Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 2024 года
ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства на зарубежных аукционах: цифры, факты и выводы
Следом за анализом публичных торгов русского искусства на внутреннем рынке РФ мы выпускаем материал, посвященный обороту русского искусства в 2024 году на международных аукционах.
Напомним, что в международный оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи / СССР / России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского.
Глядя на стремительное развитие внутрироссийского арт-рынка и одновременно понимая, что антироссийская истерия на Западе сходит на нет, старые-новые европейские аукционы в 2024 году начали поднимать голову — предварительно загримировавшись до неузнаваемости. Так, Bonhams для сентябрьских торгов воспользовался термином «Второй русский авангард», введенным в обиход еще Михаилом Гробманом в 2007 году, — при этом удалив слово «русский» и оставив торги в онлайн-режиме. Обретающий второе дыхание MacDougall’s в ноябре торговал русским искусством также онлайн — но через платформу французского аукциона Drouot. Sotheby’s и Christie’s запрятали отдельные предметы русского происхождения в каталогах торгов «Современные открытия» и «Имперское и революционное искусство».
Именно поэтому два основных вопроса, связанных с русским искусством и зависших в воздухе до окончания аукционного сезона и обработки статистики всех продаж, звучали так:
1. Скажется ли активизация западных игроков на внутрироссийских продажах? Другими словами, побегут ли на международные площадки отечественные коллекционеры — прямиком по грядкам ростков заново формируемого российского арт-рынка?
2. Превзойдут ли показатели международных продаж русского искусства в 2024 году аналогичные цифры 2023-го? MacDougall’s, дескать, проснулся, да и Bonhams задышал.
На первый вопрос мы ответили в предыдущем обзоре: российский арт-рынок не только не надломился, но и в полтора раза превысил обороты продаж искусства. Ответом на второй вопрос будет таблица ниже:
Увы (впрочем — кому как), международная экосистема продаж русского искусства не поддержала локальный внутрироссийский рынок — и результаты 2024-го заметно ушли вниз. Причем проседание рынка было не таким значительным, как в первый карантинный, 2020 год (по сравнению с 2019-м), но совокупный объем продаж русского искусства в 2024 году в абсолютных цифрах — самый низкий за последние 6 лет.
Не поддаваясь панике, предлагаем поискать ответы среди других цифр отчетного сезона. Быть может, там скрыты залежи неочевидного оптимизма?
В 2024 году западный рынок русского искусства продемонстрировал смешанные результаты: из девяти ключевых параметров пять показали рост, четыре — снижение. Основное внимание привлекли следующие цифры:
• Количество аукционных домов, работавших с русским искусством, выросло на 59 % (с 220 до 349), что свидетельствует о расширении активности на фоне повышенного интереса к качественным лотам.
• Одновременно количество стран-продавцов увеличилось на 18 % (с 11 до 13), что указывает на географическое расширение рынка, несмотря на сложную международную обстановку.
• Количество представленных художников увеличилось на 77 % и достигло 1 698 уникальных имен. Однако доля авторов, чьи работы нашли покупателей, снизилась на 44 %, что говорит о более избирательном подходе коллекционеров к выбору произведений.
• Важной величиной остается совокупный объем продаж, который упал на 39 % по сравнению с 2023 годом, до $193 млн.
• Тем не менее стоит отметить стремительный рост разницы между средним эстимейтом и ценой молотка (+590 %), что подтверждает высокий уровень конкуренции за редкие и высококачественные работы.
• Средняя стоимость лотов снизилась на 25 % (до $65,3 тыс.), что может быть связано с уменьшением доли исключительных продаж, формирующих верхний сегмент рынка. Однако этот показатель остается высоким, подтверждая интерес коллекционеров к премиальному сегменту.
Объемы продаж русского искусства на зарубежных аукционах в 2024 году третий год подряд демонстрировали последствия отказа от «русских сезонов»: первое полугодие «разбилось» аукционными домами на зимние и весенние торги (при неизбежном снижении качества лотов и общих показателей продаж); полугодие второе — традиционно сместило торги с наиболее значимыми работами ближе к окончанию года.
Падение в первом квартале 2024 года (–65 %, $23,6 млн) частично объясняется отсутствием продаж знаковых лотов, таких как работа Василия Кандинского в 2023 году ($46,9 млн). Второй квартал немного стабилизировал позиции: объемы продаж выросли в сравнении с первым кварталом, но все равно уступили показателям прошлого сезона ($57,5 млн против $74 млн в 2023 году).
