СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили

Художник недели: Илья Репин
ARTinvestment.RU   30 ноября 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели Ильи Ефимовича Репина, чья живопись выступает энциклопедией общественной жизни и магистральных тенденций в искусстве России второй половины XIX — начала XX века

Годы жизни: 1844–1930

Направление: реализм

Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

Илья Ефимович Репин — крупнейший мастер второй половины XIX века, учитель, воспитавший несколько поколений художников (в том числе, и предыдущего героя нашей рубрики, И. Э. Грабаря), и, вероятно, один из наиболее влиятельных живописцев в русской культуре. В своем искусстве Репин стремился в первую очередь осмыслить окружавшую действительность, «олицетворить идеи в правде»1. Живо вовлеченный в общественную жизнь, он стремился последовательно запечатлеть в живописи образ русского народа, его историю и самосознание и в полной мере отразил художественные искания и духовные устремления, характерные для пореформенной России.

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии, в семье военного поселянина. Первые уроки живописи получил в иконописной мастерской И. М. Бунакова (1858–1859), затем несколько лет работал в иконописной артели, переезжавшей с места на место. Побывав в Острогожске и узнав об успехе уроженца тех мест И. Н. Крамского, приехал в Петербург (1863), занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р. К. Жуковского и того же И. Н. Крамского. В 1864 году поступил в Академию художеств. Учился у Ф. А. Бруни и одновременно общался с «бунтовщиками» Санкт-Петербургской артели художников. Находившиеся в концептуальном противостоянии два лагеря, академизм и реализм, каждый по-своему были близки художнику. Репин прекрасно усвоил академическую живописную манеру, но трансформировал ее на пути к большему реализму.

В 1869 году Репин познакомился с идейным вдохновителем русской реалистической школы, влиятельным художественным критиком В. В. Стасовым, и нашел в нем почитателя своего творчества и близкого друга. В 1870 году, в русле популярного в творческих кругах того времени народничества, Репин совершил поездку на Волгу. Тесно общаясь с местными жителями и сопутствуя им в повседневных делах, художник запечатлел их быт во множестве эскизов, впоследствии сформировавших знаменитую картину «Бурлаки на Волге» (1870–1873, ГРМ). Это монументальное полотно принесло Репину славу молодого мастера, который ищет и находит новые варианты развития жанровой картины, попутно увеличивая масштаб народной темы в живописи своего времени.

Стасов писал о ней: «Картину “Бурлаки” я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет — она решительно первая изо всех у нас. Ни одна другая не может сравниться с нею по глубине содержания, по историчности взгляда, по силе и правдивости типов, по интересу пейзажа и внешней обстановки, в связи с действующими лицами; наконец, по своеобразию художественного исполнения. Это хорошо чувствовало не только большинство нашей публики и фельетонистов, писавших о ней в журналах, но и иностранцы, видевшие ее в третьем году в Вене, на всемирной выставке. И английские, и немецкие, и французские художественные критики прямо называли “Бурлаков” — самой примечательной и характерной картиной русского отдела, а по исполнению, по колоритности и блестящему освещению — “самою солнечною картиной” целой всемирной выставки.

И кто же создал такое произведение, красу нашей школы? Юноша, едва сошедший с академической скамьи, едва покончивший классы»2.

Живописец блестяще учился в Академии, завоевал целый ряд наград и в 1871 году получил золотую медаль и право пенсионерской поездки за границу за дипломную работу «Воскрешение дочери Иаира». В 1872 году он женился в первый раз — на дочери академика архитектуры Вере Алексеевне Шевцовой. Семья отправилась в путешествие по Европе, посетила Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь и, наконец, Париж, где Репины задержались на целый год. Пребывание в Европе дало молодому художнику возможность общения с классикой истории искусства. На Репина произвели впечатление Микеланджело, Рембрандт, Веласкес, а вот Рафаэль, к примеру, не показался ему интересным.

