Цех живописцев святого Луки
1917–1918, Петроград
Мастера (члены): Д. Н. Кардовский, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев.
Подмастерья (кандидаты): Б. Ф. Коварский, В. Н. Мешков, Н. Э. Радлов, Н. В. Ремизов (Ре-Ми), М. Э. Фохт.
Группа художников, возникшая по инициативе Д. Н. Кардовского, В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева, которые своей задачей ставили возрождение профессиональных традиций старых мастеров. Официально оформлена не была.
Выбранное название — реминисценция европейских гильдий св. Луки (цеховые объединения художников Северной Европы XV — XVII веков), а также знаменитой римской Академии св. Луки. Евангелист Лука — патрон живописцев, которому, по легенде, принадлежит первое изображение Девы Марии с Младенцем.
В основе преподавания лежала методика Д. Н. Кардовского, построенная на тщательном изучении рисунка; Кардовский требовал от учеников «безукоризненного владения линией, четкости в проработке отдельных форм, любви к детали, законченности произведения». Организационная структура повторяла средневековую цеховую систему: мастер — подмастерье — ученик; работу предполагалось строить на строгой дисциплине и подчинении художественной воле «главного мастера».
Первое собрание объединения состоялось 17 апреля 1918. Н. Э. Радлов выступил с программным докладом: «О целях и средствах живописного искусства», который впоследствии был опубликован в журнале «Аполлон» (1917, № 8–10): «Мы считаем организуемое нами общество единственным, построенным на общности искусствопонимания его участников… Говоря о нашем искусствопонимании, мы не намерены удивлять кого-либо чем-либо новым. Мы не открыватели новых течений и не изобретатели новых “измов”. Наше искусствопонимание не является одним из возможных новых взглядов на искусство, ищущим своих прав наряду с существующими… Результатом и целью живописного творчества является картина… Две задачи обозначаются перед нами: практическое осуществление целей живописи, то есть создание абсолютных художественных ценностей, и для достижения этого наше совершенствование и подготовка других художников к усвоению живописной грамотности».
Участники планировали создать товарищество на паях, организовать издательство, клуб, мастерскую по производству художественных красок; устраивать лекции, проводить диспуты. Однако программа не была реализована; в 1918 Общество прекратило существование.
Источники:
1. Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной жизни Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 24. М., 1988. С. 350, 358.
2. Радлов Н. Э. Цех Святого Луки // Аполлон, 1917, №№8–10. С. 61–97, 92.
3. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 333–335.