Традиционно слабый третий квартал показал неожиданный рост — $14,8 млн в 2024 году после $8 млн в 2023-м. Как мы помним из подробного анализа III квартала, сделанного нами «по горячим следам» в минувшем октябре, рост был связан с активизацией швейцарского аукционного дома Galerie Kornfeld, предоставившего выехавшим за границу РФ работам возможность быстрой продажи (правда, по ценам несколько ниже рыночных). Тем не менее в целом динамика не изменилась: западные аукционные дома традиционно придержали лучшие лоты для активной осенне-зимней сессии.
Именно осенние торги, как и ожидалось, стали кульминацией года. В четвертом квартале объем продаж достиг $97,1 млн — пусть эта цифра оказалась на 42 % ниже показателей 2023 года, но она немного компенсировала слабость предыдущих кварталов 2024-го. Коллекционеры активно боролись за знаковые работы, что позволило разнице между эстимейтом и молотком подняться до рекордных значений.
В 2024 году десятка самых дорогих произведений русского искусства на западных аукционах предоставила нам интересную информацию к размышлению. Марк Ротко уверенно занял три из первых пяти позиций; ему же принадлежит рекордный лот года — работа Untitled (Yellow and Blue), проданная за $30,3 млн на Sotheby’s в Гонконге (впервые с 1990 года рекордная продажа произошла не в Лондоне или Нью-Йорке). Василий Кандинский и Алексей Явленский также вошли в пятерку лидеров, подтвердив высокий интерес западных коллекционеров (покупали именно они) к художникам русского авангарда. Традиционно присутствующие в первых десятках работы Марка Шагала в 2024 году остались верны прошлым успехам: максимальная сумма продажи достигла $5,1 млн, на 29 % выше эстимейта.
Стоит отметить, что половина работ в топ-10 была продана не более чем на 30 % выше предварительной оценки аукциона, а некоторые — даже с отрицательной разницей. Например, работа Ротко Untitled, проданная за $11,3 млн, ушла на 10 % ниже среднего эстимейта, показав определенную осторожность коллекционеров в отношении сверхдорогих лотов (что было характерно для всего международного искусства в прошедшем сезоне).
Общая стоимость топ-10 лотов составила $98,9 млн, или 51 % объема продаж художников русской орбиты, — что подтверждает доминирование элитного сегмента на рынке.
Внимание аналитиков привлекли не только суммы продаж, но и географическое распределение клиентов: в 2024-м покупатели самых дорогих лотов представляли не только привычные Нью-Йорк и Лондон, а также упомянутый Гонконг, но и континентально-европейские Париж и Берн.
Таблица капитализации 2024 года выделяет двух несомненных лидеров — Марка Ротко и Марка Шагала. Первое место занимает Ротко с результатом $49,4 млн; высокие цены всего пяти работ, позволивших автору возглавить рейтинг, подчеркивают устойчивый интерес коллекционеров к наиболее редким и значимым произведениям. Ненамного от него отстает рынок Шагала с 463 работами ($46,9 млн), что делает автора ключевой фигурой качественного массового сегмента (как тут не вспомнить один из любимых вопросов маркетологов на вступительных экзаменах: «Что проще: заставить 10 клиентов расстаться с $1 млн или 10 тыс. клиентов — со $100?». Правильного ответа, естественно, не существует: все зависит от выбранной продавцом ниши и правильной работе с целевой аудиторией).
Капитализация других художников в десятке лидеров, таких как Василий Кандинский ($25,7 млн) и Алексей Явленский ($12,9 млн), отражает сочетание редкости их работ и высокого уровня конкуренции на торгах. Интересно, что продажа всего 14 лотов Кандинского позволила автору занять второе место (опять же после Ротко) в рейтинге средней стоимости работ с результатом $1,8 млн (правда, в отчетном сезоне — со значительным отрывом).
Совокупная капитализация топ-10 художников составила $152,9 млн, что эквивалентно 78,5 % от общего объема продаж русских художников за год на зарубежных аукционах. Это свидетельствует о значительной концентрации спроса на работы ведущих мастеров. Важно отметить, что доминирование Шагала, как представителя массового сегмента, уравновешивает элитарность предложений Ротко и Кандинского, создавая гармоничный баланс на рынке.
В 2024 году США вновь подтвердили статус главного рынка для русского искусства: здесь было продано 1 690 лотов на общую сумму $107,2 млн (55,5 % от общего объёма продаж); в равной степени американский рынок поделен между ценителями дорогих художников-космополитов и любителями «русской глубинки» из редеющих собраний эмигрантов. Именно под влиянием последнего фактора средняя стоимость проданных работ в США составила всего $63,5 тыс., уступив Великобритании, где этот показатель достиг $188,4 тыс.
На втором месте оказался Китай (включая Гонконг), где было продано лишь 17 лотов, однако их общая стоимость составила $36,1 млн, или 18,7 % мирового рынка. Франция, занявшая четвёртую позицию, стала ярким примером массового интереса европейского покупателя к искусству первой половины XX века, в котором привлекает прежде всего историко-культурный (возраст и история создания), а не национальный (происхождение авторов) аспект: 937 проданных лотов с общей суммой $22,7 млн, что составляет 11,7 % от рынка. Однако средняя стоимость работ здесь оказалась одной из самых низких — $24,2 тыс., что подчеркивает ориентацию покупателей на доступные произведения.
Неожиданно активность продемонстрировали Австрия и Дания, увеличившие свои доли в общем объеме рынка русского искусства, пусть их объемы продаж и остались скромными. О роли Швейцарии как нового «окна в арт-Европу» для последней волны эмигрантов мы говорили выше.
Переходя от стран к именам продавцов, отметим, что, возможно, мы переживаем последние годы, когда четко разделяем эти две категории: уже сегодня ведущие дома представлены в десятках регионов, а наиболее значимые торги одновременно проводят в 4-5 странах.
Sotheby’s и Christie’s, традиционные лидеры мирового аукционного рынка, продолжают удерживать свои позиции и в сегменте русского искусства. Sotheby’s занимает первое место с общей суммой продаж $102,6 млн, что составляет почти половину всего рынка ($55,5 %). Следом идёт Christie’s с $56,3 млн, что эквивалентно 30,4 %. Оба аукционных дома обеспечили высокую среднюю стоимость проданных лотов: $498 тыс. и $153 тыс. соответственно.
На третьей строчке расположился швейцарский аукцион Galerie Kornfeld, который сумел добиться значительного успеха (все продано!) благодаря продажам на $8,0 млн при всего 20 реализованных лотах. Возобновившие работу с русским искусством Bonhams и MacDougall’s начали «перезагрузку» с более широкого, чем прежде, спектра покупателей, предлагая более доступное искусство. Phillips, ориентирующийся преимущественно на современное искусство, несмотря на многовекторность географии площадок продаж, занял лишь 7-ю строчку: западные коллекционеры ценят русское искусство, но современных художников, увы, массово не признают.
Выводы:
2024 год для международного рынка русского искусства ознаменовался заметным снижением основных показателей по сравнению с 2023 годом: в объеме продаж — на 39 %, в доле авторов проданных работ от выставленных на торги — с 69 % до 39 %. Это в целом отражает тенденции глобального арт-рынка и художников из всех стран, однако в «нашем» случае присутствуют несколько цифр, которые не позволяют нам благодушествовать.
К сожалению, значительное увеличение средней разницы между эстимейтом и ценой молотка (+590 %), свидетельствует не столько о росте конкуренции за высококачественные произведения (произведения с наибольшим превышением эстимейтов — как раз малозначимые и порой с сомнительной репутацией), сколько о возврате спекулятивных операций с русским искусством, затихших с началом пандемии. Второй «успешный» показатель — расширение географии аукционов (с 11 до 13 стран) и рост числа аукционных домов (+59 %). Рост обоих параметров вроде бы возник на фоне потепления отношения к России на внешнеполитической арене или как минимум был реакцией на снижение антироссийской истерии на Западе. Однако большинство аукционных домов, возобновивших торговлю русским искусством (либо впервые подключившихся к таковой), по итогам 2024 года явили ту самую статистику с заоблачными (+1000 % и более) превышениями эстимейтов.
Как бы ни повторить русскому искусству удивительный период завышенных ожиданий и спекулятивных цен 2006–2008 годов, после которого западный рынок отряхивался без малого пять лет, а внутрироссийский — вплоть до 2022 года. Пока же основной вывод будет из разряда «хотели — получите»: мы полноценно идем в ногу с международным арт-рынком. Он снижается — и мы вслед за ним. Осталось научиться вместе выбираться наверх.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250117_RusSales_World.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250117_RusSales_World.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.









