Художник недели: Илья Репин
История, ценовые и маркетинговые показатели Ильи Ефимовича Репина, чья живопись выступает энциклопедией общественной жизни и магистральных тенденций в искусстве России второй половины XIX — начала XX века
Годы жизни: 1844–1930
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Илья Ефимович Репин — крупнейший мастер второй половины XIX века, учитель, воспитавший несколько поколений художников (в том числе, и предыдущего героя нашей рубрики, И. Э. Грабаря), и, вероятно, один из наиболее влиятельных живописцев в русской культуре. В своем искусстве Репин стремился в первую очередь осмыслить окружавшую действительность, «олицетворить идеи в правде»1. Живо вовлеченный в общественную жизнь, он стремился последовательно запечатлеть в живописи образ русского народа, его историю и самосознание и в полной мере отразил художественные искания и духовные устремления, характерные для пореформенной России.
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии, в семье военного поселянина. Первые уроки живописи получил в иконописной мастерской И. М. Бунакова (1858–1859), затем несколько лет работал в иконописной артели, переезжавшей с места на место. Побывав в Острогожске и узнав об успехе уроженца тех мест И. Н. Крамского, приехал в Петербург (1863), занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р. К. Жуковского и того же И. Н. Крамского. В 1864 году поступил в Академию художеств. Учился у Ф. А. Бруни и одновременно общался с «бунтовщиками» Санкт-Петербургской артели художников. Находившиеся в концептуальном противостоянии два лагеря, академизм и реализм, каждый по-своему были близки художнику. Репин прекрасно усвоил академическую живописную манеру, но трансформировал ее на пути к большему реализму.
В 1869 году Репин познакомился с идейным вдохновителем русской реалистической школы, влиятельным художественным критиком В. В. Стасовым, и нашел в нем почитателя своего творчества и близкого друга. В 1870 году, в русле популярного в творческих кругах того времени народничества, Репин совершил поездку на Волгу. Тесно общаясь с местными жителями и сопутствуя им в повседневных делах, художник запечатлел их быт во множестве эскизов, впоследствии сформировавших знаменитую картину «Бурлаки на Волге» (1870–1873, ГРМ). Это монументальное полотно принесло Репину славу молодого мастера, который ищет и находит новые варианты развития жанровой картины, попутно увеличивая масштаб народной темы в живописи своего времени.
Стасов писал о ней: «Картину “Бурлаки” я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет — она решительно первая изо всех у нас. Ни одна другая не может сравниться с нею по глубине содержания, по историчности взгляда, по силе и правдивости типов, по интересу пейзажа и внешней обстановки, в связи с действующими лицами; наконец, по своеобразию художественного исполнения. Это хорошо чувствовало не только большинство нашей публики и фельетонистов, писавших о ней в журналах, но и иностранцы, видевшие ее в третьем году в Вене, на всемирной выставке. И английские, и немецкие, и французские художественные критики прямо называли “Бурлаков” — самой примечательной и характерной картиной русского отдела, а по исполнению, по колоритности и блестящему освещению — “самою солнечною картиной” целой всемирной выставки.
И кто же создал такое произведение, красу нашей школы? Юноша, едва сошедший с академической скамьи, едва покончивший классы»2.
Живописец блестяще учился в Академии, завоевал целый ряд наград и в 1871 году получил золотую медаль и право пенсионерской поездки за границу за дипломную работу «Воскрешение дочери Иаира». В 1872 году он женился в первый раз — на дочери академика архитектуры Вере Алексеевне Шевцовой. Семья отправилась в путешествие по Европе, посетила Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь и, наконец, Париж, где Репины задержались на целый год. Пребывание в Европе дало молодому художнику возможность общения с классикой истории искусства. На Репина произвели впечатление Микеланджело, Рембрандт, Веласкес, а вот Рафаэль, к примеру, не показался ему интересным.
Находясь в Париже, Репин испытывал противоречивые чувства. Подогреваемое бытовыми проблемами желание вернуться в Россию, чтобы продолжить линию, начатую «бурлаками», встречалось с интересом к культурной жизни города. Наблюдая за развитием современной французской живописи, Репин, как и многие другие русские художники, с особенным вниманием относился к опыту импрессионистов. Тематический и технический инструментарий этого направления нашел свое отражение в картине «Парижское кафе» (1875, частная коллекция), которую выставили в Салоне 1875 года. Тонко переданные характеры представителей парижской богемы на первом плане соединились с «размытым» импрессионистским видением пространства кафе, и получилась картина, вступающая в прямой диалог с последними тенденциями европейской живописи. С близким знакомством с парижской живописной культурой связана и работа «Садко» (1876, ГРМ), вдохновленная роскошной зрелищностью местной жизни и созданная под впечатлением от аквариумов, которые художник видел в Европе. Холст принес Репину звание академика в Петербурге, куда он вернулся в 1876 году, раньше окончания пенсионерского срока.
Вскоре Репин переехал в Москву. Здесь он завел тесную дружбу с П. М. Третьяковым, ставшим постоянным покупателем его работ. В 1878 году художник стал членом ТПХВ. На конец 1870-х — 1880-е годы пришелся самый бурный расцвет профессиональной карьеры Репина. Живописец путешествовал по стране, переезжал из Москвы в Петербург и обратно, работал над жанровыми и историческими картинами и писал множество портретов. Мастерство портретиста, предполагающее чуткость видения психологических и морфологических качеств модели, желание передать образ портретируемого во всей целостности его социальной роли — все это принесло Репину большую популярность и стало неотъемлемым качеством его искусства.
Репин создавал «срез» общества 1880-х годов. Его влекла жизнь простого народа в своей физиогномической конкретике, в стихийности образов и, конечно, в социально-политическом контексте эпохи — общих надежд на светлое будущее страны, витавших в воздухе. Репин показывал современную Россию через религиозные истоки бытового поведения и житейской психологии ее людей. Эти идеи легли в основу работ «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (1877–1924, галерея в Градец-Карлове, Чехия) и «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883, ГТГ). Каждой картине предшествовала масштабная подготовительная работа, подробная и необыкновенно точная проработка типажей многоликой толпы, движущейся вперед по России.
Так, Репин работал над многими картинами с перфекционистской тщательностью, подолгу продумывая сюжет и детали в многочисленных эскизах. Его жанровые сцены крайне натуроподобны, композиции намеренно выстроены так, чтобы вступать в прямой диалог со зрителем. В исторической живописи художник концентрировался на характерах, уделяя внимание психологическим портретам изображенных, как, например, в «размашистом» многофигурном сюжете «Запорожцы» (1880–1891, ГРМ), так и в сведенной до двух персонажей сцене «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883–1885, ГТГ).
Параллельно с большими полотнами тема исторической судьбы страны, понятой через судьбы отдельных ее героев, разрабатывалась и в таких работах, как «Арест пропагандиста» (1880–1889, ГТГ), «Не ждали» (1884–1888, ГТГ), где новый художественный смысл обрел популярный в живописи 1830–40-х годов интерьерный мотив, превратившийся в декорацию для значительно более серьезного разговора о судьбе революционера. Он же получил свое развитие с позиций христианской мифологии в работе «Перед исповедью» (1879–1885, ГТГ), в которой художник сосредоточился на психологическом аспекте травмы.
С 1892 года Репин активно занимался педагогической деятельностью. В этом году он стал профессором Императорской Академии художеств, а в следующем, 1893-м, был удостоен звания действительного члена Академии. Еще через год началась его карьера в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, которая продлилась до 1907 года. В 1898-м занял пост ректора училища. Помимо Императорской Академии художеств Репин преподавал живопись и рисунок в школах княгини М. К. Тенишевой в Петербурге (1897–1899) и Смоленске (1895–1899). Реалистическая манера живописца оказала известное влияние не только на современников и молодое поколение художников рубежа XIX—XX веков, но и на мастеров социалистического реализма. В числе учеников Репина были В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, И. С. Куликов, И. И. Бродский, И. Э. Браз, Д. Н. Кардовский, И. Э. Грабарь.
Творческий метод и манера художника находились в постоянной эволюции, питались впечатлениями из заграничных путешествий (1883, 1889, 1894, 1900 и проч.) и общением с новейшими течениями в живописи. Познакомившись в 1894 году с Александром Бенуа, в 1899-м Репин начал сотрудничать с журналом «Мир искусства», принял участие в Первой международной выставке (18 января 1899) под эгидой журнала, недолгое время входил в редколлегию издания. Однако достаточно резкая риторика объединения, концептуальное противопоставление его академизму и реалистической традиции ТПХВ стали причиной прекращения сотрудничества Репина с журналом.
В 1900 году женился на писательнице Н. Б. Нордман-Северовой и переехал в ее имение Пенаты в финском курортном поселке Куоккала. В мае 1918-го он оказался фактически в эмиграции, будучи отрезанным от России границей с Финляндией. Дважды отвергал возможность возвращения: в 1924-м во время празднования своего 80-летия, и в 1926-м, когда получил предложение правительства вернуться в СССР. Факт эмиграции не повлиял на авторитет и популярность Репина в СССР. В 1924–1925 в Москве и Ленинграде состоялись персональные выставки художника. Продолжал работать, несмотря на болезнь кисти правой руки, до самой смерти в 1930 году.
В 2019 году к 175-летию со дня рождения художника прошли масштабные ретроспективные выставки в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Эти же музеи владеют крупнейшими собраниями работ Ильи Репина. В зарубежных коллекциях художник, в частности, представлен в британской галерее Тейт и в Национальном музее современного искусства (MOMAT) в Токио.
Финансовые показатели
Тройку самых дорогих работ Ильи Репина составили живописные произведения, проданные на лондонских аукционах в 2004–2011 годах. Третий по величине результат был достигнут осенью 2004 года: «Этюд к семейному портрету» (1905, холст, масло) ушел с торгов за $1 936 422 на Christie's. Второе место в ценовом рейтинге художника занимает живопись «Портрет мадам Алисы Ривуар с декоративной собачкой» (1914, холст, масло), проданная на аукционе MacDougall's $2 343 665 летом 2009 года. Самая высокая цена на работу Ильи Репина была достигнута в аукционном доме Sotheby's в 2011 году: картина «Парижское кафе» (1875, холст, масло) перешла к новому владельцу за $7 393 148. Добавим, что данная работа была отменно представлена в аукционном каталоге: помимо хорошего провенанса и перечня участия в значимых выставках 1910-х годов, картина «Парижское кафе» позиционировалась как «одна из последних значимых работ выдающегося русского мастера, которая находится в частной коллекции, <...> является ключевой в творчестве тогда еще молодого художника, представляя собой решительный поворот в его стремительно набиравшей силу карьере».
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 600 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 352 работы, живопись — 228 работ, тиражная продукция — 10 работ, смешанная техника — 8 работ, по одной керамике и книжной иллюстрации. Средняя стоимость проданных работ — $72,2 тыс., медианная стоимость — $7,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $33,08 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 458 к 142 (76 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1991–2005 | 313 | 258 | 82 | 55 |
2006–2014 | 193 | 140 | 73 | 53 |
2015–2020 | 94 | 60 | 64 | 34 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Великобритания | 235 | 178 | 76 | 57 |
Финляндия | 116 | 93 | 80 | 23 |
Швеция | 83 | 67 | 81 | 16 |
РФ | 50 | 28 | 56 | 22 |
Германия | 30 | 26 | 87 | 4 |
США | 23 | 22 | 96 | 1 |
Франция | 19 | 13 | 68 | 6 |
Дания | 12 | 7 | 58 | 5 |
Австрия | 8 | 5 | 63 | 3 |
Швейцария | 8 | 8 | 100 | 0 |
Чехия | 5 | 4 | 80 | 1 |
Украина | 4 | 3 | 75 | 1 |
Италия | 2 | 1 | 50 | 1 |
Бельгия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Польша | 1 | 1 | 100 | 0 |
Монако | 1 | 0 | 0 | 1 |
Канада | 1 | 1 | 100 | 0 |
Нидерланды | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Валовая прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Стоящий джентльмен и Жан-Леон Жером (1824–1904). Этюд к картине «Парижское кафе» | 2011 | 178 646 | 2017 | 48 394 | 6 | Christie's, Лондон | –130 252 | –12,2 |
2 | Портрет Васи Тарновского | 2012 | 14 018 | 2018 | 8 760 | 6 | Литфонд, Москва | –5 258 | –6,3 |
3 | Портрет скрипачки Сесиль Хансен | 2008 | 668 200 | 2018 | 586 020 | 10 | MacDougall's, Лондон | –82 180 | –1,2 |
4 | На балконе (Дети художника на даче в Мартышкино) | 2005 | 2 868 | 2014 | 2 772 | 9 | Аукционный дом Кабинет, Москва | –96 | –0,4 |
5 | Мужчина в халате у огня | 1993 | 3 001 | 2007 | 3 073 | 14 | Sotheby's, Лондон | 72 | 0,2 |
6 | Ложа в театре | 2009 | 16 388 | 2015 | 17 253 | 6 | Bonhams, Лондон | 865 | 0,9 |
7 | Портрет молодой девушки | 2010 | 9 750 | 2015 | 10 430 | 5 | Дом антикварной книги "В Никитском", Москва | 680 | 1,4 |
8 | Бахчисарай. Крым | 2020 | 3 432 | 2020 | 3 536 | 1 | Литфонд, Москва | 104 | 3,0 |
9 | Портрет мужчины в овчинном кафтане | 1992 | 4 001 | 2005 | 7 886 | 13 | Christie's, Лондон | 3 885 | 7,5 |
10 | Автопортрет | 2005 | 401 221 | 2014 | 701 318 | 9 | Sotheby's, Лондон | 300 097 | 8,3 |
11 | Портрет сэра Джона Бьюкенена, британского посла | 1993 | 3 601 | 2004 | 7 308 | 11 | Christie's, Лондон | 3 707 | 9,4 |
12 | Ангел | Лежащий мужчина (двусторонняя работа) | 2008 | 968 | 2019 | 1 989 | 11 | Литфонд, Москва | 1 021 | 9,6 |
13 | Портрет жены брата | 2008 | 26 868 | 2012 | 39 584 | 4 | MacDougall's, Лондон | 12 716 | 11,8 |
14 | Украинская свадьба | 2005 | 1 407 | 2006 | 1 662 | 1 | Bukowskis Auctions, Хельсинки | 255 | 18,1 |
15 | Скрипачи | 1999 | 45 706 | 2004 | 130 124 | 5 | Bukowskis Auctions, Хельсинки | 84 418 | 36,9 |
16 | Оружие | 2004 | 63 504 | 2009 | 200 790 | 5 | Christie's, Лондон | 137 286 | 43,2 |
17 | Портрет женщины, предположительно, Веры Шевцовой | 2005 | 10 376 | 2008 | 24 870 | 3 | Stockholms Auktionsverk, Стокгольм | 14 494 | 46,6 |
18 | Портрет Адриана Викторовича Прахова (1846–1916) | 1999 | 1 333 | 2011 | 9 450 | 12 | Аукционный дом Кабинет, Москва | 8 117 | 50,7 |
19 | Сельский дом (изба) | 2003 | 2 757 | 2007 | 8 365 | 4 | Geneshapiro, Стэмфонд | 5 608 | 50,9 |
20 | Мужской портрет | 2000 | 1 762 | 2002 | 4 055 | 2 | Bukowskis Auctions, Хельсинки | 2 293 | 65,1 |
21 | Господин Сазонов | 2001 | 3 618 | 2004 | 10 764 | 3 | Bukowskis Auctions, Хельсинки | 7 146 | 65,8 |
22 | Адам и Ева в раю | 2005 | 3 925 | 2008 | 12 373 | 3 | Uppsala Auktionskammare, Уппсала | 8 448 | 71,7 |
23 | Сидящий казак | 2005 | 3 566 | 2005 | 6 196 | 1 | Bruun Rasmussen, Копенгаген | 2 630 | 73,8 |
24 | Портрет мадам Алисы Ривуар с декоративной собачкой | 2002 | 367 567 | 2009 | 2 343 665 | 7 | MacDougall's, Лондон | 1 976 098 | 76,8 |
25 | Казачья вольница | 2005 | 12 077 | 2007 | 40 400 | 2 | Совком, Москва | 28 323 | 117,3 |
26 | Эскиз бородатого человека в фуражке | 2002 | 12 252 | 2003 | 26 880 | 1 | Bukowskis Auctions, Хельсинки | 14 628 | 119,4 |
27 | Портрет молодой девушки | 2009 | 4 320 | 2010 | 9 750 | 1 | Совком, Москва | 5 430 | 125,7 |
28 | Портрет Надежды Полежаевой | 2009 | 4 176 | 2010 | 10 725 | 1 | Совком, Москва | 6 549 | 156,8 |
29 | Портрет дамы с розой | 2003 | 17 257 | 2007 | 168 960 | 4 | Stockholms Auktionsverk, Стокгольм | 151 703 | 219,8 |
30 | Неаполь (Этюд) | 2013 | 4 484 | 2013 | 17 050 | 1 | Аукционный дом Кабинет, Москва | 12 566 | 280,2 |
Работы Ильи Репина имеют 30 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 55 % — очень высоким показателем как для русского художника, так и для художника международного рынка. Медианный CAGR, не сильно отставая в показателях от среднего, составляет 40,1 % — тем самым подтверждая, что высокий темп роста касается большинства сделок, а не только нескольких успешных продаж, которые «вытягивают» усредненные показатели. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 171 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму, почти в два раза превышающую первоначальную оценку аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 61 % продаж.
Какой бы период аукционных продаж Репина мы ни возьмем, там будут и аукционные рекорды, и достаточно стабильный спрос — что в «новорусском» 1996-м, что в «рыночно-активном» 2007-м, что в посткризисных для рынка русского искусства 2011-м и 2017-м. При этом рынок самого художника четко делится на сегменты живописи и графики: о первых лучше говорит средняя стоимость, о вторых — стоимость медианная (в 10 раз ниже средней). Однако недорогие (относительно) графические работы Репина имеют не меньший инвестиционный потенциал, чем его живопись: вопрос в том, что может двигать коллекционером — заработок в абсолютных цифрах или в процентном значении от вклада. К особенностям рынка художника отнесем и серьезную активность на финском аукционном рынке: как известно, дача Репина после революции 1917 года осталась на территории Финляндии — отсюда и избыточное количество работ на скандинавских аукционах, в частности на Bukowskis Auctions, Stockholms Auktionsverk Uppsala Auktionskammare и других (к которым нашему коллекционеру следует присматриваться с не меньшей осторожностью, чем в любой другой стране).
Если попробовать создать портрет коллекционера работ Репина, то большинство из нас интуитивно проведет аналогию с любителями европейских старых мастеров: оба пласта искусства обласканы академическим признанием, неторопливо, но уверенно повышаются в цене и требуют от владельца — любви, а от инвестора — терпения. Тем не менее в последние годы средний возраст международных коллекционеров старых мастеров и реалистического искусства стремительно снижается: мы видим это как по торгам Sotheby’s, которые анонсирует Виктория Бекхэм, так и по реакции юных адептов технологий на «перекрестные торги» лета 2020 года.
Илья Репин, пожалуй, самый известный русский художник-реалист в мировом масштабе: по его работам до сих пор изучают живопись в китайских художественных школах и академиях, его персональные выставки устраивают региональные международные музеи — от Японии до США. Его имя неприкасаемо, и даже адепты современного искусства, желающие (по недомыслию) задеть классическую русскую школу, говорят о ней как об «искусстве Шишкина», но не Репина. Илью Ефимовича трогать боятся — во многом потому, чтобы лишний раз не напоминать: совершенство его мастерства сегодня недоступно никому другому.
На нынешнем, 358-м аукционе, представлена работа И. Е. Репина «Всадник (Офицер на коне)». Произведение является подготовительным этюдом к картине «Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году» (холст, масло, 144 × 246, Самарский областной художественный музей). Холст посвящен событию Первой мировой войны, когда по приказу бельгийского короля Альберта был затоплен берег Изера, что преградило путь немецким войскам.
1 Поспелов Г. Г. Стернин Г. Ю. Изобразительное искусство // Очерки русской культуры XIX века. Т. 6. Художественная культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. С. 130
2 В. В. Стасов. Избранные сочинения в трех томах. Том первый. Живопись. Скульптура. Музыка. М.: Искусство, 1952. http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1875_repin.shtml
Источник: Поспелов Г. Г. Стернин Г. Ю. Изобразительное искусство // Очерки русской культуры XIX века. Т. 6. Художественная культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201130_repin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201130_repin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.