Художник недели: Игорь Грабарь
История, ценовые и маркетинговые показатели художника Игоря Эммануиловича Грабаря, историка и теоретика искусства, литератора и художественного критика, архитектора, реставратора, педагога, и прежде всего живописца
Годы жизни: 1871–1960
Направление: реализм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Игорь Эммануилович Грабарь — одна из наиболее значимых фигур в русской культуре XX века. Его талант простирался далеко за границы одной сферы деятельности: он участвовал в формировании отечественной истории и теории искусства, педагогики, послужил развитию художественной критики, встал у истоков русской научной школы реставрации и даже проявил себя как архитектор-неоклассик. И все же прежде всего Грабарь считал себя художником: «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей»1.
Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште и принадлежал к небольшой этнической группе славян Угорской Руси. Родственники Грабаря придерживались славянофильских идей, его отец Эммануил Иванович был депутатом Будапештского парламента. Активный противник «мадьяризации» славян Австро-Венгрии, он, спасаясь от преследований, был вынужден эмигрировать в Россию. В 1880 году Игорь вместе с матерью воссоединились с отцом в городе Егорьевске Рязанской губернии, где тот получил место преподавателя в гимназии.
В этой же гимназии будущий художник получил первые уроки живописи у И. М. Шевченко, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1882 году Игорь Грабарь был принят в Московский лицей Цесаревича Николая «живущим стипендиатом». В том же году в Москве открылась XV Всероссийская художественно-промышленная выставка, на которой он познакомился с творчеством мастеров нового направления в живописи — искусством передвижников и мастеров русского лирического пейзажа. Университетский друг его брата Владимира, будущий известный художник и педагог Дмитрий Щербиновский помог 11-летнему начинающему художнику познакомиться с Абрамом Архиповым, Василием Поленовым, Сергеем Ивановым. Лицей Грабарь закончил с золотой медалью и в 1889 году поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В Петербурге Грабарь начал сотрудничество с журналом «Нива», писал для него тексты и делал иллюстрации. Параллельно с юридическим образованием продолжил получать художественное, а также прослушал полный курс лекций на историко-филологическом факультете университета. С 1892 года занимался в академической мастерской Павла Чистякова, вырастившего целую плеяду великих русских художников. Окончив университет, в 1893 году поступил в обновленную, только что реформированную передвижниками Академию. Тогда же произошло знакомство художника с современным европейским искусством, пока лишь по публикациям в зарубежных изданиях. Импрессионисты, особенно Мане, произвели на него неизгладимое впечатление. Грабарь занимался в мастерской Репина, здесь сдружился с Константином Сомовым, Осипом Бразом, Дмитрием Кардовским. В годы обучения в Академии Грабарь познакомился и с москвичами-передвижниками — Константином Коровиным, Валентином Серовым, Аполлинарием Васнецовым и другими.
В 1895 году Грабарь в качестве корреспондента журнала «Нива» отправился за границу. Посетил Италию и Францию. В Париже он встретился лицом к лицу с произведениями импрессионистов. Случайный визит в лавку Амбруаза Воллара на рю Лафитт открыл для него постимпрессионистическую живопись Сезанна, Гогена, Ван Гога. Художник вернулся на родину, в Академию, но понял, что обучение там не имеет для него дальнейших перспектив. При финансовой поддержке «Нивы» Грабарь вновь уехал в Европу, теперь уже в учебных целях. Однако он выбрал вовсе не Париж, а частную художественную школу Антона Ажбе в Мюнхене, которая отличалась нетрадиционным и передовым подходом к рисунку. Его спутником в поездке стал товарищ по Академии Дмитрий Кардовский.
Отъезд обозначил отправную точку мюнхенского периода (1896–1901) в жизни Грабаря. В Германии художник не только углубленно занимался живописью, досконально исследовал ее техники, но и увлекся изучением архитектуры и скульптуры, прошел курс архитектурного политехникума. Вскоре, по предложению Ажбе, он возглавил одно из отделений школы. Наездами художник бывал в столице Франции. Всемирная выставка в Париже 1900 года стала важнейшей вехой в формировании его художественной концепции: «… эта выставка мне подсказала мысль, не дававшую с тех пор покоя, — мысль, что художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь. Милле, Курбе и Мане писали то, что видели вокруг себя, потому что понимали это свое лучше, чем чужое, и потому что любили его больше чужого»2. Так художник раз и навсегда определил главный сюжет своей живописи и подвел черту под мюнхенским периодом. В 1901 году Грабарь вернулся в Петербург.
Еще в Европе художник познакомился с Сергеем Дягилевым. В 1898 году для журнала «Мир искусства» Грабарь начал писать «Письма из Мюнхена» — обзоры событий европейской художественной жизни. Возвратившись в Россию, художник примкнул к объединению «Мир искусства», со многими участниками которого он был дружен еще со времен учебы в Академии. Грабарь испытывал большое уважение к безусловному лидеру движения Александру Бенуа. В 1902 году около 10 произведений Грабаря экспонировались на выставке объединения, а этюд «Луч солнца» (1901) стал первой работой молодого живописца, вошедшей в собрание Третьяковской галереи. В это же время у Грабаря возник замысел создания систематической истории русской художественной школы — не без влияния труда Бенуа «История русской живописи в XIX веке». После распада «Мира искусства» в 1903 году он переехал в Москву и вступил в Союз русских художников — организацию, в которую вошло большинство членов «Мира искусства».
С переездом связано окончательное формирование зрелой манеры художника, источником творческого вдохновения для которого стали природа средней полосы России и особая атмосфера подмосковной усадьбы. На выставке «Союза русских художников» он познакомился с Николаем Мещериным, который пригласил его в свое имение Дугино на берегу Пахры. Там на протяжении последующих 25 лет живописец провел немало времени. Именно в Дугине он создал картину «Февральская лазурь» (1904), которую считал наиболее значительным своим произведением. Здесь же произошла и встреча с племянницей Николая Мещерина Валентиной, будущей женой художника.
Искусство Грабаря-живописца выросло из последних достижений русской реалистической школы и одновременно опиралось на искусство великих французских реалистов и импрессионистов. В раннем своем творчестве художник пробовал себя в разных живописных техниках, но его произведения неизменно были выполнены с высочайшим живописным мастерством и художественным вкусом. К середине 1900-х годов определилась излюбленная тема его творчества — зимняя природа, с акцентом на изображение инея, льда и снега. Эти мотивы открывали самые широкие возможности для разложения цвета на холсте, дивизионизма, которым художник был увлечен до второй половины 1900-х годов. После в творчестве Грабаря наметились отход от идеи предельного реализма импрессионистической живописи в сторону большего декоративизма и обобщенности, связанных уже с творчеством Сезанна и других постимпрессионистов. Переход от одной магистральной тенденции к другой сильнее всего проявился не в заснеженных пейзажах, а в натюрмортах художника, «цветочных» и «чайных».
На протяжении долгих пяти лет, с 1909 по 1914 год, Грабарь не мог заниматься живописью. От любимого дела его отрывали другие занятия. Он попробовал себя в архитектуре — взялся за строительство Захарьинской больницы под Москвой, проект которой выполнил в «палладианском» стиле. С 1908 по 1914 год он выпустил пять томов «Истории русского искусства», ставшей основой российского искусствознания. В 1913 году Грабарь был назначен попечителем (по сути — директором) Третьяковской галереи и занимал этот пост вплоть до 1925 года. Он развернул гигантскую работу по европеизации экспозиции музея, развеска которого до тех пор не менялась со времен Павла Третьякова, провел инвентаризацию коллекции и составил ее первый научный каталог. По инициативе Грабаря собрание галереи пополнилось работами ведущих художников русского авангарда: Гончаровой и Ларионова, Машкова и Кончаловского, Кузнецова и Петрова-Водкина и многих других.
Грабарь стал одним из немногих культурных деятелей, которые сразу и безоговорочно приняли новое революционное правительство. Все свои силы он направил на сохранение русского культурного наследия. В 1918 году Грабарь участвовал в организации музейного отдела Наркомпроса. В том же году он инициировал создание первой реставрационной группы, которая обследовала архитектурные памятники столицы и предприняла экспедиции по всей России. На ее основе в 1924 году возникли Центральные государственные реставрационные мастерские, и Грабарь стал их первым директором. Именно внутри Мастерских был заложен фундамент русской школы научной реставрации, предполагавший раскрытие работ от поздних наслоений и бережное отношение к подлинной авторской структуре произведения. В 1934 году организация была расформирована, однако в 1944 возрождена, вновь при самом прямом участии Игоря Эммануиловича, и сейчас продолжает свою деятельность, превратившись во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря.
Хотя после 1924 года Грабарь практически полностью посвятил себя реставрации, он занимался и преподавательской деятельностью в Московском государственном университете, где был профессором кафедры теории и истории искусств (1921–1925) факультета общественных наук, затем профессором кафедры истории русского искусства этнологического факультета (1925–1930) и уже после войны стал заведующим кафедры русского искусствознания филологического факультета (1945–1947). Еще в 1928 году он стал первым обладателем звания заслуженного деятеля искусств. С 1937 по 1943 год Грабарь занимал пост ректора Московского института изобразительного искусства (сейчас МГХИ им. В. И. Сурикова). С его фигурой связано сохранение и поддержание в учебном заведении традиций МУЖВЗ и московской школы живописи, берущей начало в творчестве передвижников, пропустившей через себя опыт бубнововалетцев и других авангардных художников и закрепившейся деятельностью объединений Союза русских художников и Общества московских художников.
В 1943 Грабарь был назначен на должность директора Всероссийской Академии художеств и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. За свою плодотворную научную деятельность он получил звание академика отделения истории и философии (история искусства) АН СССР (1943), организовал НИИ истории искусств АН СССР, который возглавлял с 1944 года до конца жизни. В 1956 году был удостоен звания Народного художника СССР.
В живописи 1920–30-х годов и более позднего времени Грабарь окончательно ушел от импрессионизма и дивизионизма. Преследуя ту же цель достоверной передачи явлений окружающего мира, он сконцентрировался на других художественных методах, формально близких, скорее, искусству русских реалистов, но включавших в себя теоретическую базу постимпрессионизма с его открытием пластических качеств цвета. В его позднем творчестве важное место начал занимать новый для него жанр портрета, он выполнил ряд произведений и на историко-революционную тематику. С 1922 года активно участвовал в выставках СССР за рубежом, в 1937 году экспонировался в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже. В 1936 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась первая персональная выставка художника, приуроченная к 25-летию его творческой и научной деятельности, за ней последовала экспозиция в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1939-м. После смерти живописца в 1960 году ретроспективные выставки его произведений прошли в 1971–1972 годах в Москве, Ленинграде, Киеве, Кракове, Варшаве, и в 2001-м в Государственной Третьяковской галерее.
Произведения Игоря Грабаря находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и множестве других московских, петербургских и региональных музеев, а также в крупнейших частных собраниях в России и за рубежом.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Игоря Грабаря входит живопись, созданная художником в 1920-х годах и проданная в 2000-х. Третий по величине результат был достигнут осенью 2010 года: холст «Дельфиниумы» ушел с торгов за $282 098 на лондонском Sotheby's — город и аукционный дом традиционны для топ-продаж того периода. Второе место в ценовом рейтинге художника занимает живопись «Вид на Москву-реку» (1922, холст на картоне, масло), проданная на аукционе «Совком» в Москве за $325 000 весной 2016 года. Самая высокая цена на работу Игоря Грабаря была достигнута в московском аукционном доме «Русская эмаль» в 2015 году: картина «Груши на красной скатерти» (1921, картон, масло) перешла к новому владельцу за $1 098 000. Добавим, что данная продажа стала для работы повторной: в 2007 году «Груши на красной скатерти» были приобретены удачливым владельцем за $121 892 на Bruun Rasmussen в Копенгагене.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 61 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 57 работ, графика — 4 работы. Средняя стоимость проданных работ — $83,3 тыс., медианная стоимость — $14,9 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $3,33 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 40 к 21 (66 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1990–2005 | 19 | 18 | 95 | 1 |
2006–2015 | 32 | 16 | 50 | 16 |
2016–2020 | 10 | 6 | 60 | 4 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 17 | 10 | 59 | 7 |
Великобритания | 15 | 11 | 73 | 4 |
США | 9 | 4 | 44 | 5 |
Германия | 5 | 4 | 80 | 1 |
Франция | 5 | 3 | 60 | 2 |
Швеция | 4 | 3 | 75 | 1 |
Австрия | 2 | 2 | 100 | 0 |
Бельгия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Дания | 1 | 1 | 100 | 0 |
Чехия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Швейцария | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Валовая прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Весенний пейзаж | 2007 | 113 766 | 2017 | 174 974 | 10 | MacDougall's, Лондон | 61 208 | 5,4 |
2 | Угол дома. Зима | 2009 | 64 820 | 2010 | 81 250 | 1 | Совком, Москва | 16 430 | 25,3 |
3 | Зимний пейзаж | 2009 | 70 705 | 2012 | 131 430 | 3 | Совком, Москва | 60 725 | 28,6 |
4 | Груши на красной скатерти | 2007 | 121 892 | 2012 | 1 098 000 | 5 | Русская эмаль, Москва | 976 108 | 160,2 |
Работы Игоря Грабаря имеют 4 повторные продажи со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 54,9 % — очень высоким показателем как для русского художника, так и для художника международного рынка. Учитывая ограниченность выборки, детальный анализ зависимости значения CAGR от срока владения делать неуместно, однако отметим, что три из четырех успешных продаж случились в РФ — наиболее устойчивом рынке художника. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 139 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму, почти в полтора раза превышающую первоначальную оценку аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 52 % продаж.
Мы видим, что работы Игоря Грабаря довольно редкие гости на аукционных торгах, что говорит о нежелании большинства коллекционеров расставаться с произведениями автора. Это подтверждает и динамика непроданных работ с течением времени: в период неконтролируемого формирования рынка русского искусства 1990–2005 имеем всего одну (немыслимая цифра!) работу, не нашедшую покупателя на аукционных торгах. Далее количество непроданных работ увеличивается (турбулентность и несколько кризисов), а с 2016 года — снова уменьшается, одновременно с сокращением предложения работ Грабаря на открытом рынке. Другой позитивный знак: работы, имеющие повторные продажи, изначально были куплены в период «перегретого» рынка 2006–2009 годов — но все равно в итоге превзошли уплаченные за них суммы при переходе к новому владельцу. Следовательно, избыточная спекуляция на рынке того периода либо не коснулась самого художника, либо стоимость его произведений в дальнейшем оказалась оправдана желанием коллекционера обладать заветным предметом.
Некоторые художники оставляют в истории искусства академический след, сопоставимый по размаху с их творческим вкладом. Таковыми были Андре Бретон и Джон Балдессари — создатели манифестов своих течений, сюрреализма и концептуального искусства. Таковым мог стать и учитель Грабаря — великий русский живописец Илья Репин, который предпочел свободу творчества коридорной карьере в Императорской академии художеств (ректором Высшего художественного училища которой, к слову, Репин был всего год — с 1898 по 1899), но при этом воспитал в ее стенах многих живописцев в качестве руководителя мастерской: Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Николая Фешина и др. Игорь Грабарь избрал именно «академическую» стезю: будучи отменным живописцем, он в равной степени строил будущее искусства и знаний, с ним связанных. В результате созданная им в 1918 году Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию древнерусской живописи сегодня стала ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, подкрепляя бренд художника на национальном и международном уровнях.
На текущем, 357-м AI Аукционе, выставлен холст «Профильный портрет профессора В. Э. Грабаря» (1955) — родного брата художника, того самого Владимира, чей университетский приятель Дмитрий Щербиновский за 73 года до создания этого замечательного портрета познакомил 11-летнего лицеиста с мастерами русской живописи.
Источник: Мамонтова Н. Н. Игорь Грабарь. М.: Белый город, 2001.
1 Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937. С. 21. Цит. по: Мамонтова Н. Н. Игорь Грабарь. М.: Белый город, 2001. С. 9.
2 Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 1937. С. 144. Цит. по: Мамонтова Н. Н. Игорь Грабарь. М.: Белый город, 2001. С. 33.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201123_grabar_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20201123_grabar_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.