Находясь в Париже, Репин испытывал противоречивые чувства. Подогреваемое бытовыми проблемами желание вернуться в Россию, чтобы продолжить линию, начатую «бурлаками», встречалось с интересом к культурной жизни города. Наблюдая за развитием современной французской живописи, Репин, как и многие другие русские художники, с особенным вниманием относился к опыту импрессионистов. Тематический и технический инструментарий этого направления нашел свое отражение в картине «Парижское кафе» (1875, частная коллекция), которую выставили в Салоне 1875 года. Тонко переданные характеры представителей парижской богемы на первом плане соединились с «размытым» импрессионистским видением пространства кафе, и получилась картина, вступающая в прямой диалог с последними тенденциями европейской живописи. С близким знакомством с парижской живописной культурой связана и работа «Садко» (1876, ГРМ), вдохновленная роскошной зрелищностью местной жизни и созданная под впечатлением от аквариумов, которые художник видел в Европе. Холст принес Репину звание академика в Петербурге, куда он вернулся в 1876 году, раньше окончания пенсионерского срока.

Вскоре Репин переехал в Москву. Здесь он завел тесную дружбу с П. М. Третьяковым, ставшим постоянным покупателем его работ. В 1878 году художник стал членом ТПХВ. На конец 1870-х — 1880-е годы пришелся самый бурный расцвет профессиональной карьеры Репина. Живописец путешествовал по стране, переезжал из Москвы в Петербург и обратно, работал над жанровыми и историческими картинами и писал множество портретов. Мастерство портретиста, предполагающее чуткость видения психологических и морфологических качеств модели, желание передать образ портретируемого во всей целостности его социальной роли — все это принесло Репину большую популярность и стало неотъемлемым качеством его искусства.

Репин создавал «срез» общества 1880-х годов. Его влекла жизнь простого народа в своей физиогномической конкретике, в стихийности образов и, конечно, в социально-политическом контексте эпохи — общих надежд на светлое будущее страны, витавших в воздухе. Репин показывал современную Россию через религиозные истоки бытового поведения и житейской психологии ее людей. Эти идеи легли в основу работ «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (1877–1924, галерея в Градец-Карлове, Чехия) и «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883, ГТГ). Каждой картине предшествовала масштабная подготовительная работа, подробная и необыкновенно точная проработка типажей многоликой толпы, движущейся вперед по России.

Так, Репин работал над многими картинами с перфекционистской тщательностью, подолгу продумывая сюжет и детали в многочисленных эскизах. Его жанровые сцены крайне натуроподобны, композиции намеренно выстроены так, чтобы вступать в прямой диалог со зрителем. В исторической живописи художник концентрировался на характерах, уделяя внимание психологическим портретам изображенных, как, например, в «размашистом» многофигурном сюжете «Запорожцы» (1880–1891, ГРМ), так и в сведенной до двух персонажей сцене «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883–1885, ГТГ).

Параллельно с большими полотнами тема исторической судьбы страны, понятой через судьбы отдельных ее героев, разрабатывалась и в таких работах, как «Арест пропагандиста» (1880–1889, ГТГ), «Не ждали» (1884–1888, ГТГ), где новый художественный смысл обрел популярный в живописи 1830–40-х годов интерьерный мотив, превратившийся в декорацию для значительно более серьезного разговора о судьбе революционера. Он же получил свое развитие с позиций христианской мифологии в работе «Перед исповедью» (1879–1885, ГТГ), в которой художник сосредоточился на психологическом аспекте травмы.

С 1892 года Репин активно занимался педагогической деятельностью. В этом году он стал профессором Императорской Академии художеств, а в следующем, 1893-м, был удостоен звания действительного члена Академии. Еще через год началась его карьера в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, которая продлилась до 1907 года. В 1898-м занял пост ректора училища. Помимо Императорской Академии художеств Репин преподавал живопись и рисунок в школах княгини М. К. Тенишевой в Петербурге (1897–1899) и Смоленске (1895–1899). Реалистическая манера живописца оказала известное влияние не только на современников и молодое поколение художников рубежа XIX—XX веков, но и на мастеров социалистического реализма. В числе учеников Репина были В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, И. С. Куликов, И. И. Бродский, И. Э. Браз, Д. Н. Кардовский, И. Э. Грабарь.

