию и все то новое, что появляется в нашей жизни». Судя по активной деятельности на конец декабря, заявленная программа исполняется в точности.

3. Украденный русский авангард воры отнесли… на экспертизу

Событие произошло в Европе, но присутствует в нашем перечне — будучи неразрывно связанным с русским искусством. Речь идет о 100 предметах периода русского авангарда из общей коллекции в 900 работ, похищенных у палестинского бизнесмена, гражданина Израиля Утмана Хатиба в 2019 году. С тех пор отдельные пропавшие предметы появлялись на дилерском рынке, но напасть на след преступников полиции раз за разом не удавалось. Как вдруг, в 2024 году 100 работ (все — русский авангард; в числе их Малевич, Кандинский и прочие «первые имена») обнаружились в Париже в экспертной лаборатории: воры, видимо что-то почувствовав, решили перед продажей проверить искусство на подлинность. Последовал анонимный звонок в полицию — и арестованную живопись вернули владельцу. Жаль, экспертизу (за счет похитителей) провести не успели. Но что за похитители в 2024 году пошли: уже и краденому авангарду не доверяют!

4. Стартовало создание цифровой платформы объектов культурного наследия

Признаемся: новость, начинающаяся со слов «Завершено создание…», для нашей статьи подошла бы больше, но предпочитаем дорожить тем, что имеем. Тем более что речь идет о масштабной всероссийской программе, призванной сохранить в цифровом формате культурное наследие (не каждый год на такое выделяют бюджеты). Прототип технического продукта уже готов — и даже был представлен министру культуры РФ Ольге Любимовой на ПМЭФ в июне 2024 года. Остается надеяться, что к разработке проекта не допустят никого из отделов цифровизации ведущих российских музеев, а также адептов технологии NFT — тогда есть шанс, что все будет сделано в установленные сроки и без превышений изначального бюджета.

5. Музей Фаберже оцифровал часть своей коллекции

У частной институции (пусть и основанной крупным предпринимателем Виктором Вексельбергом) бюджеты будут поскромнее федеральных — поэтому Музей Фаберже оцифровал лишь часть работ из своего собрания. Зато — оцифровал и выложил в публичный доступ, а не только заявил о намерениях. В этом событии также видна рука опытного управленца: «цифровизация» наступила не тогда, когда о ней все грезили (под именем метавселенной) в 2021–2022 годах, а когда расценки на производство снизились минимум в 100 раз. Пример галереи Hauser & Wirth, в 2020 году заплатившей $21 млн за создание 3D-копии своей арт-резиденции на острове Менорка, до сих пор стоит перед глазами. Глазами, полными слез заказчика.

6. Раскуплена коллекция NFT-копий фресок Рафаэля, выпущенная Эрмитажем

В середине февраля 2024 года нас словно догнала новость родом из 2021-го: фрески Рафаэля, упакованные в формат NFT Государственным Эрмитажем совместно с компанией «Интеррос», не просто нашли своего покупателя, а оказались «раскуплены полностью». Правда, в официальном пресс-релизе музея стояла небольшая помета: «…либо были забронированы и ожидают оплаты». И пусть людям, знакомым с технологией NFT, непросто понять, зачем усложнять процесс мгновенной покупки «в один клик» бронированием с отложенным платежом — но давайте просто порадуемся за первый музей, который не только решился выпустить NFT посреди криптовалютного кризиса, но и успешно реализовал 100 % работ. Тем более что выручка пойдет на реставрацию картины Лукаса Кранаха Старшего из собрания Эрмитажа. Реставрацию физической работы, не NFT-кода.

7. Рыболовлев проиграл, Рыболовлев выиграл

Главный символ русского олигарха-коллекционера — проживающий в Монако бизнесмен Дмитрий Рыболовлев — не может не вызывать восхищения своей неустанной борьбой с арт-рынком: он бесконечно судится, в одиночку, со всеми и против всех. 2024 год подвел черту под некоторыми из многолетних тяжб: в одном случае Рыболовлев проиграл (аукционному дому Sotheby’s, который, по утверждению бизнесмена, помогал завышать цены на купленные им работы), в другом — выиграл (правда, будучи не истцом, а ответчиком; согласно иску арт-дилера Ива Бувье, российский бизнесмен способствовал ускорению аресту функционера — в рамках все того же дела о завышенных ценах). Интересно, ступил бы 15 лет назад Дмитрий Рыболовлев на путь коллекционера искусства топ-уровня, расскажи ему о бесконечных судебных разбирательствах? Что-то подсказывает: да, и еще раз да!

8. «1703»: вышла в первую гильдию

В 2024 году с третьей попытки здравый смысл одержал победу над снобизмом: арт-сообщество признало ярмарку «1703» в Санкт-Петербурге событием «первой линии» российского рынка искусства, наряду с ведущими московскими ярмарками. До этого инициированную и спонсируемую «Газпромом» питерскую ярмарку посещать было «не модно». И вдруг оказалось, что крайне глупо ее пропустить: уровень галерей, представленного искусства, выставочной архитектуры и кураторских проектов был одним из лучших в стране (если не сказать больше). Одним из показателей всенародной любви к «1703» стало выступление отца и сына Пиотровских с приветственной речью на открытии. Директор Лувра, например, на Art Basel Paris не выступает — правда, и Gaz de France ярмарку не поддерживает.

9. «Открытое хранение»: новый формат коллекционирования в РФ

В минувшем году в лексиконе российского коллекционера появилось (и, надеемся, останется там навсегда) выражение «открытое хранение» — относительно молодой (в РФ) формат управления и популяризации собственной коллекции. Фактически речь идет о создании приватного музея с выделенными днями публичного посещения. «Вишенкой на торте» (по западному образцу, откуда пришел и термин, и механизм работы) должны стать экскурсии, проводимые самим владельцем коллекции. Интересно, что двое ведущих публичных коллекционера искусства молодого поколения — москвич Антон Козлов и петербуржец Сергей Лимонов — уже проводят подобное: первый на деле, второй пока в интервью. Итого, вслед за созданием публичных образов отечественных коллекционеров новой формации появляется и объединяющая их модель, обещающая стать новым форматом площадки общения участников арт-рынка.

10. Активизация продаж русского искусства за рубежом

Глядя на стремительное развитие внутрироссийского арт-рынка и одновременно понимая, что антироссийская истерия на Западе сходит на нет, старые-новые европейские аукционы в 2024 году начали поднимать голову — предварительно загримировавшись до неузнаваемости. Так, Bonhams для сентябрьских торгов воспользовался термином «Второй русский авангард», введенным в обиход еще Михаилом Гробманом в 2007 году, — при этом удалив слово «русский» и оставив торги в онлайн-режиме. Обретающий второе дыхание MacDougall’s в ноябре торговал русским искусством также онлайн — но через платформу французского аукциона Drouot. Sotheby’s и Christie’s запрятали отдельные предметы русского происхождения в каталогах торгов «Современные открытия» и «Имперское и революционное искусство». Тем временем самым крупным (по обороту проданных работ) продавцом русского искусства в первой половине 2024 года на Западе стал аукционный дом из Берна Galerie Kornfeld. Этому и скрываться особо не нужно: Швейцария — страна-то нейтральная!

Вторую «десятку» самых значимых событий внутрироссийского рынка искусства мы огласим в продолжении материала.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20250109_ArtMarket_Rus.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20250109_ArtMarket_Rus.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».