Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 3 квартала 2024
ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства на зарубежных аукционах — в цифрах, фактах и выводах
В прошлый раз мы разбирали публичные продажи русского искусства в 3 квартале 2024 года на внутрироссийских аукционах, для чего пользовались базой AI (на которую рекомендуем подписаться, чтобы получать обновления еще чаще — буквально ежедневно). На очереди — материал, касающийся международного оборота русского искусства в аналогичном периоде на западных аукционах.
Напомним, что в международный оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.
Основные цифры за 3 квартал 2024 года выглядят следующим образом:
Основные показатели международного рынка русского искусства в 3 квартале 2023 и 2024 годов
По результатам третьих кварталов 2023 и 2024 годов мы видим, что выросло пять показателей, уменьшилось — шесть. Однако давайте разберемся, насколько эти показатели ключевые. Наиболее существенный рост (162 %) показало изменение средней стоимости лотов — почти в три раза в сравнении с прошлым сезоном. Во многом этому способствовало сокращение количества стран, торгующих русским искусством (преимущественно недорогим), и одновременно — увеличение на 38 % количества аукционных домов во всех остальных странах. Другими словами, за год международный рынок определился, на чьей он стороне в вопросах русского искусства, и активизировал работу в тех регионах, где увидел спрос.
Количество художников, чьи работы были выставлены на торги, в этом сезоне увеличилось на 16 %, но число авторов проданных работ оказалось меньше, чем в 2023 году. А вот относительно лотов вниз устремились все показатели — и количество выставленных, и проданных. Тем не менее совокупный объем продаж в 3 квартале 2024 года почти вдвое (на 84 %) выше аналогичной цифры прошлого сезона — значит, дело прежде всего в качестве предлагаемого ассортимента (художественной ценности работ), и только лишь затем — в именах. На 60 % в текущем году увеличилась разница между ценой молотка и средним эстимейтом — значит, за каждый лот активно борются, причем, с большой долей вероятности, всякий раз более двух коллекционеров.
В материале, посвященном 3-му кварталу на внутрироссийском публичном рынке, мы задались вопросом: является ли небольшое снижение показателей продаж «домашних» аукционов следствием оттока продавцов и покупателей на западные аукционы? Чтобы проверить это, сравним «международные» цифры каждого квартала в отдельности:
Основные показатели международного рынка русского искусства в 1–3 кварталах 2024 года
Самое интересное, что приведенная выше таблица ответа на поставленный вопрос не дает: период с июля по сентябрь включительно на международном рынке продаж русского искусства всегда был на вторых ролях, но уж точно превосходил по показателям «голый» 1-й квартал со слякотной европейской зимой. А в 2024 году 3-й квартал «провисает» почти по всем показателям — разве что отметим процент превышения среднего эстимейта (и тот вроде и высокий, но уступает 1-му кварталу).
Снова имеем очевидные (пусть и вполне надоевшие) промежуточные выводы: предложение сократилось, спрос вырос и дорогостоящие работы аукционные дома очевидно придерживают на конец отчетного года. Стало быть, ответ на наш вопрос будем искать в других местах.
Топ-10 продаж русских художников на международных аукционах в 3 квартале 2024 года
Помимо ожидаемого обилия работ Марка Шагала (5 из 10 самых дорогих лотов по итогам 3 квартала), обратим внимание на названия аукционных домов. Семь из десяти самых дорогих работ 3-го квартала были проданы не на Sotheby’s или Christie’s, а в Galerie Kornfeld — аукционной площадке в Берне (не путать с одноименной галереей в Берлине), ведущей отсчет торгов с 1864 года. К швейцарской теме мы вернемся чуть ниже, когда проведем подсчет совокупного объема продаж по странам, — возможно, за пределы десяти самых дорогих работ Galerie Kornfeld не вышла и говорить о Швейцарии как новом-старом центре русского искусства на Западе (со времен Набокова и Бунина) рано?
Пока же отметим, что в топ-10 только три первых лота превысили ценовую отметку в полмиллиона долларов. Учитывая, что сверхдорогих работ (дороже $10 млн) в 3 квартале 2024 продано не было, а средняя стоимость ушедших с молотка лотов за год выросла втрое, отнесем это сосредоточение предметов средней ценовой категории к положительным сигналам. Иначе говоря, присутствие большого количества продаж в районе $350 тыс. гораздо лучше, чем наличие одной-двух работ за $5 млн — а остальных за $50 тыс.
Топ-10 русских художников по капитализации на международных аукционах в 3 квартале 2024 года
Шагал, Делоне и Сюрваж — крепкая тройка лидеров по количеству проданных работ (при этом средняя стоимость последних двух имен — ощутимо ниже средней стоимости русского искусства по рынку). Наше предположение, что аукционные дома готовят наиболее ценные лоты на конец года, отчасти находит свое подтверждение в виде всего одной работы Василия Кандинского и двух — Алексея Явленского (работ качественных, проданных в районе $1 млн). Из авторов, которые в топ-10 по капитализации появились в отчетном сезоне лишь в 3-м квартале, отметим Осипа Цадкина и Джулса Олицки. Перефразируя «Когда говорят пушки, музы молчат» Цицерона, скажем: когда продается Ротко — Цадкин ждет своей очереди, и наоборот. Словом, по аналогии с внутрироссийским рынком, летнее межсезонье сдерживает одни лоты — и активно продвигает другие.
Топ-10 стран продаж русских художников на зарубежных аукционах в 3 квартале 2024 года
Мы добрались до главных стран-продавцов. Итак, по совокупным итогам объемов торгов русским искусством Швейцария не только сохранила лидерство, но и ушла в отрыв — в 3,1 раза превысив результат следующей за ней Франции (при том, что у последней — 328 лотов против 26 «швейцарских»)! На этом фоне даже третье место Гонконга, обогнавшего Великобританию и США, а также неожиданное появление Австралии (пусть и с двумя проданными лотами) не вызывает такого любопытства.
Однако мы пока не знаем, является ли результат в $8,1 млн заслугой одного лишь аукциона Galerie Kornfeld или эта сумма распределилась между несколькими продавцами. Придержим ожидание до следующей таблицы — и подведем итоги.
Топ-10 зарубежных аукционных домов, участвовавших в продажах русских художников в 3 квартале 2024 года
Чуда не случилось (хотя кому как): Galerie Kornfeld, продав 16 из 26 «швейцарских» работ, в 3-м квартале 2024 года имеет долю в 99,6 % объема продаж по всей стране! Отрыв от ближайшего преследователя среди аукционных домов — Christie’s — поистине значителен. В чем кроется секрет?
Для этого напомним читателю AI, что собой представляет Швейцария с точки зрения аукционных домов. И Sotheby’s, и Christie’s имеют в стране свои представительства — однако их женевские торги сфокусированы на реализации ювелирной продукции. Связано это с двумя факторами: историческим — присутствием в стране большого количества состоятельных швейцарцев, ориентированных на антиквариат и драгоценности; и маркером нового времени — массовой экспансией женской части семей правителей с Ближнего Востока на берега Женевского озера. Как итог — в последнее десятилетие летняя Швейцария становится светско-мусульманской, зимой (когда статусные семьи возвращаются в теплые края) — остается конформистско-европейской.
Однако в последние годы конкуренцию бюджетам шейхов составили деньги российских бизнесменов, аналогичным образом отправивших семьи в страну горных озер. Первым на это среагировала Galerie Kornfeld, «отгрузив» искусства новому классу коллекционеров на $8 млн. И теперь, возможно, Sotheby’s, и Christie’s задумаются: стоит ли делать из Женевы, Цюриха или Берна «новый Лондон» — перенося эпицентр русских торгов поближе к конечному потребителю? Правило «следуй за деньгами» на Западе работает безотказно. Но для уверенности в принятии эпохальных решений одного отдельно взятого квартала конечно же мало. Тем более — такого «неприметного», как третий.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241101_Q32024_RusSales_World.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241101_Q32024_RusSales_World.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.