Творческий метод и манера художника находились в постоянной эволюции, питались впечатлениями из заграничных путешествий (1883, 1889, 1894, 1900 и проч.) и общением с новейшими течениями в живописи. Познакомившись в 1894 году с Александром Бенуа, в 1899-м Репин начал сотрудничать с журналом «Мир искусства», принял участие в Первой международной выставке (18 января 1899) под эгидой журнала, недолгое время входил в редколлегию издания. Однако достаточно резкая риторика объединения, концептуальное противопоставление его академизму и реалистической традиции ТПХВ стали причиной прекращения сотрудничества Репина с журналом.

В 1900 году женился на писательнице Н. Б. Нордман-Северовой и переехал в ее имение Пенаты в финском курортном поселке Куоккала. В мае 1918-го он оказался фактически в эмиграции, будучи отрезанным от России границей с Финляндией. Дважды отвергал возможность возвращения: в 1924-м во время празднования своего 80-летия, и в 1926-м, когда получил предложение правительства вернуться в СССР. Факт эмиграции не повлиял на авторитет и популярность Репина в СССР. В 1924–1925 в Москве и Ленинграде состоялись персональные выставки художника. Продолжал работать, несмотря на болезнь кисти правой руки, до самой смерти в 1930 году.

В 2019 году к 175-летию со дня рождения художника прошли масштабные ретроспективные выставки в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Эти же музеи владеют крупнейшими собраниями работ Ильи Репина. В зарубежных коллекциях художник, в частности, представлен в британской галерее Тейт и в Национальном музее современного искусства (MOMAT) в Токио.

Финансовые показатели

Тройку самых дорогих работ Ильи Репина составили живописные произведения, проданные на лондонских аукционах в 2004–2011 годах. Третий по величине результат был достигнут осенью 2004 года: «Этюд к семейному портрету» (1905, холст, масло) ушел с торгов за $1 936 422 на Christie's. Второе место в ценовом рейтинге художника занимает живопись «Портрет мадам Алисы Ривуар с декоративной собачкой» (1914, холст, масло), проданная на аукционе MacDougall's $2 343 665 летом 2009 года. Самая высокая цена на работу Ильи Репина была достигнута в аукционном доме Sotheby's в 2011 году: картина «Парижское кафе» (1875, холст, масло) перешла к новому владельцу за $7 393 148. Добавим, что данная работа была отменно представлена в аукционном каталоге: помимо хорошего провенанса и перечня участия в значимых выставках 1910-х годов, картина «Парижское кафе» позиционировалась как «одна из последних значимых работ выдающегося русского мастера, которая находится в частной коллекции, <...> является ключевой в творчестве тогда еще молодого художника, представляя собой решительный поворот в его стремительно набиравшей силу карьере».

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 600 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 352 работы, живопись — 228 работ, тиражная продукция — 10 работ, смешанная техника — 8 работ, по одной керамике и книжной иллюстрации. Средняя стоимость проданных работ — $72,2 тыс., медианная стоимость — $7,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $33,08 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 458 к 142 (76 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

1991–2005

313

258

82

55

2006–2014

193

140

73

53

2015–2020

94

60

64

34

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

Великобритания

235

178

76

57

Финляндия

116

93

80

23

Швеция

83

67

81

16

РФ

50

28

56

22

Германия

30

26

87

4

США

23

22

96

1

Франция

19

13

68

6

Дания

12

7

58

5

Австрия

8

5

63

3

Швейцария

8

8

100

0

Чехия

5

4

80

1

Украина

4

3

75

1

Италия

2

1

50

1

Бельгия

1

0

0

1

Польша

1

1

100

0

Монако

1

0

0

1

Канада

1

1

100

0

Нидерланды

1

1

100

0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п

Название

Покупка

Продажа

Срок владения, лет

Аукционный дом, город

Валовая прибыль, $

CAGR, %

Год

Цена, $

Год

Цена, $

1

Стоящий джентльмен и Жан-Леон Жером (1824–1904). Этюд к картине «Парижское кафе»

2011

178 646

2017

48 394

6

Christie's, Лондон

–130 252

–12,2

2

Портрет Васи Тарновского

2012

14 018

2018

8 760

6

Литфонд, Москва

–5 258

–6,3

3

Портрет скрипачки Сесиль Хансен

2008

668 200

2018

586 020

10

MacDougall's, Лондон

–82 180

–1,2

4

На балконе (Дети художника на даче в Мартышкино)

2005

2 868

2014

2 772

9

Аукционный дом Кабинет, Москва

–96

 –0,4

5

Мужчина в халате у огня

1993

3 001

2007

3 073

14

Sotheby's, Лондон

72

0,2

6

Ложа в театре

2009

16 388

2015

17 253

6

Bonhams, Лондон

865

0,9

7

Портрет молодой девушки

2010

9 750

2015

10 430

5

Дом антикварной книги "В Никитском", Москва

680

1,4

8

Бахчисарай. Крым

2020

3 432

2020

3 536

1

Литфонд, Москва

104

3,0

9

Портрет мужчины в овчинном кафтане

1992

4 001

2005

7 886

13

Christie's, Лондон

3 885

7,5

10

Автопортрет

2005

401 221

2014

 701 318

9

Sotheby's, Лондон

300 097

8,3

11

Портрет сэра Джона Бьюкенена, британского посла

1993

3 601

2004

7 308

11

Christie's, Лондон

3 707

9,4

12

Ангел | Лежащий мужчина (двусторонняя работа)

2008

968

2019

1 989

11

Литфонд, Москва

1 021

9,6

13

Портрет жены брата

2008

26 868

2012

39 584

4

MacDougall's, Лондон

12 716

11,8

14

Украинская свадьба

2005

1 407

2006

1 662

1

Bukowskis Auctions, Хельсинки

255

18,1

15

Скрипачи

1999

45 706

2004

130 124

5

Bukowskis Auctions, Хельсинки

84 418

36,9

16

Оружие

2004

63 504

2009

200 790

5

Christie's, Лондон

137 286

43,2

17

Портрет женщины, предположительно, Веры Шевцовой

2005

10 376

2008

24 870

3

Stockholms Auktionsverk, Стокгольм

14 494

46,6

18

Портрет Адриана Викторовича Прахова (1846–1916)

1999

1 333

2011

  9 450

12

Аукционный дом Кабинет, Москва

8 117

50,7

19

Сельский дом (изба)

2003

2 757

2007

  8 365

4

Geneshapiro, Стэмфонд

5 608

50,9

20

Мужской портрет

2000

1 762

2002

  4 055

2

Bukowskis Auctions, Хельсинки

2 293

65,1

21

Господин Сазонов

2001

3 618

2004

10 764

3

Bukowskis Auctions, Хельсинки

7 146

65,8

22

Адам и Ева в раю

2005

3 925

2008

12 373

3

Uppsala Auktionskammare, Уппсала

8 448

71,7

23

Сидящий казак

2005

3 566

2005

6 196

1

Bruun Rasmussen, Копенгаген

2 630

73,8

24

Портрет мадам Алисы Ривуар с декоративной собачкой

2002

367 567

2009

2 343 665

7

MacDougall's, Лондон

1 976 098

76,8

25

Казачья вольница

2005

12 077

2007

40 400

2

Совком, Москва

28 323

117,3

26

Эскиз бородатого человека в фуражке

2002

12 252

2003

26 880

1

Bukowskis Auctions, Хельсинки

14 628

119,4

27

Портрет молодой девушки

2009

4 320

2010

9 750

1

Совком, Москва

5 430

125,7

28

Портрет Надежды Полежаевой

2009

4 176

2010

10 725

1

Совком, Москва

6 549

156,8

29

Портрет дамы с розой

2003

17 257

2007

168 960

4

Stockholms Auktionsverk, Стокгольм

151 703

219,8

30

Неаполь (Этюд)

2013

4 484

2013

17 050

1

Аукционный дом Кабинет, Москва

12 566

280,2

Работы Ильи Репина имеют 30 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 55 % — очень высоким показателем как для русского художника, так и для художника международного рынка. Медианный CAGR, не сильно отставая в показателях от среднего, составляет 40,1 % — тем самым подтверждая, что высокий темп роста касается большинства сделок, а не только нескольких успешных продаж, которые «вытягивают» усредненные показатели. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 171 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму, почти в два раза превышающую первоначальную оценку аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 61 % продаж.

Какой бы период аукционных продаж Репина мы ни возьмем, там будут и аукционные рекорды, и достаточно стабильный спрос — что в «новорусском» 1996-м, что в «рыночно-активном» 2007-м, что в посткризисных для рынка русского искусства 2011-м и 2017-м. При этом рынок самого художника четко делится на сегменты живописи и графики: о первых лучше говорит средняя стоимость, о вторых — стоимость медианная (в 10 раз ниже средней). Однако недорогие (относительно) графические работы Репина имеют не меньший инвестиционный потенциал, чем его живопись: вопрос в том, что может двигать коллекционером — заработок в абсолютных цифрах или в процентном значении от вклада. К особенностям рынка художника отнесем и серьезную активность на финском аукционном рынке: как известно, дача Репина после революции 1917 года осталась на территории Финляндии — отсюда и избыточное количество работ на скандинавских аукционах, в частности на Bukowskis Auctions, Stockholms Auktionsverk Uppsala Auktionskammare и других (к которым нашему коллекционеру следует присматриваться с не меньшей осторожностью, чем в любой другой стране).

Если попробовать создать портрет коллекционера работ Репина, то большинство из нас интуитивно проведет аналогию с любителями европейских старых мастеров: оба пласта искусства обласканы академическим признанием, неторопливо, но уверенно повышаются в цене и требуют от владельца — любви, а от инвестора — терпения. Тем не менее в последние годы средний возраст международных коллекционеров старых мастеров и реалистического искусства стремительно снижается: мы видим это как по торгам Sotheby’s, которые анонсирует Виктория Бекхэм, так и по реакции юных адептов технологий на «перекрестные торги» лета 2020 года.

Илья Репин, пожалуй, самый известный русский художник-реалист в мировом масштабе: по его работам до сих пор изучают живопись в китайских художественных школах и академиях, его персональные выставки устраивают региональные международные музеи — от Японии до США. Его имя неприкасаемо, и даже адепты современного искусства, желающие (по недомыслию) задеть классическую русскую школу, говорят о ней как об «искусстве Шишкина», но не Репина. Илью Ефимовича трогать боятся — во многом потому, чтобы лишний раз не напоминать: совершенство его мастерства сегодня недоступно никому другому.

На нынешнем, 358-м аукционе, представлена работа И. Е. Репина «Всадник (Офицер на коне)». Произведение является подготовительным этюдом к картине «Бельгийский король Альберт в момент взрыва плотины в 1914 году» (холст, масло, 144 × 246, Самарский областной художественный музей). Холст посвящен событию Первой мировой войны, когда по приказу бельгийского короля Альберта был затоплен берег Изера, что преградило путь немецким войскам.

1 Поспелов Г. Г. Стернин Г. Ю. Изобразительное искусство // Очерки русской культуры XIX века. Т. 6. Художественная культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. С. 130

2 В. В. Стасов. Избранные сочинения в трех томах. Том первый. Живопись. Скульптура. Музыка. М.: Искусство, 1952. http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1875_repin.shtml

Источник: Поспелов Г. Г. Стернин Г. Ю. Изобразительное искусство // Очерки русской культуры XIX века. Т. 6. Художественная культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201130_repin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201130_repin_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 01.10.2021 Арт-рынок произведений Альбрехта Дюрера Обзор арт-рынка произведений Альбрехта Дюрера, включающий в себя ключевые факторы известности мастера, анализ его живописного наследия, стоимость рисунков и гравюр
  • 27.09.2021 Открыт 85-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Анелии Алиповой, Сергея Бордачёва, Марины Венедиктовой, Ильи Евдокимова, Анастасии Захаровой, Натальи Захаровой, Владимира Коркодыма, Виктора Крапошина, Владислава Моргунова, Нины Поляковой, Ольги Пушкарёвой, Ирины Раковой, Янины Ческидовой
  • 22.09.2021 Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
  • 20.09.2021 Открыт 84-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Азама Атаханова, Юрия Бабича, Константина Батынкова, Анатолия Горяинова, Ильи Комова, Виктора Крапошина, Андрея Криволапова, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Кати Филипповой, Николая Фурсова, Дмитрия Шорина, Татьяны Ян
  • 14.09.2021 Открыт 83-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Михаила Дронова, Михаила Ермолова, Александра Захарова, Александра Кацалапа, Виктора Крапошина, Виктора Кротова, Людмилы Кылыч, Ирины Раковой, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Елены Суровцевой
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх