1892–1942
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Данько-Алексеенко, Олексеенко
ВСЕ РАБОТЫ 20
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Скульптор, художник декоративно-прикладного искусства
Из семьи железнодорожного служащего и революционного деятеля Я. А. Данько, сестра художницы Е. Я. Данько. Училась в Центральном Строгановском училище технического рисования (1900–1902), городской художественной школе-студии Я. Янсона в Вильно, брала частные уроки в петербургских мастерских М. Л. Диллон и Л. В. Шервуда (1908).
Жила в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). В 1909–1914 работала в скульптурной мастерской В. В. Кузнецова, где участвовала в выполнении скульптурных работ для построек Петербурга (Городского училищного дома им. Петра Великого, Азовско-Донского коммерческого банка, особняков С. С. Абамелек-Лазарева и А. А. Половцева), Москвы (дома С. А. Щербатова) и Киева. В 1910–1911 совместно с Кузнецовым создала рельефы и фигуры для павильонов России на Всемирной выставке в Риме (1911) и Международной выставке в Турине (1911).
С 1914 — скульптор Императорского фарфорового завода (Государственного фарфорового завода — Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова), с 1919 — заведующая скульптурной мастерской завода, с 1925 — ответственная за экспорт художественного фарфора в Европу и Америку. По эскизам В. В. Кузнецова создала вазу «Амур на дельфине» (1917), фигуры «Дама с розой» (1915–1916), «Дама с попугаем» (1916); по эскизу Е. Е. Лансере — декоративную вазу и композицию «Хоровод» (1915) для настольного украшения столового сервиза. Первая самостоятельная работа — серия «Пляшущие бабы» (1916–1917).
Участвовала в реализации плана монументальной пропаганды, по которому выполнила бюст просветителя Н. И. Новикова и пласт «Декабристы» (1918–1919, бисквит).
Один из наиболее значительных мастеров «агитационного фарфора». Автор изделий мелкой фарфоровой пластики (отдельных фигур и скульптурных групп): «Партизан в походе (Красноармеец)» (1919), «Милиционерка» (1920), «Матрос со знаменем» (1921), «Работница, вышивающая знамя» (1921), шахмат «Красные и белые» (1922), «НЭП (Шансоньетка)» (1922), «Гадалка» (1922), «Работница, говорящая речь (Женщина-агитатор)» (1923), «Пятилетие Красной Армии» (1923), «Комсомолка с мячом и футболист» (1925), «Десятилетие Красной Армии» (1927), «Строители» (1927), «Прачка» (1927), «Трусиха» (1927), «Жница» (1929), «Рабфаковцы (Активисты)» (1930), «Готовы к обороне» (1932), «Ликбез» (1932), «Спец — бюрократ» (1933), «Физкультурницы» (1933, чернильница), «Колхозный молодняк» (1934), «Туркменский всадник» (1936), «Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана» (1936, письменный прибор), «Папанинцы на льдине» (1938), «Узбечка с плодами» (1939, корпус для часов).
Выполняла портреты деятелей культуры — В. Ф. Нижинского (1920), А. А. Ахматовой (1924), А. Я. Головина (1925, медальон, бисквит), А. П. Павловой (1931–1932), З. Н. Райх (1935), В. Э. Мейерхольда (1935), Е. А. Данько (1935); автор фигур «Гирей», «Мария» и «Зарема» по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1923), чернильницы «А. С. Пушкин за работой» (1937), серии «Артисты Ленинградского театра комедии в спектакле “Двенадцатая ночь” У. Шекспира» (1939). Разрабатывала формы кружек («Молоко», «Славянка», «Чай»), солонок, сахарниц, кувшинов, подсвечников, курительных трубок («Восток и Запад», «Грустная и веселая», «Старик и девушка», «Турок»), ручек и набалдашников для зонтов («Морское чудо», «Одалиска», «Птица»), пепельниц, пудрениц («Обыватель»), флаконов для духов («Одалиска»), пробок («Нэпманка», «Кулак», «Бюрократка»). Росписью предметов занимались сестра, Е. Я. Данько, В. Ф. Рукавишникова, М. А. Брянцева, Т. С. Зайденберг, А. В. Воробьевский и другие.
Занималась поиском возможностей практического использования фарфора в строительстве и архитектуре. Руководила исполнением фарфоровых рельефов на тему «Музыка и танцы народов СССР» для станции «Площадь Свердлова» (1936–1937) и фарфоровых капителей для ониксовых колонн станции «Киевская» Филёвской линии (1936) Московского метрополитена; автор полихромных скульптурных медальонов на фасаде Северного речного вокзала на канале им. Москвы (1937).
С 1919 — участница выставок (Выставка изделий Государственного фарфорового завода, национальной Петергофской гранильной фабрики и Шатра смальт в Петрограде). Экспонировала свои работы на выставках: 1-й выставке скульптуры (1922), Общины художников (1922), Всероссийской выставке художественной промышленности (1923), русского фарфора (1927), 1-й общегородской выставке изобразительных искусств (1930), «Художники РСФСР за XV лет» (1932), 1-й выставке ленинградских художников (1935), «Русский художественный фарфор» (1937) в Петрограде (Ленинграде); Юбилейной выставке искусства народов СССР (1927), произведений революционной и советской тематики (1930), Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» (1939), лучших произведений советских художников (1941) в Москве. Провела персональные выставки в Ленинграде (1929, к 15-летию творческой деятельности) и Москве (1934, к 20-летию творческой деятельности).
Участница многих международных выставок и выставок советского искусства за рубежом: в Кенигсберге, Милане (1920), Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине, Венеции, Копенгагене, Париже, Ревеле, Лондоне (1922), Стокгольме (1923), Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925; большая золотая медаль), Лионе (1926), Международной выставки художественной промышленности и декоративных искусств в Монца-Милане (1927; диплом и золотая медаль), Риге, Вене, Праге, Нью-Йорке (1928), Всемирных выставок в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939).
В годы Великой Отечественной войны находилась в блокадном Ленинграде, в конце февраля 1942 вместе с сестрой и матерью была эвакуирована в Ирбит. Похоронена в Ирбите.
Посмертные выставки произведений прошли в Ирбите (1942), Ленинграде — Санкт-Петербурге (1946, 1992 — совместная сестер Н. Я. и Е. Я. Данько), Москве (1992, совместно с А. В. Щекатихиной-Потоцкой).
Творчество представлено в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственном музее керамики и усадьбе «Кусково» XVIII века, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Источники:
1. Левшенков В. В. Творчество сестер Н. Я. и Е. Я. Данько. СПб., 2012.
2. Строгановка. Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище. 1825–1918. Биографический словарь. М., 2007, т. 2. С. 133.
3. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3. С. 293–294.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе