Art Investment

Рынок русского искусства в России. Итоги 3 квартала 2024 года

ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства на российских аукционах

С 2024 года AI ежеквартально выпускает аналитические материалы, детально анализируя продажи русского искусства на российских и западных аукционах. Сегодня мы внимательно посмотрим на аукционные результаты на внутреннем рынке в 3 квартале — с июля по сентябрь 2024 года включительно. Чтобы обновить информацию для понимания, с каким «багажом» отечественный арт-рынок перешагнул в новый летне-осенний сезон, — рекомендуем перечитать материалы, посвященные 1 кварталу и 1 полугодию 2024.

Примечание: все последующие цифры собраны техническими средствами AIна основе открытой информации аукционных торгов внутрироссийских аукционов, без учета результатов аукционного дома Vladey, предпочитающего не раскрывать данную информацию. Прямой запрос к аукционному дому, к сожалению, результатов не принес. Соответственно, для объективного сравнения результатов 3 квартала 2024 года и 3 квартала 2023-го мы также вынуждены были удалить все результаты Vladey из показателей прошлого сезона.

Основные цифры за 3 квартал 2024 года выглядят следующим образом:

Для начала успокоим особо впечатлительных: объем продаж за первые 3 квартала 2024 года опережает аналогичный показатель 2023-го на 17 %. То есть заочное противостояние нынешнего сезона с рекордным (вдруг кто забыл?) предыдущим стало лишь интереснее, и всё решится в последние три месяца уходящего года. Теперь посмотрим на цифры, которые на первый взгляд говорят не в пользу текущего года. Так ли это на самом деле?

В сравнении с 3 кварталом 2023 года в нынешнем сезоне снизились почти все показатели — главным образом, объем продаж (почти вдвое, на 47 %). Примерно на столько же (41 %) упала средняя стоимость проданных лотов; однако превышение среднего эстимейта осталось примерно на том же уровне (разница в 3 %). Раз ценовая динамика на внутрироссийском рынке в последние 5 лет из года в год умеренно-положительная, а грамотно оценивать искусство аукционы за год разучиться не могли — следовательно, речь идет о понижении ценовой категории всего ассортимента лотов.

Бóльшее количество проданных уникальных имен художников (на 16 %), равно как и увеличение количества проданных лотов (на 12 %) — показатели не просто со знаком «плюс», а «дважды плюс». Традиционно для наших отчетов приведем и другой показатель, не уместившийся в таблицу: количество проданных лотов стоимостью менее $1 тыс. В 3 квартале 2023 года таковых было 536 (72 %), в нынешнем сезоне — 378 (57 %). В сумме это говорит о том, что на фоне общего снижения рынка в отдельно взятом квартале коллекционеры хотят и готовы покупать более дорогие и качественные работы.

Чтобы удостовериться (или опровергнуть), что положительная динамика рынка в 2024 году сохраняется, сравним цифры каждого квартала в отдельности:

В сравнении с первыми двумя кварталами текущего года период с июля по сентябрь показывает все то же увеличение количества проданных уникальных имен художников (рынок позитивно реагирует спросом на уменьшающееся предложение); однако самый серьезный рост — превышение среднего суммарного эстимейта на 524 % — является тревожным звонком. Увеличением этим рынок обязан продажам сразу 8 лотов, имеющим подозрительно спекулятивную природу (приобретенные либо в прошлом, либо в начале нынешнего сезона, эти вещи были перепроданы в 30 и более раз дороже). Такого на отечественном арт-рынке не наблюдалось (и хорошо!) более двух лет — словно спекулянты выжидали, когда их сделки будут максимально хорошо «спрятаны» на фоне роста продаж; при этом для торгов был выбран максимально «спокойный» и незаметный летний сезон. Словом, поговорку о частых обитателях тихого омута всегда полезно держать в голове — и коллекционерам, и рыночным аналитикам.

Другое наблюдение (с претензией на прогноз): после двух сезонов в географической изоляции отечественный арт-рынок стал приобретать характер сезонности. В 2022–2023 годах объемы продаж из квартала в квартал были пусть невысокими, но держались примерно на одном уровне. Сегодня мы видим, что коллекционеры охотнее расстаются с деньгами в зимний период, а летом переводят дыхание. Для возобновления ли дорогостоящих покупок с октября по декабрь, с приближением и наступлением зимы, — поглядим, но пока все указывает именно на это. Такая же сезонность характерна и для международного рынка искусства; правда, на Западе пиковая активность аукционных домов приходится на весну и осень. Что неудивительно: их любимый сезонный архетип — «осень в Нью-Йорке», наш — «широкая Масленица».

Без продаж Айвазовского и Брюллова — лидеров в первом ($1,2 млн) и втором ($1,6 млн) кварталах 2024 года — нынешняя таблица смотрится немного обескровленной. Никаких тебе чудовищных ценовых разрывов между 1-м и 2-м местами, понимаешь! Все ровно и гладко — словно снотворное в кофе подсыпали. Но именно так и выглядит здоровый рынок! А вот привыкать ли нам к топ-лотам в пределах $200 тыс., эпизодически радуясь «миллионным» продажам, или сообща работать над повышением средней планки — зависит только от нас.

Обратим внимание, что «условно-современных» художников в топ-10 всего двое: Дмитрий Краснопевцев и Эрнст Неизвестный. При этом совокупная стоимость топ-10 из 664 проданных лотов равняется $747 тыс, или 32 % объема всех продаж. Раньше данная цифра была выше, являясь свидетельством явного деления на «лучших» и «остальных», — а теперь пропасть плавно затягивается (на Западе, с тамошними художниками, — наоборот, ширится).

Давно в нашей практике не случалось, чтобы в рейтинге капитализации (т. е. суммарного результата одного автора за выбранный период) три первых имени с одной работой повторяли первые три строчки рейтинга самых успешных продаж. Это говорит о том, что вместо массовых закупок «недорогих Машковых» рынок в отдельно взятом квартале предпочел купить одну работу авангардиста — но подороже. В подтверждение этому — «стучащиеся» в таблицу, начиная лишь с седьмого места, Бурлюк, Щербаков и Немухин с серией доступных работ. Важно понимать, что выше седьмой строчки их не пускают не Поленов с Краснопевцевым — а желание и возможность коллекционера заплатить за более дорогие (и художественно ценные) работы.

Количество аукционных домов, участвовавших в торгах в 3 квартале 2024 года, не изменилось с начала сезона — всего восемь продавцов (при этом данными с AI поделились лишь семь). С долей в 59 % AI Аукцион сохранил лидерство как по объемам продаж, так и по средней стоимости проданных на нем работ. Интересно, что последняя цифра — $7,5 тыс. — более чем вдвое превышает среднюю стоимость проданных лотов на внутрироссийском рынке в 3 квартале текущего года ($3,4 тыс.). К сожалению, даже за счет этого показателя среднюю температуру по рынку нам повысить не удалось.

В следующем материале мы разберем продажи русского искусства за аналогичный период на зарубежных аукционах, откуда узнаем — стало ли снижение внутрироссийских продаж результатом активизации западных «русских торгов» либо это повсеместное явление в преддверии неких ожидаемых перемен.

Ясно одно: до конца декабря ясности ждать не приходится. Но хороших лотов и успешных торгов — всегда.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20241022_Q32024_RusSales_Russia.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20241022_Q32024_RusSales_Russia.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».