1844–1930
ВСЕ РАБОТЫ 626
Индекс Artist’s ARTIMX
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, скульптор.
Родился в семье военного поселянина. Первоначальное образование получил в школе топографов при Корпусе топографов Украинского военного поселения в Чугуеве. В 1858–1859 брал частные уроки живописи у И. М. Бунакова. В ноябре 1863 приехал в Петербург, в течение двух месяцев посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского. В январе 1864 поступил в ИАХ, сначала в качестве вольнослушающего, с сентября 1864 — постоянного ученика у Крамского. Помимо живописного класса посещал также занятия в скульптурном классе.
За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1865 — малую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян», в 1866 — малую серебряную медаль за рисунок, в 1867 — малую и две большие серебряные медали за рисунок и этюды, в 1868 — малую золотую медаль за программу «Иов и его друзья», а также денежную премию за эскиз «Распятие». В 1871 был удостоен большой золотой медали за программу «Воскрешение дочери Иаира», выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки сроком на шесть лет.
Во время учебы сблизился с членами Санкт-Петербургской Артели художников и художественным критиком В. В. Стасовым. В 1870 совершил путешествие по Волге, представив на академической выставке того же года эскизы, этюды и альбомы с рисунками. Получив за них денежное пособие от Академии, приступил к работе над картиной «Бурлаки на Волге», которая была показана на выставке в залах Академии 1872, отмечена золотой медалью М.-Л.-Э. Виже-Лебрен «за экспрессию» и принесла художнику известность.
В 1873 в качестве пенсионера ИАХ отправился за границу. Посетив Неаполь, Рим, Венецию и Флоренцию, поселился в Париже. В 1875 экспонировал свои работы в парижском Салоне. В 1876 возвратился в Петербург раньше окончания пенсионерского срока. В том же году был удостоен звания академика за картину «Садко», выполненную во Франции.
С 1874 стал участвовать в выставках ТПХВ, член Товарищества с 1878. Представил на выставках объединения такие произведения, как «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891), «Арест пропагандиста» (1892) и другие. В 1880-х — 1890-х много работал в области книжной иллюстрации. В 1891–1892 в Петербурге и Москве прошли персональные выставки художника.
Занимался преподавательской деятельностью. С 1892 — профессор, с 1893 — действительный член ИАХ. В 1894–1907 преподавал в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, в 1898–1898 — ректор ВХУ. Среди его учеников — Б. М. Кустодиев, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, И. С. Куликов, И. И. Бродский, И. Э. Браз, Д. Н. Кардовский, И. Э. Грабарь. Вместе с учениками (Кустодиевым и Куликовым) создал монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901–1903). Помимо ИАХ вел живопись и рисунок в школах княгини М. К. Тенишевой в Петербурге (1897–1899) и Смоленске (1895–1899).
В 1900 поселился в финском курортном поселке Куоккала, в усадьбе второй жены, писательницы Н. Б. Нордман-Северовой. В мае 1918 оказался отрезанным от России русско-финской границей, фактически оказавшись в эмиграции. Дважды отвергал возможность возвращения, в 1924 во время празднования своего 80-летия, и в 1926, когда получил предложение правительства вернуться в СССР. Факт эмиграции не повлиял на авторитет и популярность Репина в СССР. В 1924–1925 в Москве и Ленинграде состоялись персональные выставки художника.
Ретроспективная выставка произведений мастера, приуроченная к 150-летию со дня его рождения, прошла в 1994 в Москве.
Репин — выдающийся русский художник, крупнейший мастер реалистического направления в искусстве, виртуозный живописец и рисовальщик. Он проявил себя в различных жанрах, создавал картины на библейские, исторические, бытовые сюжеты, события современной жизни, много работал как портретист.
Ранние ученические работы (1860-е — начало 1870-х) выполнены в академических традициях. С начала 1870-х творчество Репина приобрело отчетливо выраженную демократическую и социальную направленность. Его картины 1870-х — 1880-х посвящены темам крестьянской жизни, революционного движения, поворотным, драматичным моментам русской истории.
Репин — прекрасный мастер живописного и графического портрета, его произведения отличаются глубоким психологизмом, эмоциональностью, жизненностью характеристик (портреты А. Ф. Писемского, 1880; М. П. Мусоргского, Н. И. Пирогова, оба — 1881; П. М. Третьякова, В. В. Стасова, оба — 1883; Л. Н. Толстого, 1887), легкой чувственностью и тонким лиризмом проникнуто полотно «Осенний букет (портрет дочери Веры) «, 1892.
Свои картины Репин писал, как правило, на крупнозернистых холстах широким свободным мазком. Колорит его работ — яркий, насыщенный. В рисунке предпочитал уголь, соус или мел. Творческое наследие мастера огромно и составляет сотни картин и этюдов, тысячи законченных рисунков и беглых набросков. На современном антикварном рынке чаще других встречаются произведения позднего периода (конец 1910-х — 1920-е), большая часть которых была распродана наследниками художника после его смерти.
Творчество Репина представлено во многих музейных и частных собраниях России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства и других. В Репино Ленинградской области (бывш. поселок Куоккала, вновь отошедший к России в 1940) открыт мемориальный музей художника «Пенаты».
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе