Главные события российского арт-рынка — 2024. Часть 2
AI выделяет 20 событий, определивших лицо уходящего года на рынке искусства
В завершающей части статьи мы предлагаем вторую десятку самых значимых событий российской экосистемы искусства, которые могут оказать влияние на развитие внутреннего рынка:
11. Определены бюджетные ассигнования на культуру в 2025–2027 годах
В пояснительной записке к проекту федерального бюджета РФ, опубликованной в сентябре 2024 года, указано, что «на программу «Развитие культуры» в 2025-м будет выделено 207 млрд рублей, а на программу «Культура, кинематография» — 233 млрд рублей». Пусть документ и не раскрыл различий между программами с похожими названиями, главная новость в другом: суммы ассигнований будут из года в год увеличиваться — и к 2027-му покажут прирост в +27 % и +25 % соответственно. Постараемся к тому времени разобраться, в чем отличие «просто культуры» от «культуры и кинематографии».
12. «Филонов»: в главной роли — нейросеть
Для российского документального фильма «Филонов», вышедшего в ограниченный прокат осенью 2024 года, визуальный образ художника был создан с помощью технологии deepfake (с англ. — искусная подделка). Павел Николаевич не только смотрит с экрана на потомков, но и говорит: в алгоритм нейросети были заложены не только фотографии художника, но и голос, сохраненный фонографом. И пусть самого Филонова в фильме мало (в основном об авторе рассказывают известные искусствоведы и музейные сотрудники), его нейро-двойник успевает сообщить потомкам главное — желание художника видеть свои работы не в частных коллекциях, а в собрании Русского музея. Младшая сестра художника Евдокия Николаевна Глебова после смерти брата и его жены, Е. А. Серебряковой, уезжая в 1942 году из блокадного Ленинграда в эвакуацию, передала произведения П. Н. Филонова в Русский музей на временное хранение. По возвращении бережно хранила их у себя. Вторично Е. Н. Глебова передала наследие Филонова в Русский музей в 1960 году. В 1977 году принесла в дар музею 300 произведений живописи и графики, а незадолго до смерти завещала еще 15 работ.
В фильме все цитаты Филонова взяты из его дневников и документально точны, поэтому остается лишь досадовать и негодовать, видя, как в сотый раз нарушается воля автора, а произведения Павла Филонова расходятся по частным коллекциям во всем мире.
13. Заложен филиал Русского музея в Когалыме
Новость о грядущем открытии регионального филиала одной из крупнейших российских институций мы не могли обойти вниманием — пусть даже из конкретных действий в наличии имеется лишь заложенный на месте будущего строительства камень и решение о выделении бюджетных ассигнований. Тем не менее региональное развитие рынка искусства должно начинаться именно с музеев — с приобщения аудитории к истории художественного творчества как процесса (практика недружественных, но последовательных в этом вопросе США подтверждает это историческим примером). К другому процессу — формированию коллекции через осознанную покупку искусства — без музейной поддержки иначе прийти невозможно.
14. Эрмитаж объявил о смене партнерской парадигмы
В отечественных музеях имеется четкое разделение: пока Русский музей осваивает российскую глубинку, Эрмитаж фокусирует внимание на зарубежных площадках. До 2022 года международные филиалы в Амстердаме и Венеции имели статус «музеев-спутников», но утратили его ввиду политических причин (главное — что вернули более 700 работ!). Развивать партнерство Эрмитаж нынче планирует с музеями из стран Ближнего Востока и азиатского региона — например, с институциями из Омана и Армении, связанными с РФ как дружественными, так и коммерческими отношениями. Теперь укреплению этих отношений будет помогать искусство. Вот только стоило ли категорично заявлять, что программа «музеев-спутников» себя не оправдала, а будущее — за «партнерскими музеями»? Ведь, по сути, это те же залы, а юридические тонкости посетителей не интересуют.
15. Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Как мы знаем от великого (без иронии!) хозяйственника В. И. Немировича-Данченко, театр начинается с вешалки. Следуя это логике, музей должен начинаться с внятной кураторской концепции или удобного интерфейса при покупке билета онлайн. Однако руководство ГМИИ им. А. С. Пушкина решило начать ребрендинг вверенной ему институции с изменения ее фирменного стиля. Согласно музейному пресс-релизу, известный всему миру на протяжении десятилетий фирменный знак (как часть визуальных коммуникаций) был «упрощен и стал более привлекательным и понятным» зрителю (дизайнеры заменили стилизованное изображение здания музея запутанной и неочевидной монограммой из букв П и М, что должно отсылать к расхожему названию «Пушкинский музей»). В результате на ГМИИ обрушился шквал критики от профильных (и других) СМИ и блогеров-искусствоведов, обсуждавших дизайн. Разделяя основные претензии, высказанные неравнодушными людьми (а не откровенными злопыхателями), мы все же предлагаем дождаться заявленных программных изменений в деятельности музея, которых коснулся (или коснется) ребрендинг, и сопоставить их с цифрами посещаемости в 2025 году. И, если музей соберет и поведет за собой новую увлеченную аудиторию, будем готовы признать: главное в арт-маркетинге — не выразительность фирменной символики и формулирование ценностей музея, а необъяснимая, волшебная сила искусства.
16. Cosmoscow — 2024: сплю на новом месте…
Главная ярмарка современного искусства страны, Cosmoscow, в минувшем сезоне снова переехала. В 2023-м она сменила Гостиный двор (в пределах Бульварного кольца) на «Экспоцентр» (в пределах Третьего транспортного кольца), а осенью 2024-го еще более удалилась от географического центра Москвы — в «Тимирязев Центр» (за Третьим кольцом, читай: в пределах МКАД). И прошла не в середине сентября, а в конце октября — с явной претензией объединить и тех коллекционеров, кто не сможет попасть на парижские и майамские Art Basel, и покупателей, выбирающих новогодние подарки. Плюс ко всему Cosmoscow (подобно ГМИИ) сменила фирменный стиль — сделав его более «молодежным». Друзья ярмарки, равно как и ее недоброжелатели, с оценками не спешили — дожидались итогов проведения. Как оказалось, переезд и «хипстерский» дизайн пошли Cosmoscow на пользу: согласно итоговому релизу, 2024-й стал самым успешным годом по объемам продаж для галерей-участниц за всю историю ярмарки.
17. Мосбиржа разместила ЦФА на произведение современного искусства
В октябре СМИ массово написали о «размещении на платформе Московской биржи первых цифровых финансовых активов (ЦФА) на произведение современного искусства — работу Юрия Злотникова 1957 года из одноименной серии». Как позже выяснилось, речь шла о банальном NFT с неустановленной привязкой цифровой копии к физическому оригиналу; впрочем, прецедент заслужил отдельного материала на нашем ресурсе. Тем не менее остается нерешенным вопрос относительно участия в процессе Московской биржи: то ли она смотрит в будущее (предполагая, вслед за нами, расцвет долевых вложений лет этак через 10), то ли безнадежно задержалась в прошлом (рассчитывая заработать на токенизации — эмиссии цифровых активов — в сегодняшнем правовом поле).
18. Открылся новый корпус ГТГ
Одним из самых долгожданных художественных событий 2024 года стал запуск в эксплуатацию нового корпуса ГТГ на Кадашевской набережной. Строительство, длившееся без малого 30 лет (включая как работы по возведению здания, так и простои), завершилось открытием самой современной из государственных выставочных площадок. Номинально новый корпус открылся майской конференцией «Интермузей»; полностью же оценить экспозиционные возможности посетители смогли в конце октября — когда открылась выставка «Передвижники», выделяемая многими специалистами среди главных художественных событий года. Скорее всего, с уходом на плановый ремонт Новой Третьяковки на Крымском Валу в 2025 году, «корпус в Кадашах» (обратим внимание, что ГТГ сразу применило к зданию устоявшееся «народное» название) примет основную выставочную нагрузку по части искусства XX века. Главное — чтобы при переезде ничего внепланово не потерялось.
19. Старые-новые лица вторичного рынка искусства
Мы всегда рады приветствовать на рынке новых игроков, чья работа не только улучшает статистические показатели продаж, но и повышает конкуренцию между существующими функционерами — другими словами, общими усилиями рынок искусства растет и развивается. В 2024 году к восьми продавцами искусства добавилось целых два (между прочим, +20 % рынка): «Московский аукционный дом» (филиал петербургского аукциона антиквариата) и «АукциON» (канал публичных продаж галеристов Ольги и Сергея Поповых). Оба продавца стартовали с определенных статистических рекордов: «МАД» продал все выставленные в 2024 году 703 лота (как говорится, без комментариев! — мы такое уже видели), а чета Поповых первым же декабрьским аукционом показала самые высокие совокупные сборы среди всех «дебютантов» в истории отечественного арт-рынка ($446 тыс.). Подробнее о вкладе тех и других в статистику 2024 года — на нашем сайте в ближайшее время, в аналитике AI по итогам сезона в цифрах.
20. Завершилась реставрация двух знаковых шедевров русского искусства
Под конец года практически одновременно к зрителям вернулись «Последний день Помпеи» Карла Брюллова и «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина (интересно, что при всей «знаковости», в народном обиходе данные полотна называют чаще всего с ошибками). «Последний день Помпеи» (принадлежит ГРМ) прямиком отправился в Михайловский дворец на ретроспективную выставку, посвященную 225-летию со дня рождения Карла Брюллова; «Иван Грозный» вновь занял место в родной ГТГ — будем надеяться, что теперь картина, не раз подвергавшаяся нападениям психически неуравновешенных людей, впервые почти за полтора века своей жизни надежно защищена от вандалов. По счастью, на Западе к 2025-му большинство вандалов — как идейных, так и дотационных — уже успокоила Фемида, снявшая повязку после выборов в США. В России же у искусства другие заступники: здесь на страже стоят технические новшества нового корпуса Третьяковки, избирательная оцифровка, всеобщая токенизация, всемогущие нейросети и простой гранитный камень, заложенный в Когалыме.
С наступившим 2025 годом, друзья!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20250110_ArtMarket_Rus_2.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20250110_ArtMarket_Rus_2.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.