1889–1942
Иллюстратор, карикатурист, теоретик графики, искусствовед
Отец будущего художника служил директором Публичной библиотеки, был профессором философии; брат стал театральным режиссером. По материнской линии родственником Радлову приходился М. А. Врубель. Радлов вырос в атмосфере почитания искусства и любви к художеству.
Учился на историко-филологическом отделении Петербургского университета, которое и окончил в 1911. Из университета вынес знание нескольких иностранных языков и способность к теоретизированию. Одновременно обучался в Академии художеств у Д. Н. Кардовского и Е. Лансере.
От школы Кардовского Радлов перенял своеобразный неоакадемизм и близость к «Миру искусства», хотя и не стал его ортодоксальным сторонником. В своих теоретических трудах 1910-х («О футуризме и “Мире искусства”», «Современная русская графика и рисунок» 1913, «Современная русская графика» 1916, «Русская книжная графика» 1919 и т. д.) художник высказал свои взгляды на графику, сблизив футуризм с передвижничеством по критерию их одинаковой чуждости искусству.
Свои теоретические статьи и монографии о художниках Радлов публиковал в журналах «Аполлон», «Мир искусства», «Аргус» начиная с 1912. В «Аполлоне» вел рубрику «Художественные вести с Запада».
С 1913 рисовал карикатуры в журнале «Новый Сатирикон», иллюстрировал книги. Разработал теорию иллюстрации, по которой причислял иллюстрацию к станковой живописи, но считал, что в книге она должна подчиняться стилистике текста, без тональной разукрашенности.
Радлов писал маслом и акварелью, работал в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета. В 1916 посещал вместе с М. М. Бахтиным кружок Omphalos.
После революции к активной творческой деятельности Радлова добавилась деятельность общественная. В 1917 вместе с Кардовским и его учениками А. Е. Яковлевым и В. И. Шухаевым художник создал Петроградское объединение «Цех живописцев святого Луки». В 1919 стал профессором Института истории искусств, где читал курс лекций по западноевропейскому искусству. С 1923 по 1937 преподавал рисунок во Вхутемасе — ИЖСА.
Написал теоретические работы «От Репина до Григорьева. Статьи о русских художниках» (1923), «Графика» (1926) и позже «Рисование с натуры» (1935).
В 1920-х Радлов особенно увлекся сатирической графикой. Стал одним из известнейших карикатуристов страны, сотрудничая в юмористических и детских журналах Москвы и Ленинграда («Бегемот», «Смехач», «Еж», «Чиж», «Крокодил», «Литературный Ленинград», «Красная газета», «Мухомор», «Дрезина»).
Тогда же выпустил свои самые веселые графические серии: дружеские шаржи на А. Н. Толстого, Д. Д. Шостаковича, В. Э. Мейерхольда, М. С. Шагинян, К. И. Чуковского и прочих деятелей искусства. Вышли сборники Радлова «Воображаемые портреты» (1933, юмористические портреты ленинградских писателей); «Веселые проекты» (1928) и «Счастливые идеи» (1931), которые художник выполнил вместе с М. Зощенко. Для карикатур Радлова характерно остроумное и доброжелательное отношение к моделям.
В области иллюстрации Радлов значительно отошел от собственных дореволюционных теоретических схем. Одной из первых работ художника в этой сфере стало создание шрифта для обложки поэмы «Двенадцать» А. А. Блока (с иллюстрациями Ю. П. Анненкова).
Основные же иллюстрации Радлова созданы в 1930-х, с использованием тона. Цвет и индивидуальный декоративный рисунок особенно интересно Радлов использовал в иллюстрациях к детским книгам («Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Цветик-семицветик» В. Катаева, книжки К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова и т. д.). Иллюстрировал «Дьяволиаду» М. Булгакова, книги О. Д. Форш, В. Я. Шишкова. Оформлял произведения зарубежных авторов — У. Шекспира, О. де Бальзака, А. Франса, Джерома К. Джерома.
Иллюстрации Радлова всегда разнятся по стилю, поскольку призвание художника, по убеждению художника, состояло в постоянном поиске. Мастер считал, что, чтобы вложить в иллюстрацию содержание, в идеале надо абсолютно владеть всякой формой.
Альбом Радлова о животных «Рассказы в картинках», созданный при участии Д. Хармса, в 1937 на Международном конкурсе детской книги в США завоевал вторую премию, а потом неоднократно переиздавался и в СССР, и за рубежом.
После этого Радлов по приглашению Союза советских художников поселился в Москве, где встал во главе графической секции МОСХа, руководил его Правлением. В звании профессора преподавал во МГХИ.
С началом Великой Отечественной войны Радлов инициировал организацию «Окон ТАСС» и сам выполнил для них около 40 плакатов — например, «Плоды фашистского просвещения», «К вопросу о питании в фашистской Германии». Публиковался в журнале «Фронтовой юмор». От мягкости прежних карикатур здесь не осталось и следа. Эти патриотические плакаты отличались остротой и ненавистью к врагу.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе