Живописец, график, сценограф, теоретик искусства
Из семьи служащего. Детство провел в Оренбурге, где окончил классическую гимназию. В 1909 посещал студию К. Ф. Юона и И. О. Дудина в Москве. Недолгое время учился в МУЖВЗ (1909–1910) в классе С. В. Иванова. Продолжил образование в Художественной школе В. Н. Званцевой в Петербурге (1910–1914) у М. В. Добужинского, К. С. Петрова-Водкина, Л. С. Бакста. В 1916–1917 служил в армии.
После Октябрьской революции жил в Оренбурге. Работал в студии Главполитпросвета. Читал лекции по истории искусства. Занимался оформлением парадов, демонстраций, праздников; создавал проекты оформления клубов, в частности Дома Культуры Оренбургского шлако-пропиточного завода.
С 1920-х в качестве художника-исполнителя работал для Оренбургского городского театра: участвовал в оформлении спектаклей «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. А. Тренева. В 1933–1934 создавал эскизы костюмов и декораций для Передвижной оперы Федора Вазерского. Выполнял театральные афиши, участвовал в оформлении цирковых и эстрадных представлений в Оренбурге (1920-е — 1932).
В 1935 переехал в Алма-Ату. В 1935–1962 — художник в Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая, для которого оформил постановки: «Князь Игорь» А. П. Бородина (1935), «Тоска» Дж. Пуччини (1936), «Аида» Дж. Верди (1936), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1938), «Кармен» Ж. Бизе (1938) и другие.
Параллельно с деятельностью сценографа занимался станковой живописью и графикой. Создавал абстрактные, полуфигуративные и фигуративные композиции; выработал собственный стиль, близкий сюрреализму, для которого характерны экспрессия, яркость цветов, четкий линейный рисунок. Часто использовал подручные средства, рисовал на обрывках, географических картах, оберточной бумаге. Занимался офортом, монотипией. Автор живописных работ: «Деревья» (1909), «Красные кони» (1911), «В цирке» (1924), «Похищение Европы» (1928), «Железнодорожная станция» (1930), «Фантастический пейзаж с красными скалами» (1938), «В парке» (1944), «Фонари у театра» (1945), «У садовой решетки» (1946), «Ипподром» (1948), «Уличный фонарь. Вечерний пейзаж» (1949), «Водный бассейн» (1950), «На молодежной спартакиаде» (1951), «Ущелье по дороге в Медео» (1952), «Серенада» (1959), «Аллегория» (1964) и других. Выполнил графические серии «Величественные портреты», «Лунный джаз», «Прогулка в пустыне» (все — 1940-е).
С 1920 — участник выставок (1-я государственная выставка работ оренбургских художников). Экспонировался на 1-й и 4-й государственных выставках картин (1921, 1932), выставках картин Оренбургского филиала АХРР — АХР (1926, 1931) в Оренбурге, общества «Жар-цвет» (1925) в Москве, «Художники Узбекской, Киргизской, Казахской ССР» в Москве и Ленинграде (1941), «40 лет Советского Казахстана» в Алма-Ате (1961) и других. Провел персональные выставки в Алма-Ате (1941, 1943).
Умер в психиатрической больнице.
Оставил значительное литературное наследие (воспоминания, переписка, сочинения по теории живописи).
Мемориальные выставки художника прошли в Алма-Ате (1968, 1971, 1989, 1991, 2001), Санкт-Петербурге (2003), Москве (2006).
Описан под своей настоящей фамилией в романе Ю. О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» (1978).
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Оренбургском областном музее изобразительных искусств. Наиболее значительной коллекцией работ художника обладает Государственный музей искусств республики Казахстан им. А. Кастеева в Алма-Ате.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе