Цех живописцев святого Луки

1917–1918, Петроград

Мастера (члены): Д. Н. Кардовский, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев.

Подмастерья (кандидаты): Б. Ф. Коварский, В. Н. Мешков, Н. Э. Радлов, Н. В. Ремизов (Ре-Ми), М. Э. Фохт.

Группа художников, возникшая по инициативе Д. Н. Кардовского, В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева, которые своей задачей ставили возрождение профессиональных традиций старых мастеров. Официально оформлена не была.

Выбранное название — реминисценция европейских гильдий св. Луки (цеховые объединения художников Северной Европы XV — XVII веков), а также знаменитой римской Академии св. Луки. Евангелист Лука — патрон живописцев, которому, по легенде, принадлежит первое изображение Девы Марии с Младенцем.

В основе преподавания лежала методика Д. Н. Кардовского, построенная на тщательном изучении рисунка; Кардовский требовал от учеников «безукоризненного владения линией, четкости в проработке отдельных форм, любви к детали, законченности произведения». Организационная структура повторяла средневековую цеховую систему: мастер — подмастерье — ученик; работу предполагалось строить на строгой дисциплине и подчинении художественной воле «главного мастера».

Первое собрание объединения состоялось 17 апреля 1918. Н. Э. Радлов выступил с программным докладом: «О целях и средствах живописного искусства», который впоследствии был опубликован в журнале «Аполлон» (1917, № 8–10): «Мы считаем организуемое нами общество единственным, построенным на общности искусствопонимания его участников… Говоря о нашем искусствопонимании, мы не намерены удивлять кого-либо чем-либо новым. Мы не открыватели новых течений и не изобретатели новых “измов”. Наше искусствопонимание не является одним из возможных новых взглядов на искусство, ищущим своих прав наряду с существующими… Результатом и целью живописного творчества является картина… Две задачи обозначаются перед нами: практическое осуществление целей живописи, то есть создание абсолютных художественных ценностей, и для достижения этого наше совершенствование и подготовка других художников к усвоению живописной грамотности».

Участники планировали создать товарищество на паях, организовать издательство, клуб, мастерскую по производству художественных красок; устраивать лекции, проводить диспуты. Однако программа не была реализована; в 1918 Общество прекратило существование.

Источники:

1. Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной жизни Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 24. М., 1988. С. 350, 358.
2. Радлов Н. Э. Цех Святого Луки // Аполлон, 1917, №№8–10. С. 61–97, 92.
3. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 333–335.

БУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) Без названия (Морской пейзаж с маяком). 1958
Текущая ставка
5 500 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
ЦЕЛКОВ Олег Николаевич (1934) Ваза (малая). 2010
Текущая ставка
5 500 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
ДЕЙНЕКО Ольга Константиновна (1897–1970) В метро. Этюд. 1954
Текущая ставка
200 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 03.09.2019 Открыты 294-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это семь живописных работ, семь листов оригинальной графики, три работы в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна работа в технике фотопечати на металле
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх