Art Investment

Украденное искусство: краткая история арт-похищений. Часть 4

AI вспоминает крупнейшие кражи культурных ценностей в истории

В прошлый раз мы остановились на последних советских арт-преступлениях и даже немного перешагнули в 1990-е. Первая заметная кража 2000-х случилась за пределами России — однако имела к ней непосредственное отношение.

2001 год. Из Еврейского музея в Нью-Йорке был украден этюд Марка Шагала «Над Витебском», ранее предоставленный Русским музеем для временной выставки. Вскоре после кражи анонимный похититель прислал письмо, в котором утверждал, что представляет организацию «Международный комитет за искусство и мир» и вернет работу, когда прекратится война между Израилем и Палестиной (как мы видим сегодня — желание, увы, несбыточное). В начале 2002 года картина была найдена в почтовом отделении в штате Канзас и возвращена в ГРМ.

В том же 2001 году из закрытого для посетителей (на несколько часов, по техническим причинам) зала Государственного Эрмитажа была похищена картина Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме» со страховой стоимостью в $1 млн. Спустя 5 лет в приемную лидера Коммунистической партии РФ Геннадия Зюганова обратился неизвестный с предложением вручить тому некую утерянную картину, поскольку «лишь коммунисты способны вернуть ее стране и народу». В сложенном вчетверо холсте, переданном неизвестным благодетелем коммунистам, искусствоведы опознали «Бассейн в гареме»; правда, и бассейн, и гарем нуждались в серьезной реставрации. В этой истории наибольшее восхищение (и интерес) вызывает культурный уровень воров — ведь для того, чтобы узнать о внеплановом закрытии музейного зала, они должны были сами прогуливаться в Эрмитаже в качестве посетителей; а далее на месте сориентироваться и совершить кражу в течение часа!

2006 год. В том же Эрмитаже в ходе плановой проверки обнаружено исчезновение 221 экспоната — в основном образцов русского ювелирного искусства — на сумму 130 млн рублей. Одновременно в ходе проверки от инфаркта (по официальной версии) ушла из жизни хранительница фонда «Русское искусство» Эрмитажа. Позднее следствие установило, что именно скончавшаяся сотрудница с мужем крали музейное имущество. В 2007 году разоблаченный вдовец был приговорен к 5 годам лишения свободы и выплате денежной компенсации за кражу 77 музейных предметов (кто взял остальные 144 — суд не уточнил) к пяти годам лишения свободы. За время следствия были возвращены 34 предмета — бо́льшую их часть анонимно подбросили к отделениям полиции (не к дверям музея, что примечательно).

С 2004 по 2010 год в Москве произошла серия афер (позже квалифицированных судом как ограбления), совершенных некоей Светланой Прибытковой. Пользуясь своей — в терминологии СМИ — «привлекательной внешностью», 57-летняя Светлана входила в доверие к коллекционерам, выдавая себя за искусствоведа и антиквара, а покидала переговоры с предметами искусства, которые владельцы соглашались продать на рынке при ее посредничестве (но без оформления договора концессии — рынок-то «серый»). В дальнейшем работы зачастую либо не доходили до покупателя, либо не возвращались к продавцу. На суде, который в итоге отправил Прибыткову на 4 года в колонию общего режима, обвиняемая предъявила… письменную благодарность от Росохранкультуры «за сохранение ею культурного наследия России». Эх, проверить бы, следом за предметами искусства, на подлинность все «благодарности» и прочие знаки отличия — сколько сюрпризов мы бы обнаружили!

2011 год. Кража культурных ценностей на сумму в $50 млн на сей раз коснулась собрания частного коллекционера — главы компании «Русское золото» Александра Таранцева. В отсутствие владельца из его дома в Подмосковье были похищены работы Ивана Айвазовского, Ильи Репина и других художников, а также предметы антиквариата из собрания российской императорской семьи. Примечательно, что похитители, связавшие охрану, прекрасно ориентировались в загородном доме и знали, какие культурные ценности представляют собой наибольшую ценность материальную. Злоумышленников так и не нашли; мы же порекомендуем всем читателям к просмотру фильмы Акиры Куросавы про ронина Сандзюро: отчего-то в Японии XIX века похищения со «связанной охраной» трактовались совершенно однозначно и распутывались крайне быстро.

С 2010 до 2015 год по России прокатилась волна региональных музейных краж. В 2010-м из музея изобразительных искусств имени Патимат Гамзатовой в Махачкале похитили знаменитых «Бурлаков» Исаака Левитана. В 2013-м в результате разбойного нападения на охрану (и снова охрана!) работы Ивана Шишкина и Константина Коровина были похищены из музея в Вязниках Владимирской области. В 2014 году из музея в Плёсе Ивановской области были украдены пять картин Левитана; тогда же была пойманы и преступники — как оказалось, стоявшие и за ограблением в Вязниках (лидер группы получил 13 лет тюрьмы в колонии общего режима). В 2015 года из Тарусской картинной галереи в Калужской области была похищена живопись Ивана Айвазовского и Василия Поленова. Злоумышленники в масках угрожали директору музея пистолетом и шприцем с «неустановленной красной жидкостью». Вскоре воры — двое местных жителей — были найдены, а работы — изъяты (одну из них, правда, изымать пришлось из местного ломбарда).

2019 год. На ретроспективной выставке Архипа Куинджи в Инженерном корпусе Третьяковской галереи среди бела дня произошла кража картины «Ай-Петри. Крым»: преступник снял со стены и вынес работу на глазах посетителей и в объективах камер видеонаблюдения. На следующий день «по горячим следам» похититель был задержан — им оказался ранее судимый житель Московской области. Примечательно, что рецидивист оказался готов к встрече с полицией: он собрал сменную одежду, упаковал картину для возврата в музей и ожидал сотрудников органов правопорядка у себя дома. Чудесное обнаружение работы СМИ приписали слаженным действиям властей и ГТГ.

Несколько недель спустя на радио «Говорит Москва» в прямой эфир Сергея Доренко позвонил неизвестный и, представившись сотрудником одного из государственных музеев, высказал собственное мнение о случившемся. По версии звонившего, похищение было постановочным актом, целью которого было скрыть ранее произошедшую кражу. Дескать, оригинал Куинджи (десятилетиями не покидавший запасника одного известного музея) был давно продан частному лицу и заменен в запаснике на копию. Когда же от Третьяковской галереи, формировавшей выставку по региональным каталогам, пришел запрос на предоставление картины Куинджи «Ай-Петри. Крым» — музей был вынужден сначала отправить на выставку копию. В ходе публичной экспозиции кого-то из московских искусствоведов работа смутила, о чем в известность был поставлен музей-владелец. Чтобы избежать скандала (якобы искусствовед грозил вернуться через несколько дней в ГТГ, но уже с журналистами), было принято решение подменить поддельную работу настоящей. Обратились к покупателю оригинала — и совершилась авантюра в лучших традициях Голливуда. Более того, по словам звонившего, продажа оригиналов предметов искусства из запасников с подменой их на копии в России широко распространена и практикуется многими музеями. К сожалению, сообщивший эту версию в прямом эфире радиослушатель пожелал остаться неизвестным, а его сообщение (которое должно было бы произвести эффект разорвавшейся бомбы, потрясти музейные круги и общественность и побудить к действию журналистов и прокуратуру) осталось без последствий. Сам же Сергей Доренко, к сожалению, погиб в автокатастрофе спустя два месяца после того эфира. Самое горькое во всей этой истории, что после эфира никто из музейщиков не поднял голос в защиту даже не «чести мундира», а тысяч и тысяч своих коллег, которые во все времена сохраняли музейные экспонаты ценой собственной жизни. Тех, кто по ночам своими руками вынес все, что можно было спасти, из московских храмов, обреченных на уничтожение. Тех, кто в блокадном Ленинграде замерз, но не позволил себе согреться, сжигая музейную мебель, и умер от голода, но сохранил уникальную коллекцию зерна. Тех, кто после войны по крупицам восстанавливал разрушенные и разграбленные музеи. Тех, кто сегодня работает за копейки в провинциальных музеях, защищая их от разных посягательств. Словом, в защиту тех, для кого профессия музейного работника стала мерилом чести, совести и ответственности перед культурой и человечеством.

2023 год. В издательстве «Слово» вышла книга «Культура как скандал. Из истории Эрмитажа», построенная в форме диалога между директором музея Михаилом Пиотровским и английской журналисткой Джеральдин Норман. Издание содержит немало отсылок к музейным кражам, рассказанных «от первого лица». Кстати сказать, книга вышла в 2-х вариантах — в оригинальной версии за 1990 рублей, и с автографом самого Пиотровского — за 5 тыс.

На этом наш обзор из четырех частей можно считать завершенным — точнее, временно приостановленным. К сожалению, новые кражи когда-нибудь да случатся; причем, глядя на список преданных огласке происшествий, можно сказать, что будут они почти все «музейные». Почему так? Дело в том, что частные коллекционеры заявляют о пропажах в исключительных случаях — и не только в СМИ, но даже в правоохранительные органы: история многих приобретений, равно как и происхождение самих работ, порой связаны с противоправными действиями не меньше, чем обстоятельства их пропажи. Поэтому кажется, что воры посещают лишь музеи — а частные коллекции обходят стороной.

В наших статьях мы обошли вниманием некоторые события, которые в обиходе часто зовутся (и по сути своей являются) «кражей», хотя по букве закона называются иначе: например, массовое изъятие (250 тыс. предметов!) искусства у еврейских семей нацистами в 1930-х годах или национализация художественных собраний, в частности коллекций Щукина и Морозова, молодыми советскими властями и передача их в публичные собрания государственных музеев. Надеемся, что и то и другое никогда более не повторится.

Не вошли в наш перечень и обратные случаи — тайное «добавление» в музейные экспозиции собственных работ, что практиковал Бэнкси в галерее Тейт и Метрополитен-музее в 2003–2005 годах. Подобным историям мы решили посвятить отдельный материал; сейчас он готовится под рабочим названием «Как предметы искусства попадают в музей?», а скоро его увидит и наш читатель.

В последние десятилетия «качество» самих преступлений с искусством стало слишком кинематографичным. Количество фильмов с арт-ограблениями и собственно краж предметов искусства из музеев действительно возросли параллельно, но взаимосвязи между этими событиями, на наш взгляд, нет. «Виной» и тому, и другому, факту — возросший с середины 1960-х годов интерес к искусству как таковому. Для кинозрителя это тема интересная, а для заказчиков ограблений — способ удовлетворения коллекционерской страсти (хотя искусство в цене в 1960-х еще экспоненциально не выросло). А что выросло в 1960-х? Количество частных коллекционеров!

Да, друзья, основными заказчиками музейных краж являются именно частные лица. Те, кто любят искусство настолько, что готовы не «светить» перед рынком незаконным приобретением до конца жизни, втайне радуясь самому факту обладания. Оттого-то и не находят большинство похищенных музейных экспонатов, а если находят — то в виде пепла, который идентифицировать невозможно. Такие люди крадут искусство не у музея — а у самой истории, у нас с вами, у всего человечества. Остается надеяться, что, кроме предметов искусства, такие коллекционеры-эгоисты обзавелись семьями — и однажды их потомки, случайно или нет обнаружив в списке наследуемого имущества «известные» работы, вернут их обратно.

Для этого нужно крайне мало: любить искусство чуть больше, чем самих себя.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20250124_stolen_art.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20250124_stolen_art.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».